После травли в школе и проблем с учителем математики у дочки, мы подключили всех. С нами работают все доступные специалисты:
🔸Психиатр
🔸Психотерапевт
🔸Психолог
Правда, работа психиатра заключается только в выписывании рецепта на антидепрессанты... Я сама инициировала такую бурную деятельность вокруг Саши. Чтобы разобраться в проблеме и решить её, нужно работать над этим.
Почему так случилось? Что привело к тревожно-депрессивному расстройству? Как экологично выйти из этого состояния?
Без специально обученных людей тут сложно обойтись.
Я даже поменяла график работы и высвободила себе время, чтобы находится с ней чаще, поддерживать и ходить по врачам.
К психологу, Ксении Александровне, мы ходим раз в неделю. Это чудесная молодая женщина. Корректная, мягкая, позитивная. Мне и Саше она очень нравится. От неё не хочется уходить.
Там ещё диванчик у них мягкий, так и хочется прилечь😂 Я даже не знаю, что мне нравится больше) Так зачем мы туда ходим? Не спать, конечно.
Что ты чувствуешь?
Поначалу было сложновато. Мы не знали её, она нас. Ксении Александровне приходилось задавать "неудобные" вопросы, а нам отвечать. Напряжение висело в воздухе.
На фото выше нам дали такое задание: придумать в голове определенную эмоцию, не говорить её, а изобразить на бумаге. Нельзя рисовать предметы и людей, только абстракцию. Как на бумаге выглядит ваша печаль, радость или покой, задумывались когда-нибудь об этом? Интересно, на самом деле.
Психолог по рисунку пытается понять, что за эмоция нарисована. Я рисовала радость. И Ксения Александровна чётко угадала её. А вот Сашу не поняла... Зато я, глядя на рисунок своей дочери, смогла понять, что нарисована "проблема-трудность". Значит, я всё таки чувствую своего ребёнка , это радует.
Дальше мы обсуждаем почему эмоция изображена именно так и описываем своё видение ситуации.
Ведение дневника эмоций
Нашим детям и подросткам очень трудно понять, что же они чувствуют. Да что там! Даже мы, взрослые, имея опыт за плечами, не всегда можем определить почему злимся, например.
И дневник эмоций наглядно даёт понимание, что чувствует наше тело в момент радости или печали. Какая ситуация вызывает определенную эмоцию и как реагирует тело. С какой интенсивностью?
Прорабатываем путь: мысль - эмоция - импульс к действию. Дневник нужно вести каждый день. Так появляется осознанность. Да, та самая, про которую сейчас кричат из каждого утюга.
Благодаря дневнику есть реальная возможность отслеживать свои мысли, чувства и действия. Познакомиться с собой.
Почему тело начинает дрожать? Через дневник мы заметили, что в стрессовых ситуациях, которые описывала дочь, у неё дрожат то руки, то колени, а то и всё вместе. А дрожь - это страх. Я вот не знала.
Так мы поняли, что главная эмоция сейчас у неё СТРАХ. Мы недавно шли по улице, она увидела одноклассника и начала отворачиваться, как будто прячется.
- Саш, что ты сейчас чувствуешь?
- Руки дрожат, хочется убежать...
- А чего конкретно ты боишься?
- Что он меня узнает, в классе всем расскажет, что видел меня и меня будут обсуждать - отвечает дочь.
- И сейчас тебе, наверное, как никогда хотелось бы оказаться в другом месте?
- Да, я бы хотела переехать, где меня никто не знает и знакомиться заново.
Сложность в том, что она думает, что можно просто сбежать (переехать), но этого мало. Страх нужно прожить, посмотреть ему в глаза и понять, что это не огромное страшное чудище, а назойливая муха. И отпустить, а не таскать везде с собой, как ценный груз.
Слушать, чтобы понять
Как только мы научимся в моменте, здесь и сейчас, отслеживать и проживать эмоции, сможем влиять на них. Тем самым меняя мышление, а значит жизнь. Всё так просто и так сложно одновременно! Я прохожу терапию вместе с Сашей. Так посоветовала психотерапевт...
Выход из тревожно-депрессивного состояния - долгий путь и трудный. После прорабатывания эмоций, нас ждёт работа над самооценкой и уверенностью в себе. У Саши они явно хромают после подколов от мальчиков в классе.
А ещё нам предложили групповую терапию. Там собираются подростки и обсуждают насущные проблемы под контролем психотерапевта. Школа, родители, друзья, отношения, тему сами предлагают. Планируем посещать с июня. Хотя Саша сначала отказывалась наотрез. Нет и всё!
Мне, как маме, это всё сложно. Сложно не критиковать, сложно не пытаться здесь и сейчас уверить ребёнка в обратном - "ты самая лучшая, не обращай на этих гавн...ков внимание". Нет, это так не работает. Сложно не материть на чём свет стоит этих самых пацанов.
Я учусь терпению, я учусь слышать и слушать её. Я пытаюсь понять ЧТО она чувствует, без критики, давления и осуждения. Она говорит, я слушаю. Не наоборот, без нотаций и нравоучений. Слушаю, чтобы понять, а не чтобы высказать своё авторитетное мнение, которое у меня не спрашивали🙄
А вы пробовали так слушать своих детей? Не так-то просто это, оказывается.
Верю, что всё будет хорошо. И сделаю всё, что в моих силах.
А здесь подборка статей про буллинг: