Найти в Дзене
Это не загуглишь. Яна Сорока

Красная горка в 2025 году: дата, история и традиции праздника

Красной горкой в старину называли первое воскресенье после Пасхи. В этот день от заката до рассвета водили хороводы, пели песни, сватали невест и устраивали свадьбы. Такой народный праздник появился ещё в языческие времена, когда славяне встречали весну, и сохранился после крещения Руси. Только теперь его стали отмечать, следуя церковному календарю, а не погодным изменениям. Давайте разберёмся в истории и традициях этого дня. В 2025 году Красная горка приходится на 27 апреля. Дата праздника каждый раз меняется и вычисляется как восьмой день после Пасхи. Например, в следующем году Красная горка выпадет на 19 апреля. В православном календаре этот день именуют Антипасхой, или Фоминым воскресеньем. Древние славяне праздновали пробуждение весны, радуясь, что возвращается тепло. С приходом христианства праздник весеннего возрождения природы приобрел новое значение — как свидетельство внутреннего обновления всего живого. В народе широко отмечали Красную горку. Знаток русского быта Михаил Забы
Оглавление

Красной горкой в старину называли первое воскресенье после Пасхи. В этот день от заката до рассвета водили хороводы, пели песни, сватали невест и устраивали свадьбы. Такой народный праздник появился ещё в языческие времена, когда славяне встречали весну, и сохранился после крещения Руси. Только теперь его стали отмечать, следуя церковному календарю, а не погодным изменениям. Давайте разберёмся в истории и традициях этого дня.

Дата праздника

В 2025 году Красная горка приходится на 27 апреля. Дата праздника каждый раз меняется и вычисляется как восьмой день после Пасхи. Например, в следующем году Красная горка выпадет на 19 апреля. В православном календаре этот день именуют Антипасхой, или Фоминым воскресеньем.

Алексей Саврасов. Хоровод в селе
Алексей Саврасов. Хоровод в селе

История Красной горки

Древние славяне праздновали пробуждение весны, радуясь, что возвращается тепло. С приходом христианства праздник весеннего возрождения природы приобрел новое значение — как свидетельство внутреннего обновления всего живого. В народе широко отмечали Красную горку. Знаток русского быта Михаил Забылин писал, что этот праздник воспринимали как время свободы: таял снег, разливались реки, крестьяне только готовились приступать к земледелию. В деревнях проходили гуляния, и молодцы присматривали жен, ведь каждая семья нуждалась в работнице перед началом сельскохозяйственного сезона.

Языческие корни

Почему же праздник назвали Красной горкой? По словам этнографа Ивана Снегирёва, древние славяне считали горы колыбелью человечества, родиной и обителью богов, пределами их владений. В этих священных местах ставили истуканы, вершили суд, проводили обряды. Встречая весну, на холмах жгли костры и приносили жертвы. Фольклорист Аполлон Коринфский утверждал, что в этот день поклонялись Даждьбогу — языческому богу солнца. Позже горки превратились в места сельских гуляний — весной реки заливали долины, и народ собирался на возвышенностях. День прихода весны провозгласили красным, то есть красивым, веселым, отрадным.

Алексей Степанов. Хоровод
Алексей Степанов. Хоровод

Христианская адаптация

Верующие в этот праздник вспоминают, как Христос на восьмой день после Воскресения явился апостолу Фоме, который не был с другими учениками, когда приходил Иисус, и сомневался, что он жив. Увидев Господа, апостол убедился в великом чуде. И в честь этого события праздник назвали Фоминым воскресеньем, или Антипасхой, то есть «второй» Пасхой. Приставка «анти» также означает «напротив» — в Фомино воскресенье завершается особое Пасхальное богослужение и закрываются Царские врата.

Караваджо. Неверие святого Фомы
Караваджо. Неверие святого Фомы

Церковь запрещала языческие обычаи, однако в народе они продолжали существовать. Этнограф Сергей Максимов рассказывал, что в Пензенской губернии древний обряд «опахивания села» адаптировали под христианские воззрения. В полночь деревенские женщины брали соху и обводили бороздой все село. Если в языческие времена считали, что чертят таинственную границу, откуда выходит неведомая земляная сила, оберегающая от всех бед. То после принятия христианства несли икону впереди шествия и молились, чтобы напасти останавливались за бороздой и не смели её переступать.

