Найти в Дзене

Как сын нефтепромышленника из Кисловодска стал одним из родоначальников театра абсурда

Талантливый драматург и один из создателей, наряду с Эженом Ионеску и Сэмюэлом Беккетом, «театра абсурда», разрушившего нормы «буржуазного» театра, французский драматург Артюр Адамов (фр. Arthur Adamov) имеет прямое отношение к России, где родились его родители. Симпатии к коммунистической партии, невольно лишившей его богатого наследства, стали вторым узлом, связавшим его с бывшей Родиной. Еще одним напоминанием о России могло служить происхождение его первой жены. Несмотря на признание французской публики, он всю жизнь чувствовал себя здесь чужим и одиноким, а нескрываемые левые взгляды привели его к ссоре с коллегами и близкими. Его трагическая смерть могла бы послужить дополнительным кирпичом к созданию мифологии о «бездушном и эгоистичном капиталистическом обществе», если бы не творческая свобода, предоставленная «в кредит» данным строем. Артюр Адамов (Адамян Артур Суренович) родился в Кисловодске в 1908 году в богатой армянской семье. Отец будущего драматурга был нефтезаводчиком
Оглавление

Талантливый драматург и один из создателей, наряду с Эженом Ионеску и Сэмюэлом Беккетом, «театра абсурда», разрушившего нормы «буржуазного» театра, французский драматург Артюр Адамов (фр. Arthur Adamov) имеет прямое отношение к России, где родились его родители.

Симпатии к коммунистической партии, невольно лишившей его богатого наследства, стали вторым узлом, связавшим его с бывшей Родиной. Еще одним напоминанием о России могло служить происхождение его первой жены. Несмотря на признание французской публики, он всю жизнь чувствовал себя здесь чужим и одиноким, а нескрываемые левые взгляды привели его к ссоре с коллегами и близкими. Его трагическая смерть могла бы послужить дополнительным кирпичом к созданию мифологии о «бездушном и эгоистичном капиталистическом обществе», если бы не творческая свобода, предоставленная «в кредит» данным строем.

Семья Артюра Адамов

Артюр Адамов (Адамян Артур Суренович) родился в Кисловодске в 1908 году в богатой армянской семье. Отец будущего драматурга был нефтезаводчиком. Родители переехали в Кисловодск из Баку.

  • В детстве Артюр стал случайным свидетелем погромов, проводившихся курдами против армянского населения. Отец мальчика был ранен участниками армянского националистического движения – дашнаками. Поводом для мести дашнака послужил отказ отца передавать им деньги на вооруженную борьбу против османского правительства.
  • В августе 1914 года, когда разразилась Первая мировая война, семья Артюра оказалась на отдыхе в Шварцвальде (Германия), откуда успела своевременно перебраться в Швейцарию.
  • После октябрьской революции в России в 1917 году семейство лишилось нефтяных скважин в Баку. Два дяди Артюра погибли во время гражданской войны: один – в армии Колчака, другой – в войсках Деникина. У семьи закончились деньги.
  • Вскоре Артюр с родителями и любимой сестрой переехали в Париж транзитом через Германию (этого «рая для убогих», по мнению Артюра Адамов).
  • Адамов начинает посещать лицей Лаканаля в городке Бур-ла-Рен близ Парижа. Однако спустя малое время половину учеников, включая Артюра, отправляют по домам в связи с безнравственным поведением воспитанников, а также систематическими прогулами уроков будущим известным литератором.

Артюр примкнул к анархическому движению. Он начал писать стихи, которыми восхищается Элюар. Но попытка сблизиться с лидером сюрреалистов Андре Бретоном закончилась провалом.

Французский писатель и поэт-сюрреалист Андре Бретон (1896 - 1966)
Французский писатель и поэт-сюрреалист Андре Бретон (1896 - 1966)

Молодой человек на вопрос мэтра о своих любимых поэтах забыл назвать самого Бретона, выбрав Бодлера, Тцару и Элюара.

Начало творческого пути

Артюр Адамов в середине 20-х годов начал играть в театральной студии, где познакомился с одной из своих будущих жен, талантливым режиссером русского происхождения, Татьяной Павловной Балашовой. Для постановок арендуется кинозал «Студия Урсулинок».

Французская актриса и режиссёр Татьяна Павловна Балашова (1902 - 1973)
Французская актриса и режиссёр Татьяна Павловна Балашова (1902 - 1973)
  • В это время он стал интересоваться политикой и придерживался левых взглядов.
  • 23 августа 1927 года в Париже вспыхнули массовые волнения в ответ на арест в Америке рабочих-анархистов Сакко и Ванцетти. Артюр Адамов вместе с другими протестующими принял участие в драке с американскими солдатами внутри «Мэзон дю кафе». Толпа начала бить витрины магазинов и грабить их содержимое. Кто-то из рабочих помочился на могилу неизвестного солдата на площади Звезды.
  • Неожиданно «тип с неприятной рожей» поинтересовался у Артюра Адамов, имеется ли у него партбилет. Так как практически все участники протестов относили себя к коммунистам, Артюра Адамов принимают за провокатора. Его спасает человек в плаще, который, в свою очередь, попросил «типа с неприятной рожей» показать партбилет. Тот скрылся в толпе. Позже его знакомая и театральная актриса Сильвия Маклес рассказала Артюру Адамов, что его спасителем оказался известный радикальный философ и, по совместительству, ее супруг - Жорж Батай (После развода с Батаем Сильвия Маклес станет музой другой знаменитости – психоаналитика Жака Лакана).
Французский философ Жорж Батай (1897 - 1962)
Французский философ Жорж Батай (1897 - 1962)
  • Осенью 1927 года Артюр Адамов стал посещать знаменитое кафе «Ле Дом», расположенное в квартале Монмартра. Он с волнением присутствовал на премьере пьесы Стриндберга «Игра слов», а также «Ченчи», поставленных обретающим скандальную славу театральным реформатором Антоненом Арто и его «Театром жестокости». Позже Артюр сделался одним из немногих близких Арто друзей, проводивших его в последний путь после неудачных опытов психиатрического лечения театрального новатора. Приемы «Театра жестокости» органично использовались Артюром Адамов при написании своих пьес.
  • Во время своего появления в «Игре слов» Арто запомнился тем, что объявил в стиле абсурдизма Альфреда Жарри:
«Действие происходит в Швеции, то есть нигде».

Обиженный зритель, оказавшийся шведом, покинул театральный зал.

Писатель, поэт, актёр театра и кино и теоретик театра Антонен Арто (1896–1948)
Писатель, поэт, актёр театра и кино и теоретик театра Антонен Арто (1896–1948)

В другой раз Арто, игравший офицера, держал в руке огромный букет цветов, стучал в запертую дверь и кричал имя своей возлюбленной, которая так и не появилась на сцене.

Любовь и женщины

Первой настоящей любовью для Артюра оказалась русская красавица Ирен. Будучи поклонницей Николая Бердяева, лекции которого она посещала, и религиозной фанаткой, мечтающей воссоединиться с Христом, Ирен в то же время была вместилищем плотских страстей и мазохистских наклонностей. Про нее Артюр Адамов мог бы сказать словами старшего современника, отца русского футуризма Давида Бурлюка:

«Поэзия – истрепанная девка, а красота кощунственная дрянь».
  • Поселившись в гостиничном номере с Артюром, она завела новых любовников. По ночам ей нравилось прислушиваться к крикам, доносящимся из соседнего номера, где муж избивал нерадивую супругу.
  • Друзья добывали Ирен героин, пока Артюр Адамов, который постоянно испытывал недостаток в деньгах, занимал их у многочисленных знакомых. Как-то раз, читая «Ужасных детей» Жана Кокто, Артюр тут же без смущения обратился за финансовой помощью к культовому французскому писателю и поэту, который никогда не отказывал просителям.

Роман Артюра Адамов с Ирен подошел к своему логическому концу, когда в номер, где проживала пара, вбежала полиция и предъявила молодому человеку обвинение в оскорблении героя Франции маршала Фоша, а также припомнила ему участие в несанкционированном митинге в защиту Сакко и Ванцетти.

