Красной горкой в старину называли первое воскресенье после Пасхи. В этот день от заката до рассвета водили хороводы, пели песни, сватали невест и устраивали свадьбы. Такой народный праздник появился ещё в языческие времена, когда славяне встречали весну, и сохранился после крещения Руси. Только теперь его стали отмечать, следуя церковному календарю, а не погодным изменениям. Давайте разберёмся в истории и традициях этого дня.
Дата праздника
В 2025 году Красная горка приходится на 27 апреля. Дата праздника каждый раз меняется и вычисляется как восьмой день после Пасхи. Например, в следующем году Красная горка выпадет на 19 апреля. В православном календаре этот день именуют Антипасхой, или Фоминым воскресеньем.
История Красной горки
Древние славяне праздновали пробуждение весны, радуясь, что возвращается тепло. С приходом христианства праздник весеннего возрождения природы приобрел новое значение — как свидетельство внутреннего обновления всего живого. В народе широко отмечали Красную горку. Знаток русского быта Михаил Забылин писал, что этот праздник воспринимали как время свободы: таял снег, разливались реки, крестьяне только готовились приступать к земледелию. В деревнях проходили гуляния, и молодцы присматривали жен, ведь каждая семья нуждалась в работнице перед началом сельскохозяйственного сезона.
Языческие корни
Почему же праздник назвали Красной горкой? По словам этнографа Ивана Снегирёва, древние славяне считали горы колыбелью человечества, родиной и обителью богов, пределами их владений. В этих священных местах ставили истуканы, вершили суд, проводили обряды. Встречая весну, на холмах жгли костры и приносили жертвы. Фольклорист Аполлон Коринфский утверждал, что в этот день поклонялись Даждьбогу — языческому богу солнца. Позже горки превратились в места сельских гуляний — весной реки заливали долины, и народ собирался на возвышенностях. День прихода весны провозгласили красным, то есть красивым, веселым, отрадным.
Христианская адаптация
Верующие в этот праздник вспоминают, как Христос на восьмой день после Воскресения явился апостолу Фоме, который не был с другими учениками, когда приходил Иисус, и сомневался, что он жив. Увидев Господа, апостол убедился в великом чуде. И в честь этого события праздник назвали Фоминым воскресеньем, или Антипасхой, то есть «второй» Пасхой. Приставка «анти» также означает «напротив» — в Фомино воскресенье завершается особое Пасхальное богослужение и закрываются Царские врата.
Церковь запрещала языческие обычаи, однако в народе они продолжали существовать. Этнограф Сергей Максимов рассказывал, что в Пензенской губернии древний обряд «опахивания села» адаптировали под христианские воззрения. В полночь деревенские женщины брали соху и обводили бороздой все село. Если в языческие времена считали, что чертят таинственную границу, откуда выходит неведомая земляная сила, оберегающая от всех бед. То после принятия христианства несли икону впереди шествия и молились, чтобы напасти останавливались за бороздой и не смели её переступать.
Традиции и обряды
На Красную горку «закликали весну», то есть призывали её. Рано утром девушки собирались на холме и водили хороводы, при этом в разных регионах сложились свои традиции. В Тульской губернии хороводница держала круглый хлеб и красное яйцо. В Калужской губернии сжигали соломенное чучело, то есть «грели весну». В Костромской губернии девушки входили в реку и пели, взявшись за руки: «Весна, весна красная, приди, весна, с милостью, с великой благостью!» Сегодня народные обычаи Красной горки превратились в предания старины глубокой.
Богослужения
Верующие в Фомино воскресенье посещают храм и участвуют в литургии — в главном церковном богослужении. В этот день проходят особые песнопения, посвященные второй неделе после Пасхи, уверованию апостола Фомы и приходу весны духовной. Готовясь к службе, православные читают Евангелие от Иоанна, где в 20-й главе описывается явление Христа апостолу Фоме, а после собираются на семейный обед, чтобы вместе разделить радость праздника. На стол ставят традиционные пасхальные угощения: куличи, творожную пасху, яйца.
Посещение кладбищ
Как и на Светлой неделе, в Фомино воскресенье не служат панихиду, ходить на кладбище и поминать усопших начинают на Радоницу — девятый день после Пасхи. Однако в старину на Красную горку посещали могилы. Этнограф Иван Снегирёв рассказывал, что в Рязанской губернии женщины надевали траурные платья, плакали, вспоминая умерших родственников, затем раскладывали угощения, катали по могилам крашеные яйца, а после наряжались и шли водить хороводы.
Свадебные обряды
На Руси верили, что свадьбы в этот праздник принесут долгий и счастливый брак. «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся», — гласила пословица. Как описывал этнограф Иван Сахаров, в Переславле-Залесском после обеда народ обходил дома в поисках молодых, вьюна и вьюницы — такие названия произошли, вероятно, от слова «юный». Холостые приговаривали возле окон: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Новобрачные выдавали гостям куличи, крашеные яйца, поили вином и брагой. Традиция устраивать свадьбы на Красную горку сохранилась до наших дней, ведь Фомино воскресенье — первый день после долгого перерыва, когда в церкви начинают венчать.
Народные гуляния
На Красную горку женихи выходили на смотрины. В Костромской губернии они обливали водой приглянувшихся девушек, а после сватались — те, кто так не делал, считались лихими обидчиками. Вечером собирались за околицей, «заплетали плетень» — становились парами, сцепляли руки крест-накрест, поднимали вверх и пропускали других игроков через «арку», напевая песни. Удалые молодцы влезали на деревья и прыгали наземь, перескакивали через плетни с разбега.
Приметы и поверья
Оставаться на Красную горку дома считали дурной приметой. В народе говорили: «Счастье свое можно просидеть». По поверью, те парни, кто не участвует в гуляниях, женятся на рябой или уродине, а девушки выйдут замуж за косого, горбатого, ленивого мужика. Те, кто хотел найти суженого, носили свадебные ленты и пекли караваи. На Красную горку нельзя было ругаться, иначе до Троицы не помириться, нельзя грустить и плакать, чтобы не притянуть неприятности. По ясной погоде на Красную горку предсказывали хороший урожай.
Значение праздника
Красная горка, как праздник весны, день широких гуляний, смотрин и свадеб, была важным событием в жизни народа. Молодые определяли судьбу, заключая браки. В деревнях встречали пробуждение природы, веря, что «закликая весну», привлекают плодородный год. Для православных Фомино воскресенье — продолжение Пасхальной радости, напоминание о важности личного переживания веры, духовное обновление каждого человека. И если народные обычаи с хороводными играми и свадебными обрядами ушли в прошлое, то церковные традиции продолжают передаваться из поколения в поколение.