В селе Осташёво, в двадцати километрах от города Волоколамска, находится заброшенная усадьба. Я прогулялся по ней до визита в Болычево и Белую Колпь, описанные в двух предыдущих публикациях. У Осташёво получше с сохранностью, чем у этих двух усадеб. Если в них сохранились лишь церкви и по одному зданию в каждой (в Болычево это амбар, в Белой Колпи - дом управляющего), то в Осташёво уцелела целая россыпь флигелей, хозяйственных корпусов и декоративных башенок.
Для начала немного истории:
Усадьба, известная как Петровское-Чередово, изначально находилась на противоположном берегу реки Рузы. Во второй половине XVIII века её приобрёл генерал-майор Александр Васильевич Урусов. В 1777-м году он построил в этом имении церковь, освящённую в честь Александра Невского.
Этот храм был перестроен в родовую усыпальницу во второй половине XIX века. В тридцатые годы прошлого века его снесли, чуть позже было разорено кладбище, располагавшееся на церковной территории. Сейчас на его месте стоят частные дома.
В девяностые годы XVIII века Урусов перенёс усадьбу на левый берег Рузы, то есть туда, где она располагается по сей день. Старый усадебный дом при этом стал суконной фабрикой. Вполне возможно, что в проектировании нового усадебного комплекса Урусова принимал участие знаменитый архитектор Родион Казаков.
После смерти Урусова усадьбу унаследовал его пасынок Николай Николаевич Муравьёв. В 1816-м году он возглавил московское Училище колонновожатых (колонновожатый - проводник, ведущий военную колонну). Учащиеся слушали лекции в московском доме Муравьёва на Большой Дмитровке, а для прохождения практических занятий с мая по октябрь жили в Осташёво. Помимо учебной программы в этом заведении они усваивали идеи вольнодумства. Находясь в Осташёво, они обсуждали планы грядущего преобразования России вместе с сыном владельца имения, Александром - инициатором создания «Союза спасения». Согласно легенде, на одном из пригорков возле берега Рузы они зарыли рукописный проект конституции Муравьёва. После восстания 1825-го года, училище было ликвидировано в связи с тем, что по одним данным тринадцать, а по другим - до двадцати четырёх выпускников были в рядах декабристов.
После смерти Николая Муравьёва, имение досталось его сыну, Александру. Пытаясь погасить долги он начал проводить хозяйственные преобразования на своей земле. При нём был построен псевдоготический конный двор с часовой башней, которую нынче называют «русским Биг-Беном». Несмотря на все усилия выпутаться долгов не удалось и в 1859-м году имение было продано. Следующими его владельцами были предприниматель Николай Павлович Шипов, генерал Артур Адамович Непокойчичский и купец Александр Григорьевич Кузнецов. В 1903-м году усадьбу купил великий князь Константин Константинович Романов. Он со своим многочисленным семейством проводил много времени в своём новом имении на берегах Рузы и даже воспевал его достоинства в стихотворениях. После революции усадьба была национализирована и с течением времени постепенно приходила в упадок. И в итоге дошла до состояния полного разгрома.
Теперь я покажу современное состояние усадьбы.
Рядом с въездом на территорию усадьбы находится памятник юным партизанам Подмосковья, установленный в семидесятые годы.
Из двух стел на въезде в усадьбу сохранилась лишь одна.
Зато находящиеся чуть дальше въездные башенки остались в количестве двух штук. Это правая…
А это левая. За ней виден северо-восточный флигель с башенкой.
Ныне он отдан под жильё и основательно изуродован, хотя наверное так всё же лучше, чем если бы он стоял заброшенный, без окон, дверей и кровли.
За правой въездной башенкой есть северо-западный флигель, в котором прежде жил управляющий.
Обычно он скрыт за листвой и посетители усадьбы его не замечают.
А это башня конного двора - так называемый «Биг-Бен», построенный в те времена, когда усадьба принадлежала Александру Муравьёву.
Прочие части конного двора тоже достойны внимания.
В настоящее время внутри располагаются: отделение сбербанка, дом культуры, пожарная часть и ветеринарный пункт.
Господский дом был разрушен во время войны. В пятидесятые годы на его фундаменте был построен дом культуры в стиле сталинского ампира. До конца девяностых годов в нём размещались: дом детского творчества, краеведческий музей и библиотека.
Внутри царит абсолютный разгром, но в некоторых помещениях сохранились советские интерьеры. Полы устланы слоем коричневого и зелёного стекла, оставшегося от сотен разлетевшихся вдребезги пивных бутылок.
Слева от главного дома располагается юго-восточный флигель. Сейчас в нём живут люди.
Только башня заброшена.
Справа от главного дома расположен идентичный юго-западный флигель. Он заброшен и наполовину разрушен.
Зато у башенки этого флигеля в оконном проёме сохранилась деревянная рама в виде пентаграммы.
По пути к церкви стоит башня бокового двора. Ещё одна такая башня расположена возле дома управляющего.
С заделанными кирпичом проёмами она похожа на ДОТ.
На холме Васюткина Горка стоит церковь Олега Брянского, построенная по проекту Мариана Мариановича Перятковича в 1916-м году. Причина её строительства была печальной: она должна была стать усыпальницей для Олега - любимого сына князя Константина Романова, погибшего на фронте в начале Первой Мировой войны. Храм был посвящён трём святым: Олегу Брянскому, князю Игорю Черниговскому и Серафиму Саровскому.
В начале XX века в Российской империи было популярно возвращение к истокам русской архитектуры, поэтому облик данного храма несёт в себе черты традиционного зодчества Великого Новгорода и Пскова. Здесь даже фундамент сложен из массивных валунов - по образцу древних церквей и крепостных стен. Апсида и подкупольный барабан украшены так называемым «бегунцом» - горизонтальным узором из треугольных впадин, образованным из поставленных под углом кирпичей
Звонница возведена в стиле старинной архитектуры Пскова. На ней никогда не было колоколов. Иконостас тоже не был установлен и росписей в храме никогда не было. Богослужения в нём не проводились. В марте 1917-го года финансирование остановилось. После Октября 1917-го года могила Олега Романова была осквернена: некие люди в попытке найти золотую саблю, с которой якобы был похоронен князь, выбросили его тело из могилы и оно несколько дней лежало возле обочины дороги. Потом местные жители перезахоронили останки на кладбище на противоположном берегу реки. В тридцатое годы это кладбище было уничтожено.
Ещё недавно состояние храма способно было вызывать лишь слёзы и приступы меланхолии, но теперь он полностью отреставрирован. Службы проводятся только по субботам.
Помимо строений усадьбы в Осташёво можно посмотреть на старые дома и на музей семьи великого князя Константина Романова.