В конце XIX века в столице на берегу Москва‑реки построили государственную электростанцию Раушскую, которую впоследствии стали называть ГЭС‑1. Сегодня она считается старейшей действующей электростанцией в стране и числится в Списке ЮНЕСКО как памятник промышленной архитектуры. В 1895 году заказ от городских властей на её строительство получило «Общество электрического освещения», а в 1897 году ГЭС сдали в эксплуатацию. Станция снабжала теплом и электроэнергией центр города. В 1899 году к ГЭС‑1 подключили первую в Москве линию трамвая. Новый транспорт курсировал от Бутырской заставы до Петровского парка. Спустя восемь лет он стал потреблять около 30% всего тока, который производила электростанция. Поэтому решено было построить и использовать для запитки трамвайной линии отдельную ГЭС. Новая станция заработала в 1907 году в центре города на Болотной набережной — у Малого Каменного моста на Винно‑соляном дворе. ГЭС стала первой в России электростанцией, оснащённой тремя паровыми турбинами