Найти в Дзене

Кому - война, а кому - мать родна

В последние годы интересующиеся политикой вполне резонно могли задаваться вопросом: как возможно во время военных действий продолжать экономические отношения с теми странами, что помогают враждебной стране? И речь идёт не только о событиях последних трёх лет. Интересно, что история может дать ответ на этот вопрос. Ведь в таких же отношениях, в каких сейчас находятся, например, Россия и Турция, в 30-х годах состояли сталинский СССР и фашистская Италия. Сходство в том, что и там, и там стороны одновременно вели друг с другом необъявленную войну и обширную торговлю, в т.ч. оружием. Итак, 1936-1939 годы. Идет гражданская война в Испании. На стороне мятежников-франкистов воюет итальянский экспедиционный корпус с авиагруппой; на стороне республиканского правительства — советские военспецы: летчики, танкисты, моряки и пр. В испанском небе сбивают друг друга итальянцы на "фиатах" (CR-32) и русские на "ишаках" (И-15, И-16). Участь пленных летчиков незавидна: в Барселоне в 1937 г. анархисты

В последние годы интересующиеся политикой вполне резонно могли задаваться вопросом: как возможно во время военных действий продолжать экономические отношения с теми странами, что помогают враждебной стране? И речь идёт не только о событиях последних трёх лет.

Интересно, что история может дать ответ на этот вопрос. Ведь в таких же отношениях, в каких сейчас находятся, например, Россия и Турция, в 30-х годах состояли сталинский СССР и фашистская Италия. Сходство в том, что и там, и там стороны одновременно вели друг с другом необъявленную войну и обширную торговлю, в т.ч. оружием.

Итак, 1936-1939 годы. Идет гражданская война в Испании.

-2
-3

На стороне мятежников-франкистов воюет итальянский экспедиционный корпус с авиагруппой; на стороне республиканского правительства — советские военспецы: летчики, танкисты, моряки и пр. В испанском небе сбивают друг друга итальянцы на "фиатах" (CR-32) и русские на "ишаках" (И-15, И-16).

Fiat CR.32
Fiat CR.32
И-16
И-16

Участь пленных летчиков незавидна: в Барселоне в 1937 г. анархисты разорвали сбитого итальянского пилота надвое лошадьми, а вскоре с франкистского "юнкерса" на позиции республиканцев сбросили ящик с изрубленными останками двух советских военлетов. Итальянский флот в испанских водах обстреливает, захватывает и топит советские пароходы, идущие из Одессы и Ленинграда с военными грузами для республиканцев.

Однако ни война в Испании, ни антагонизм политических режимов не мешает оживленной торговле между сталинским СССР и фашистской Италией.

В портах Батуми, Новороссийска и Одессы ежедневно стоят итальянские сухогрузы и танкеры, загружающиеся советской марганцевой рудой, зерном и нефтепродуктами (Италия в 20-30-е гг. была главным экспортером советских керосина, бензина и мазута).

Советский Союз же закупает у дуче военно-морскую технику: торпеды, зенитные орудия, системы управления огнем корабельной артиллерии, силовые установки. Итальянские фирмы поставляют в СССР техническую документацию для строительства военных кораблей (первенцы сталинского «Большого флота» — крейсера проекта 26 /«Киров», «Ворошилов»/ и эсминцы проекта 7 — были построены по итальянским чертежам и имели итальянские прототипы). В самой Италии, на верфях Ливорно, в январе 1937 г. по советскому заказу был заложен тяжелый эсминец «Ташкент» (в недалеком будущем — легендарный «голубой крейсер» времен обороны Одессы и Севастополя).

крейсер «Киров»
крейсер «Киров»

Через два месяца после закладки «Ташкента» испанские республиканцы под началом советских военных советников и при самом активном участии советской авиации разгромят итальянский экспедиционный корпус в битве под Гвалдалахарой. Однако, несмотря на фактическую итало-германо-советскую войну в Испании, «Ташкент» будет построен и хоть и со срывом контрактных сроков, но все же передан советскому флоту в марте 1939 г. (Можно сравнить с поведением «нейтральных» французов в истории с «Мистралями» 75 лет спустя).

эсминец «Ташкент»
эсминец «Ташкент»

Как видите, история позволяет сделать вывод:

всё, что происходит сейчас и будет происходить в будущем, уже случалось в прошлом и часто, не по одному разу.