Традиции и обряды

На Красную горку «закликали весну», то есть призывали её. Рано утром девушки собирались на холме и водили хороводы, при этом в разных регионах сложились свои традиции. В Тульской губернии хороводница держала круглый хлеб и красное яйцо. В Калужской губернии сжигали соломенное чучело, то есть «грели весну». В Костромской губернии девушки входили в реку и пели, взявшись за руки: «Весна, весна красная, приди, весна, с милостью, с великой благостью!» Сегодня народные обычаи Красной горки превратились в предания старины глубокой.

Сергей Судейкин. Хоровод
Сергей Судейкин. Хоровод

Богослужения

Верующие в Фомино воскресенье посещают храм и участвуют в литургии — в главном церковном богослужении. В этот день проходят особые песнопения, посвященные второй неделе после Пасхи, уверованию апостола Фомы и приходу весны духовной. Готовясь к службе, православные читают Евангелие от Иоанна, где в 20-й главе описывается явление Христа апостолу Фоме, а после собираются на семейный обед, чтобы вместе разделить радость праздника. На стол ставят традиционные пасхальные угощения: куличи, творожную пасху, яйца.

Посещение кладбищ

Как и на Светлой неделе, в Фомино воскресенье не служат панихиду, ходить на кладбище и поминать усопших начинают на Радоницу — девятый день после Пасхи. Однако в старину на Красную горку посещали могилы. Этнограф Иван Снегирёв рассказывал, что в Рязанской губернии женщины надевали траурные платья, плакали, вспоминая умерших родственников, затем раскладывали угощения, катали по могилам крашеные яйца, а после наряжались и шли водить хороводы.

Андрей Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии
Андрей Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии

Свадебные обряды

На Руси верили, что свадьбы в этот праздник принесут долгий и счастливый брак. «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся», — гласила пословица. Как описывал этнограф Иван Сахаров, в Переславле-Залесском после обеда народ обходил дома в поисках молодых, вьюна и вьюницы — такие названия произошли, вероятно, от слова «юный». Холостые приговаривали возле окон: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Новобрачные выдавали гостям куличи, крашеные яйца, поили вином и брагой. Традиция устраивать свадьбы на Красную горку сохранилась до наших дней, ведь Фомино воскресенье — первый день после долгого перерыва, когда в церкви начинают венчать.

Народные гуляния

На Красную горку женихи выходили на смотрины. В Костромской губернии они обливали водой приглянувшихся девушек, а после сватались — те, кто так не делал, считались лихими обидчиками. Вечером собирались за околицей, «заплетали плетень» — становились парами, сцепляли руки крест-накрест, поднимали вверх и пропускали других игроков через «арку», напевая песни. Удалые молодцы влезали на деревья и прыгали наземь, перескакивали через плетни с разбега.

Алексей Корзухин. Девичник
Алексей Корзухин. Девичник

Приметы и поверья

Оставаться на Красную горку дома считали дурной приметой. В народе говорили: «Счастье свое можно просидеть». По поверью, те парни, кто не участвует в гуляниях, женятся на рябой или уродине, а девушки выйдут замуж за косого, горбатого, ленивого мужика. Те, кто хотел найти суженого, носили свадебные ленты и пекли караваи. На Красную горку нельзя было ругаться, иначе до Троицы не помириться, нельзя грустить и плакать, чтобы не притянуть неприятности. По ясной погоде на Красную горку предсказывали хороший урожай.

Абрам Архипов. Весенний праздник
Абрам Архипов. Весенний праздник

Значение праздника

Красная горка, как праздник весны, день широких гуляний, смотрин и свадеб, была важным событием в жизни народа. Молодые определяли судьбу, заключая браки. В деревнях встречали пробуждение природы, веря, что «закликая весну», привлекают плодородный год. Для православных Фомино воскресенье — продолжение Пасхальной радости, напоминание о важности личного переживания веры, духовное обновление каждого человека. И если народные обычаи с хороводными играми и свадебными обрядами ушли в прошлое, то церковные традиции продолжают передаваться из поколения в поколение.