Найти в Дзене
ЗАПЧАСТЬ РФ

АНАЛИЗ РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Российский рынок логистических услуг кардинально поменял траекторию движения: после двухлетнего устойчивого роста тарифов на перевозки в последние месяцы они ощутимо пошли вниз. Прежде всего, это заметно в автомобильных транспортировках, которым принадлежит около 70% всех грузоперевозок в РФ. Согласно статистике логистической платформы «Монополия», средняя ставка на перевозку грузов автотранспортом по России в январе‒феврале 2025 года снизилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 66,6 рубля за километр. Отметим, что в этом сегменте, по-прежнему, лидирует техника КАМАЗ.
ЗАПЧАСТИ КАМАЗ НА МАРКЕТПЛЕЙСЕ SPL Нынешнее снижение цен контрастирует с динамикой изменений тарифов на перевозки, которая наблюдалась в России последние два года. Ведь в 2023 году цены на грузовые автоперевозки в среднем выросли на 40%, а по итогам прошлого года увеличились еще на 25%. С одной стороны, для клиентов и потребителей, конечно, хорошо, что транспортировка, наконец, становится более д

Российский рынок логистических услуг кардинально поменял траекторию движения: после двухлетнего устойчивого роста тарифов на перевозки в последние месяцы они ощутимо пошли вниз. Прежде всего, это заметно в автомобильных транспортировках, которым принадлежит около 70% всех грузоперевозок в РФ. Согласно статистике логистической платформы «Монополия», средняя ставка на перевозку грузов автотранспортом по России в январе‒феврале 2025 года снизилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 66,6 рубля за километр. Отметим, что в этом сегменте, по-прежнему, лидирует техника КАМАЗ.
ЗАПЧАСТИ КАМАЗ НА МАРКЕТПЛЕЙСЕ SPL

Нынешнее снижение цен контрастирует с динамикой изменений тарифов на перевозки, которая наблюдалась в России последние два года. Ведь в 2023 году цены на грузовые автоперевозки в среднем выросли на 40%, а по итогам прошлого года увеличились еще на 25%. С одной стороны, для клиентов и потребителей, конечно, хорошо, что транспортировка, наконец, становится более доступной. Однако столь резкие ценовые колебания могут нанести удар по логистической отрасли и даже стать причиной банкротств транспортных компаний. И в дальнейшем ценовые качели с большой вероятностью опять устремятся вверх.

Груза не хватает на всех
Главная причина снижения логистических тарифов – падение спроса на перевозку грузов в разных отраслях, и это – тревожный сигнал для всей экономики. Кстати, если спад в автоперевозках наметился недавно, то на железной дороге снижение наблюдалось весь прошлый год.

В конце 2024-го многие импортеры заполняли свои склады продукцией в ожидании высокого спроса в первом квартале текущего года. Но охлаждение экономики и высокая ключевая ставка Центробанка привели к снижению спроса. Дополнительный удар по автоперевозчикам наносят маркетплейсы. Да, объемы продаж и в e-commerce растут, но предприятия электронной торговли в последнее время все больше склоняются к модели транспортировки товаров собственными силами, лишая заказов независимые логистические компании.

Риск нового роста тарифов
На фоне роста спроса в последние два года число участников российского логистического рынка активно росло: в частности, по данным Росстата, в России зарегистрировано более 34 тыс. компаний, занимающихся грузовыми автомобильными перевозками. Но сейчас многие из них оказались на грани выживания. Сложность положения транспортных компаний связана с тем, что при снижении тарифов в России продолжается рост себестоимости перевозок.

Участники рынка прогнозируют, что при усугублении ситуации заметная часть перевозчиков могут уйти с рынка или обанкротиться. А ведь, когда спрос на рынке восстановится, банкротство части транспортных компаний станет причиной того, что тарифы опять пойдут вверх.

Как обойти проблемы?
Поиск решений острых проблем российской логистической отрасли стал главной темой на прошедшей недавно в Москве выставке TransRussia-2025. Ее участники отмечали, что значительные трудности развития логистики в России связаны, в том числе, с инфраструктурными ограничениями, хотя движение в направлении их преодоления наблюдается. В России строятся новые дороги, пограничные переходы, бизнес все больше инвестирует в создание новых логистических объектов и в «раскатку» новых логистических маршрутов.

Возможно, в обозримом будущем на помощь логистической отрасли могут прийти технологии искусственного интеллекта, с помощью которых можно моделировать грузопотоки, заранее предсказывая скачки спроса и предложения. Сейчас многие российские компании практикуют закупки «впрок», что вызывает сначала всплеск, а потом спад спроса на транспорт. Если ИИ поможет выровнять процесс поставок, то не будет ни перегрузок товаропроводящей цепи, ни недопоставок.