Когда-нибудь задумывались, как возникла история о Пресвятой Деве Марии?
Протоевангелие Иакова часто считают одним из самых туманных и сомнительных текстов в религиозной истории — и всё же оно тонко повлияло на многие учения, которые ваш священник или пастор могут подавать как истинное Евангелие.
Этой книги нет в Библии. Церковь её запретила. Осудила. Сказала людям не читать. Но за кулисами она полностью её позаимствовала. Почему? Потому что в ней была хорошая история. А религия обожает хорошие истории, даже если они вымышленные.
Так что же это за книга вообще?
Протоевангелие Иакова — в буквальном переводе «Первое Евангелие от Иакова» — утверждает, что написано Иаковом, братом Иисуса. Однако на самом деле оно было написано во II веке, тогда как Иаков был казнён в середине I века. Так что перед нами то, что учёные называют «псевдоэпиграфом» — это просто умное слово, означающее «врать, кто на самом деле автор».
Это фанфик. Некий анонимный верующий, вероятно, подумал: «Эй, в Библии слишком мало деталей о Марии. Я это исправлю». И включил режим голливудского приквела. Придумал сцены, добавил драму, ввёл побочных персонажей. И как-то так, со временем, эти сказки слились с тем, что люди теперь считают «настоящим» христианским учением.
Часть первая: Волшебное детство Марии
История начинается с Иоакима и Анны — родителей Марии — которые грустят, потому что не могут иметь детей. Классическое клише. Затем — бум! Является ангел и говорит им, что у них будет ребёнок, как у любого другого избранного персонажа Библии.
Анна беременеет без секса (да, ещё один сюжет про «без секса»), и рожает Марию — что удобно поддерживает церковную доктрину Непорочного Зачатия Марии, официально провозглашённую только в XIX веке. Так что Мария — не просто ребёнок. Она божественная, особенная, святая снежинка.
В три года её отправляют жить в храм. Не к священникам, а чтобы её воспитывали ангелы и чтобы она ткала занавеси.
Часть вторая: Церковная одержимость девственностью
Поговорим о девственности. Эта книга настолько одержима девственностью Марии, будто её написал 12-летний католический мальчик, пугающийся женской груди.
Идея о том, что Мария была девственницей, когда родила Иисуса? Да, это уже было. Но книга выкручивает это на максимум и настаивает, что она была девственницей до, во время и после родов.
Попробуйте это осознать: Мария родила ребёнка, и её девственная плева каким-то образом осталась нетронутой. Это не биология — это анатомия уровня Гарри Поттера.
И Церковь это обожала. Неофициально, конечно. Официально они называли книгу «еретической». Но использовали её всё равно — потому что она подарила им идеальный образ святой женщины: абсолютно непорочную, недосягаемую и покорную. Ведь, в отличие от мужчин, секс якобы снижает ценность женщины, верно?
Часть третья: Иосиф — неловкий опекун
Когда Мария достигает половой зрелости, храмовые священники начинают нервничать. Менструирующая девушка в храме? Это большое «нельзя» по еврейскому закону. Священники в панике решают, что ей пора уйти. Но она же святая реликвия, её просто так не выкинешь.
Что они делают? Собирают кучу стариков, раздают им палки и ждут, у кого из них палка расцветёт. Победитель получает опеку над девушкой-подростком. Нет, я это не выдумываю.
Выигрывает Иосиф. Он стар, у него уже есть дети от первого брака, и он не хочет в это впутываться. Но священники на него давят — и вот, он уже нянька будущей матери Бога.
Этот Иосиф совсем не тот любящий муж с ваших рождественских открыток. Он скорее нежелающий опекун, втянутый в нечто, к чему вообще не готовился.
Часть четвёртая: Чёрт, она беременна
Проходит время. Иосиф уезжает по делам. Возвращается — сюрприз! Мария беременна.
Он в шоке. Она говорит: это дело Бога. Священники в ужасе. Все готовы кого-то побить камнями.
Их тащат в храм и заставляют пройти странный ритуал из Торы — они пьют «горькую воду», чтобы доказать, что говорят правду. Если врут — их животы вздуются, а бёдра сгниют. (Старые детекторы лжи были жестоки.)
Но ничего не происходит. Они проходят испытание. Все пожимают плечами: «Наверное, правда. Ладно, продолжайте.»
Честно говоря, испытание Марии было ещё мягким по сравнению с ведьмами, которых бросали в воду: если всплывёт — ведьма, если утонет — не виновна, но мертва.
Часть пятая: Жуткие роды
Мария рожает не в хлеву, а в пещере. Приходит повитуха, понимает, что происходит, и бежит за другой — по имени Саломия.
Саломия скептична: «Девственница родила? Поверю, когда сама проверю.» Что она и делает — проверяет тело Марии рукой.
И угадайте что? Её рука сгорает и гниёт в наказание за сомнение в святости Марии. Она в ужасе кричит. Потом прикасается к младенцу Иисусу — и хоп! Исцеляется.
Это первое чудо в книге: Иисус исцеляет обожжённые пальцы повитухи. Это безумие. Но именно оно закрепило эту странную одержимость целостностью тела Марии. Потому что в этой истории святость = физическая девственность. Всё остальное — неважно.
Часть шестая: Церковь тихо ворует всё самое интересное
Так почему вы, вероятно, никогда об этом не слышали? Потому что Церковь официально осудила Протоевангелие Иакова, назвала его апокрифом, ненадёжным и запретила включать в канон.
Но выбросила ли она его полностью? Нет. Она просто выбрала самые вкусные кусочки.
- Воспитание Марии в храме? Отсюда.
- Иосиф — старый вдовец? Отсюда.
- У Иисуса есть братья, но Мария остаётся девственницей? Тут тоже.
- Волшебная вечная девственность Марии? Угадали — здесь.
Они выкинули саму книгу, но использовали её, чтобы оправдать создание церковных праздников — вроде Введения во храм Пресвятой Богородицы и догмата о её вечной девственности.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos