Вид на пассажирский поезд Вишакхапатнам Кирандул (Visakhapatnam Kirandul), огибающий поворот, справа от которого виден густой лес.
Прочитая эту статью, вы совершите неспешную поездку на поезде по Восточным гатам, чтобы узнать, как отдаленная горная станция меняет мировую кофейную индустрию.
Даже в декабре раннее утро на большей части индийского побережья Андхра-Прадеш редко бывает приятным. К 06:30 воздух уже становится душным, поскольку на пятой платформе железнодорожной станции Вишакхапатнам (Визаг) беспокойно собирается толпа. Однако эти потенциальные пассажиры - не обычные пассажиры пригородной зоны, а путешественники, собравшиеся, чтобы получить новые впечатления. Когда специальный пассажирский поезд Visakhapatnam Kirandul выкатывается на платформу, толпа испытывает ощутимое облегчение; в двух вагонах vistadome в хвосте поезда, посадки в которые они с нетерпением ожидали, установлены кондиционеры.
Индийцы плохо знакомы с понятием очередей, поэтому, когда поезд останавливается, начинается безумная толкотня. По мере того, как поезд, пыхтя, выезжает со станции и постепенно набирает скорость, все успокаивается. Специальный пассажирский поезд Visakhapatnam Kirandul также выполняет регулярные пригородные рейсы до города Кирандул в штате Чхаттисгарх, расположенного примерно в 400 км к северо-западу, и занимает около 14 часов, чтобы преодолеть это расстояние. Но тех, кто едет в вагонах vistadome, интересует только первый этап - поездка в долину Араку. Эта тихая горная станция находится примерно в 120 км, но поездка занимает четыре часа, поскольку поезд проходит через 58 туннелей, прорезанных в Восточных Гатах. Два автобуса vistadome с очень большими окнами и поворотными сиденьями спроектированы таким образом, чтобы из них открывался панорамный вид на горные вершины и долины этого района, а также на его пологие лесистые склоны, которые заканчиваются бурлящими реками и ручьями, ущельями и скалистыми мысами.
Когда поезд проносится мимо кварталов Визага и пригородов, на экране появляются снимки просыпающегося города: продавец овощей тащит свою тележку, выгульщик собак тащит за собой свою собаку, двое детей в форме с затуманенными глазами, которые цепляются за своего отца, едущего в школу на скутере. По мере того как город переходит в широкие поля и сельскохозяйственные угодья, картина меняется: дым лениво поднимается в небо из одинокого дома с соломенной крышей посреди фермы, старательный фермер погоняет своих волов, трактор везет овощи на близлежащий рынок. Ритмичный стук колес поезда знаком и усыпляет.
Менее чем через 30 минут после выезда из Визага поезд значительно замедляет ход и начинает подниматься к подножию Восточных Гат. Как по команде, большинство сидений в вагоне поворачиваются лицом к окнам. Поезд поднимается, равнины уходят вдаль, и даже редкие поселения, прилепившиеся к вершинам, исчезают. Холмы и горы вдали кажутся серо-голубыми в лучах ласкового утреннего солнца. Но еще до того, как мы успеваем запечатлеть эту панораму, опускается полная темнота, когда поезд въезжает в первый туннель маршрута. Часто людей пугают крики взрослых и детей, конечно, в шутку, которые раздаются в течение нескольких минут, пока мы выходим с другой стороны.
По пути в долину Араку поезд проезжает через целых 58 туннелей.
Когда мы выходим на дневной свет, открывается потрясающее зрелище: череда холмов и пологих долин, густо поросших лесом, простираются до горизонта, где окутанный дымкой горный хребет является лишь намеком на грядущие высокие вершины. Пока я пытаюсь охватить взглядом как можно больше места, снова опускается темнота, а вместе с ней еще больше криков.
С другой стороны открывается еще одно сюрреалистическое и драматичное зрелище: рельсы, огибающие холм, зеленая стена, уходящая вертикально вверх с одной стороны, и отвесный обрыв с другой. Поезд, пыхтя, медленно продвигается вперед, огибая внутренний изгиб. Благодаря расположению vistadomes сзади видна вся длина поезда, который вьется по склону холма, словно балансируя на краю. Затем поезд разворачивается и заворачивает на другую сторону, проезжая по мосту, перекинутому через ручей, который плавно течет несколькими метрами ниже. На мосту нет сплошных перил, поэтому на мгновение кажется, что поезд повис в воздухе. Но вскоре это ощущение прерывается темнотой, криками и еще одним захватывающим видом на другой стороне.
Каждый из 58 туннелей маршрута заставляет задуматься о том, что может быть на другой стороне. Густые завесы тумана, цепляющиеся за горные склоны, или низко висящие облака, скрывающие вершины; холмистые луга и леса, раскинувшиеся так, словно кто-то встряхнул гигантское зеленое одеяло и расстелил его; глубокие долины и ущелья, окруженные волнистыми вершинами; и мимолетные проблески деревушек и поселений, ненадежно примостившихся на склонах холмов.
Мы останавливаемся каждые несколько минут, чтобы высадить и забрать пассажиров на музыкальных станциях, которые могут показаться странными для незнакомых: Пендурти, Коттаваласа, Чимидипалли, Боррагухаллу, Каракаваласа. Станция Шимилигуда с гордостью отмечает свою высоту на рукаве: 996 метров над уровнем моря. На протяжении всего путешествия вы также увидите непрерывный парад продавцов продуктов питания, из корзин которых доносятся восхитительные ароматы, когда они продают идли-вада-чатни (обычный рисовый пирог на пару с кокосовым чатни на завтрак), самсу, пикантный слоеный рис и вареный арахис.
Поездка на поезде по склонам холмов, над зияющими пропастями, по мостам и потрясающим панорамным видам
Поездка на поезде проходит по склонам холмов, над зияющими пропастями, по мостам и открывает потрясающие панорамные виды.
Когда поезд наконец прибывает в город Араку, на станции становится людно и шумно, и волшебство путешествия несколько рассеивается. Но ранним утром следующего дня привлекательность Араку проявляется в полной мере. Короткая прогулка приведет вас к лесам и кофейным плантациям, усеянным высокими серебристыми дубами, стволы которых обвиты перечными лозами. Все окутано густым туманом, а воздух холодный, что совсем не похоже на духоту Визага. Воздух насыщен терпенами. Я улавливаю слабые ароматы кофе и перца.
Кофе попал в Араку с англичанами и выращивался на отдельных плантациях. Как и в других регионах Индии, где выращивают кофе, Араку был идеальным местом благодаря сочетанию почвы, высоты над уровнем моря и погодных условий. После обретения независимости от британского владычества в 1947 году земля перешла в руки местных властей, но десятилетия слаборазвитости и спорадических мятежей не позволили региону попасть на инвестиционные карты большинства стран. Ситуация начала меняться в начале 2000-х годов.
"Местное сообщество стремилось к прогрессу", - говорит Манодж Кумар, генеральный директор некоммерческой организации Naandi Foundation, которая работает с фермерами в рамках общественных инициатив и устойчивых моделей. "Итак, мы осмотрелись и подумали, что, поскольку кофе уже растет в карманах, его можно расширить".
Работая с местными фермерами, организация начала выращивать кофе Арабика на микроучастках, используя методы восстановительного земледелия. То, что начиналось примерно с 1000 акров в 2002 году, в настоящее время составляет 100 000 акров, обрабатываемых более чем 90 000 семьями, каждая из которых владеет в среднем примерно одним акром земли. Помимо кофе, фермеров поощряют к выращиванию нескольких культур, и теперь они производят перец, красную фасоль, имбирь, куркуму, пшено, рис, овощи и фрукты, такие как чику (саподилла), манго, яблоки в заварном креме и авокадо. Результатом стала уникальная кофейная модель, известная как "Аракуномика", которая в 2020 году получила премию Фонда Рокфеллера "Видение продовольственной системы до 2050 года".
Кульминацией этого путешествия стала новаторская инициатива: кофе АРАКУ, первый в мире кофе с терруарной картой
Но фонд на этом не остановился. Впервые в истории индийского кофе они "отобрали зерна по терруару", позаимствовав концепцию из виноделия, и разделили конечный продукт на шесть различных вкусовых профилей под торговой маркой ARAKU. Тщательный сбор урожая, рациональные методы производства и тщательный послеуборочный процесс помогают зернам неизменно набирать 91 из 100 баллов в рейтинге specialty coffee.
"Мы выращиваем около 2000 метрических тонн кофе, 98% из которых поступает от производителей специального кофе по всему миру", - говорит Кумар.
Путешественники могут познакомиться с этой историей в различных кофейнях в этом районе, но Прия Раджагопал, любитель кофе и бывший технический руководитель проекта, рекомендует посетить кофейную плантацию Санкараметта, расположенную примерно в 13 км к юго-востоку от Араку, где через плантацию на протяжении нескольких сотен метров проходит деревянный мост, подвешенный над кофейными растениями и окруженный высокими серебристыми дубами. "Когда я приехала, был сезон цветения (с марта по май), и растения были полны белых цветов", - говорит она. "Воздух наполнен сладким запахом жасмина".
Недалеко от отеля находится скромный, но информативный музей кофе Араку, где можно ознакомиться с процессом приготовления кофе от зернышка до чашки. В небольшом кафе по соседству подают крепкий фильтрованный напиток – земляной, насыщенный, который идеально подходит для прохладного утра в горах.
Через несколько дней после поездки на поезде, вернувшись в Бангалор, я направляюсь в единственное в Индии кафе "АРАКУ" (большая часть их продукции либо экспортируется, продается в магазинах, либо доступна онлайн), которое расположено на обсаженных деревьями проспектах городского района Индиранагар. Я разрываюсь между различными вариантами, но останавливаю свой выбор на их фирменном средне прожаренном блюде. Оно получается красивого насыщенного красно-коричневого цвета и очень мягкое на вкус. Что еще более важно, тонкая перечная конечная нота сразу же переносит меня на окутанные туманом извилистые улочки Араку, в пышные зеленые леса и плантации - и в медленную, проникновенную поездку на поезде, которая привела меня туда.