Артюр Адамов в зрелые годы
Артюр Адамов в зрелые годы
  • Артюра вместе матерью и Ирен приговорили к депортации из Франции. В дело пришлось вмешаться знаменитому общественному деятелю и писателю Андре Мальро, симпатизировавшему коммунистам и молодежи. После его телефонного звонка семья Артюра Адамов вместе с Ирен остались во Франции. Однако по требованию полиции молодые люди вынуждены были расстаться.
Французский писатель и герой Французского Сопротивления Андре Мальро (1901 - 1976)
Французский писатель и герой Французского Сопротивления Андре Мальро (1901 - 1976)
  • В 1930 году, когда до Европы дошла волна экономического кризиса из Нью-Йорка, Артюр познакомился с Югетт, девушкой с «открытым выбритым лбом, нарочитой бледностью и подведенными глазами», дочерью мелких ювелиров.
  • Югетт в порывах ревности заперла драматурга в мансарде на три месяца, принося еду и сигареты. Артюр Адамов решил расстаться с Югетт, чтобы начать встречаться с ее сестрой – Жизель, дородной хозяйкой маленького цветочного магазина. В ней присутствовала сильная тяга к алкоголю, незаметно передавшаяся и Артюру Адамов, которая позднее сказалась на его здоровье и творческой продуктивности. Югетт умрет в 1938 году в больнице Святой Анны от прогрессирующей шизофрении.
  • В 1933 году Артюр в очередной раз пережил семейную драму: отец драматурга, не сумев выплатить карточные долги, принял смертельную дозу гарденала. Как позже признался Артюр Адамов, отца погубила не страсть к азартным играм, а ненависть к нему сына.
  • Артюр Адамов, приревновав Жизель к ее мужу, коммунисту с Мартиники, вскоре ее покинул. Его музой становится немка Агата, с которой он познакомился в театре «Ле Дом».
  • Через шесть лет наступил мрачный период истории, когда Париж был захвачен армией III Рейха, а Артюр укрылся в Марселе, ненадежной зоне режима Виши. Агата оказалась в Каркасоне. Чтобы не быть интернированной в Германию, она, с согласия Артюра, вышла за друга-бельгийца и стала бельгийкой.
  • Артюр Адамов с нансеновским паспортом и со статусом иностранца вскоре стал объектом пристального внимания со стороны правительства. 8 мая 1941 года его арестовали и доставили в концентрационный лагерь Аржелес-сюр-Мер.

Период оккупации и пора освобождения

В лагере всех узников, включая Артюра Адамов, побрили наголо. Однажды он узнал, что в Аржелес прибыла военно-строительная немецкая организация, называвшаяся комиссией Тодта. Она отбирала иностранцев для постройки автострады в Голландию. Исключение составляли евреи, которым в тот редкий момент разрешалось остаться во Франции.

Концентрационный лагерь Аржелес-сюр-Мер
Концентрационный лагерь Аржелес-сюр-Мер
  • Артюр неожиданно для членов комиссии попросил написать в своих документах, что он – еврей. Инспекторы не послушались странного заключенного, однако разрешили ему остаться во Франции.

В лагере Артюр Адамов пробыл около полгода: знакомые марсельские квакеры, возглавляемые господином Шампенуа, устроили ему побег.

  • На свой страх и риск Артюр приехал в оккупированный Париж. Он сразу устремился домой к другу Роже Жильбер-Леконту, поэту-авангардисту, участнику (вместе с Рене Домалем и Роже Вайяном) знаменитой литературной группы «Большая игра». Роже Жильбер-Леконт, пристрастившийся к опиуму и алкоголю, находился в тяжелом физическом и психологическом состоянии. Он только что поссорился с Рене Домалем. После одного из уколов Жильбер-Леконт заболел столбняком.
Французский поэт-авангардист и писатель Роже Жильбер-Леконт (1907 - 1943)
Французский поэт-авангардист и писатель Роже Жильбер-Леконт (1907 - 1943)
  • У постели умирающего друга Артюр попросил товарища прочитать на досуге свои автобиографические записки «Признание». Жильбер-Леконт умер в больнице на другой день после получения наследства.
  • Другой близкий друг, голландский литератор Хендрик Крамер, погиб в лагере для интернированных Маутхаузен.
  • В 1945 году, после освобождения союзниками Парижа, Артюр Адамов в компании знакомой писательницы и поклонницы психоанализа Марты Робер посетил одинокого, томящегося в психиатрической лечебнице Родезе Антонена Арто. Хозяин лечебницы доктор Фердьер угрожал Арто применить электрошок, если тот не будет себя хорошо вести. Лицо Арто постоянно дергалось от тика, а из беззубого рта вырывались нечленораздельные вопли. Потрясенные увиденным, Артюр и Марта поклялись освободить Арто из Родезе. Им удалось внести залог за больного кумира, составлявший около миллиона франков, собранного по подписке среди известных литераторов. Арто перевели в безопасную лечебницу Иври, а вскоре в его честь был организован вечер в театре «Вье коломбье». Находясь на сцене, Арто с большим трудом удерживал в руках записи, он был бледен и часто замолкал.
Антонен Арто во время репетиции
Антонен Арто во время репетиции
  • Страдая от болей, Антонен Арто через некоторое время принял смертельную дозу хлорала.

