Найти в Дзене
Поездочка

ГЭС-2. Из индустриальной промзоны в прекрасное место отдыха.

В конце XIX века в столице на берегу Москва‑реки построили государственную электростанцию Раушскую, которую впоследствии стали называть ГЭС‑1. Сегодня она считается старейшей действующей электростанцией в стране и числится в Списке ЮНЕСКО как памятник промышленной архитектуры. В 1895 году заказ от городских властей на её строительство получило «Общество электрического освещения», а в 1897 году ГЭС сдали в эксплуатацию. Станция снабжала теплом и электроэнергией центр города. В 1899 году к ГЭС‑1 подключили первую в Москве линию трамвая. Новый транспорт курсировал от Бутырской заставы до Петровского парка. Спустя восемь лет он стал потреблять около 30% всего тока, который производила электростанция. Поэтому решено было построить и использовать для запитки трамвайной линии отдельную ГЭС. Новая станция заработала в 1907 году в центре города на Болотной набережной — у Малого Каменного моста на Винно‑соляном дворе. ГЭС стала первой в России электростанцией, оснащённой тремя паровыми турбинами

В конце XIX века в столице на берегу Москва‑реки построили государственную электростанцию Раушскую, которую впоследствии стали называть ГЭС‑1. Сегодня она считается старейшей действующей электростанцией в стране и числится в Списке ЮНЕСКО как памятник промышленной архитектуры. В 1895 году заказ от городских властей на её строительство получило «Общество электрического освещения», а в 1897 году ГЭС сдали в эксплуатацию. Станция снабжала теплом и электроэнергией центр города.

1913 год. Городская центральная электрическая станция
1913 год. Городская центральная электрическая станция

В 1899 году к ГЭС‑1 подключили первую в Москве линию трамвая. Новый транспорт курсировал от Бутырской заставы до Петровского парка. Спустя восемь лет он стал потреблять около 30% всего тока, который производила электростанция. Поэтому решено было построить и использовать для запитки трамвайной линии отдельную ГЭС.

Новая станция заработала в 1907 году в центре города на Болотной набережной — у Малого Каменного моста на Винно‑соляном дворе. ГЭС стала первой в России электростанцией, оснащённой тремя паровыми турбинами. Уже к 1909 году она полностью снабжала электричеством всю московскую трамвайную сеть и обеспечивала энергией часть домов и предприятий в центре города.

После революции 1917 года станция была национализирована. Революционный комитет контролировал все производственные процессы, а через год объединил электростанции города единой сетью. К 1940 году её стали называть ГЭС‑2.

Панорама на ГЭС-2. 1925 год.
Панорама на ГЭС-2. 1925 год.

Электростанция работала во время Первой и Второй мировых войн и не пострадала, а за всё время существования её здание несколько раз модернизировали и реконструировали. ГЭС на Болотной набережной прекратила свою работу спустя почти 100 лет после открытия — в 2006 году.

В 2015 году началась новая глава в истории электростанции: здание ГЭС‑2 приобрёл миллиардер Леонид Михельсон — сооснователь V-A-C. Меценат вместе с партнёром, итальянским искусствоведом и арт‑директором Терезой Мавик, искал подходящее место для произведений искусства из коллекции фонда. Заброшенная электростанция стала идеальной площадкой для выставок — просторная, в самом сердце города, с богатой историей и статусом объекта культурного наследия.

-3

Проект реконструкции ГЭС-2 принадлежит итальянскому архитектору Ренцо Пьяно — автору Центра Помпиду в Париже, лауреату главной в архитектурном мире Притцкеровской премии и почетному сенатору Итальянской Республики.

Благодаря реконструкции ГЭС-2 превратилась в пространство, открытое для экспериментов и впечатлений, место для творчества и культуры, где взамен электрической энергии вырабатывается энергия созидания. Именно поэтому в интерьерах Дома культуры преобладает нейтральный фон разных оттенков светло-серого, готовый принять любые формы искусства и оживающий при участии публики и художников.