Каждый, кто открывает чарт музыкального сервиса, хоть раз задавался вопросом: «Почему здесь такая мешанина из жанров и артистов? Кто вообще слушает этот трек?» На одной странице могут соседствовать участники новой школы, кальян рэп, ностальгические поп-хиты для взрослых и очередной TikTok-хит
Разберёмся, как работает чарт и почему он такой разнородный.
Как устроен чарт стриминга?
Главный критерий попадания в чарт — количество прослушиваний за определённый период (обычно сутки или неделю). Если, например, для попадания в топ-100 требуется 200 000 прослушиваний, то любой трек, который достиг этой отметки, попадает в рейтинг.
Разные сегменты — один чарт.
Музыкальные стриминги не делят чарты по возрасту, интересам или стилям. Поэтому, когда 30-летний пользователь заходит в топ-100, он может увидеть там треки, которые для него не имеют смысла — но они набрали нужное количество прослушиваний в другой аудитории.
Например: аудитория до 20 лет активно слушает Sigma Boy и другие трендовые песни.
Аудитория 25–35 лет слушает Анну Асти, популярный поп и радиоформат.
Аудитория 35+ предпочитает условного Григория Лепса или русский рок.
Так как все эти группы слушают разную музыку, но в рамках одного стриминга, их вкусы пересекаются в чарте.
Почему кажется, что в чарте «не та» музыка?
Когда 30-летний пользователь открывает чарт и видит там трек Sigma Boy, его первая реакция: «Кто это слушает?»
Но он не учитывает, что этот артист собрал свою аудиторию среди 16-летних, и она достаточно большая, чтобы занести его в топ.
Точно так же 16-летний слушатель может недоумевать, почему в чарте снова Анна Асти, ведь он её не слушает.
Это естественный эффект: мы склонны проецировать свои музыкальные предпочтения на остальных, забывая, что стриминг обслуживает десятки миллионов человек разного возраста и вкусов.
Можно ли сделать чарты по возрасту?
Теоретически — да, но на практике ни один крупный стриминг этого не делает. Причины: это усложнит алгоритмы, ведь стриминг не всегда точно знает возраст пользователя.
Это сильно раздробит аудиторию, что снизит коммерческую ценность чарта.
Чарт в первую очередь нужен бизнесу, а не пользователям: его используют лейблы, артисты и площадки, чтобы понимать, какие треки набирают массовую популярность.
Итог.
Чарт музыкального сервиса — это не отражение чьего-то личного вкуса, а статистика прослушиваний всех сегментов аудитории. Чем больше трек собирает прослушиваний, тем выше он поднимается в рейтинге.
Поэтому чарты всегда будут выглядеть как хаотичная подборка разной музыки, потому что они — это сумма интересов всех слушателей, а не только вашей возрастной группы.