Среди многочисленных невзгод в жизни Артюра промелькнул луч света, когда Марта познакомила друга со своей приятельницей и будущим известным психоаналитиком Жаклин Отрюссо, ставшей женой Артюра Адамов. Ее он нежно называл Бизоном (от французского «biser» - поцеловать), подобно философу Жан-Поль Сартру, который своей жене Симоне де Бовуар дал прозвище Бобер.

Театральный успех

Первой пьесой Артюра Адамов, который до этого предпочитал заниматься стихотворным творчеством или переводами юнгианской литературы на французский язык, стала «Пародия». Она была написана в 1947 году. Толчком к ее созданию стала увиденная писателем сцена около станции метро «Мобер-Мютюалите». Возле слепого, который стоял возле входа на станцию и просил милостыню, проходили две девушки. Был слышен бессмысленный разговор одной из парижанок: «Я закрыла глаза, было так хорошо». Не замечая слепого, они его задевают, заставляя несчастного упасть. Артюру пришла в голову идея написать пьесу об одиночестве человека и общем непонимании людьми друг друга, живущими как в пустыне. По иронии судьбы, название станции метро переводится как станция «взаимопомощи».

  • В «Пародии» девушка Лили назначила свидание сразу двум молодым поклонникам возле башни с часами. Один из них, названный «служащим», перепутав время, стал носиться по городу в поисках Лили. Второй молодой человек по имени Н. разлегся на земле и стал ожидать прихода девушки. В конце концов, служащего забрали в тюрьму из-за подозрительного поведения, а персонажа Н. переехал автомобиль.
...Один из них, названный «служащим», перепутав время, стал носиться по городу в поисках Лили
...Один из них, названный «служащим», перепутав время, стал носиться по городу в поисках Лили
  • Затем последовала пьеса «Вторжение», очень понравившаяся Андре Жиду, который рекомендовал ее многим писателям и известному театральному режиссеру Вилару. Однако на премьере «Вторжения» в театре Елисейских полей в ноябре 1950 года случился, по словам Артюра Адамов, полный провал.
  • После неудачи с «Вторжением» Артюр Адамов написал пьесу «Маневры большие и малые». В начале 1950-х годов Артюр Адамов разочаровался в сталинизме и считал, что революцию предали партийные функционеры. В пьесе персонаж Калека по команде инструкторов «теряет все части тела». По мысли Артюра, всякого, кто вверяет себя Высшей власти, преследует полное уничтожение. Однако другой персонаж пьесы по имени Борец в борьбе с властью тоже оказался уничтоженным. Такая двусмысленность и непоследовательность поведения персонажей пьесы позже заставила Артюра Адамов разочароваться в идеях, выраженных в «Маневрах».

Пьеса «Профессор Таранн» была написана за два дня и три ночи. Замысел для пьесы пришел Артюру во сне, случившийся во время показа «Маневров больших и малых».

  • По сюжету пьесы почтенного профессора обвиняют в том, что он бегал нагишом по пляжу, нарушая общественную мораль. В ходе показаний свидетелей выясняется, что одна девушка спутала ученого с другим профессором. В найденной записной книжке с уликами, которую профессор Таранн по ошибке признал своей, он не может разобрать «свой» почерк. В присланной из университета справке, подтверждающей личность и статус профессора, было указано, что профессор Таранн при написании своих трудов использовал чужие исследования. В конце пьесы профессор Таранн, устав доказывать свою невиновность, полностью разделся. Артюр Адамов писал, что данная пьеса - вещий текст, показывающий страх драматурга перед чужим обществом. В тот период Артюр Адамов ощущал себя гастролером, приглашенным во Францию.
  • Однако полным успехом у зрителей стала пользоваться пьеса «Пинг-понг», где главным героем выступил электрический бильярд. Все персонажи пьесы незримыми нитями были связаны с бильярдом, он стал их навязчивой идеей. Артюр Адамов вспоминал, как ночью после работы над пьесой рыдала Бизон, не понимая, как Артюр сможет выстроить живые связи между всеми персонажами. На следующий день супруги на листе бумаги нарисовали все возможные варианты.
...Все персонажи пьесы незримыми нитями были связаны с бильярдом, он стал их навязчивой идеей
...Все персонажи пьесы незримыми нитями были связаны с бильярдом, он стал их навязчивой идеей

В пьесе «Пинг-понг» показано отчуждение человека в современном обществе, подчинение человека игровому автомату, представляющему собой капиталистическую систему.

Адамов и политический активизм

Артюр Адамов, несмотря на долгие раздумья, не вступил в коммунистическую партию. Его друзья говорили, что для партии будет полезней его деятельность вовне, а не внутри. Его жена, напротив, без колебаний стала членом партии. Артюр вместе с Жан-Поль Сартром и Симоной де Бовуар стал постоянным участником антивоенных демонстраций. Вместе с другими интеллектуалами он подписал скандально известный «Манифест 121», который призывал выступить на стороне алжирских сил сопротивления и за признание независимости Алжира от французской метрополии.

Артюр Адамов в конце 50-х годов
Артюр Адамов в конце 50-х годов
  • Литературная слава и слухи об активной политической деятельности драматурга дошли до Германии. Зимой 1958/1959 годов его пригласили в ГДР на годовщину образования республики.
  • В Берлине, не успев содержательно пообщаться с известным театральный деятелем Бертольдом Брехтом из-за его внезапной кончины, Артюр Адамов выпивал в компании Ханса Эйслера, автора гимна ГДР и Коминтерна. Вскоре, после возвращения во Францию, его стала снедать тоска и он пристрастился к алкоголю.
Немецкий композитор Ханс Эйслер (1898 - 1962)
Немецкий композитор Ханс Эйслер (1898 - 1962)
  • Отказавшись от идей театра абсурда, Адамов, под влиянием Брехта, совершил поворот к реализму. Он создал пьесу «Весна семьдесят первого» в честь событий, произошедших в период французской коммуны. В пьесе было задействовано большое количество персонажей-кукол, а разрешение на ее постановку в столице Адамов получил у компартии Франции.

Артюра приглашают с визитом в Словакию, на Кубу, в Шотландию на Эдинбургский фестиваль 1963 года. Некоторое время он преподавал в Корнельском университете (США), где в одно с ним время курсы по русской и зарубежной литературе читал Владимир Набоков. Периоды творческой активности Артюра Адамов все чаще стали сменяться длительными запоями и неконтролируемым приемом барбитуратов. У него началось помрачение рассудка.

Лечебница и смерть

В 1966 году Артюр Адамов оказался в знаменитой лечебнице Питье-Сальпетриер, в которой с конца XVIII века успешно опробовались новые методики лечения сумасшествия, предложенные доктором Филипом Пинелем. Затем Адамов чередовал периоды успешной реабилитации от запоев и наркотической зависимости с новым пребыванием в лечебницах. Дополнительно он лечился от плеврита и туберкулеза.

Больница Питье-Сальпетриер в наши дни
Больница Питье-Сальпетриер в наши дни
  • В больнице Артюр вел дневниковые записи. Незадолго до смерти он вспоминал неудачливого бретонского жонглера, который, не сумев поймать сразу два шара, каждый раз подбрасывал на один шар больше, и, так как все его попытки заканчивались плачевно, у артиста невольно опускались руки. Адамов убеждал себя не становиться таким жонглером, а быть твердым и соизмерять силы.
В 1970 году Артюр Адамов скончался от передозировки барбитуратов.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!