Семь лет назад мы уже ездили с Костиком на каникулы в Беларусь с велосипедами. Тогда это были дополнительные каникулы в феврале для первоклашек. Покатались тогда по Минску и по Бресту. Вот несколько фото с этой поездки:
Сейчас же решили отправиться в небольшой поход. Так как погода еще не летняя, решили ехать не с палатками, а с ночевками в отелях. Маршрут я нарисовал несложный, включающий в себя две главные достопримечательности Беларуси - Мирский и Несвижский замки:
К сожалению, в этот бюджет не уложились :)
Помня о сложностях провоза велосипедов в поездах Беларускай Чыгунки, а между СПб и Минском курсируют поезда БЖД - в них нет багажного купе, провоз осуществляется на третьих полках, чем обычно возмущаются другие пассажиры; кроме того, иногда просят разобрать до суммарных габаритов 200 см - общем, какие-то лишние неудобства... Так вот, помня о вышеперечисленном, я решил ехать автобусом. Ранее этот способ был тоже испробован. Да, на поезде закончил танцы с бубнами вокруг велосипедов и лежи на полке, смотри в окошко да пей чай из блестящих подстаканников. А в автобусе - спать полулежа и выходить посреди ночи в холод на границе. Но билет на автобус в два раза дешевле, чем в плацкарт. Не четыре, а всего две тысячи наших рублей. Правда, еще есть риск, что будет очень много вещей у других пассажиров, и велосипеды не влезут в багажное отделение. Ведь сумки и чемоданы имеют безусловный приоритет. Но на этот случай был план возвращения домой и выезда утром на машине.
Так как ночевать собирались в отелях, вещей с собой взяли по минимуму. Но все равно забили ими и баул Костика, и мою сумку-велоштаны. Ну по-первых, взяли велоформу на все виды погоды - от 0 до +25, во-вторых, какую-то гражданскую одежду, ну и подарки родственникам, то да сё. В общем, набралось.
В пятницу вечером попрощались дома кто с женой, кто с мамой, сели на велики и двинули на автовокзал. Отпуск начался!
От дома до вокзала каких-то 12 км - как раз вкатиться. Костик в этой году еще не выезжал, только станок крутил время от времени. И да, чуть не забыл! За зиму Константин так вымахал, что его Формат размера XS на 26 колесах стал мал окончательно и бесповоротно. Но осенью, после перелома руки, я приобрел по случаю ригидный найнер Форвард Эверест с бараном - чтобы было что поставить на станок (после прошлогоднего сокращения велопарка у меня остался только гревел Формат 5221 на осях, а его без переходников на станок не поставишь). Ну и для зимы он был тоже подходящ - не так жалко, как гревел, да и 29-я шиповка у меня осталась. А еще оказалось, что он уже впору Костику. Рама там низкая, с МТБшной геометрией; посадка получилась чуть растянутой, но на дальниках это не так уж и плохо.
Потихоньку доехали до автовокзала, сняли все сумки-баулы, чтобы пройти через рамку и вскоре пошли на посадку - опять же через бдительного охранника, проверяющего билеты и документы.
Немножко нервировала ситуация, когда твой проезд зависит не от тебя, а от милости водителя. Но водитель был милостив, только пробурчал "вы бы еще с мотоциклами пришли", поэтому вскоре мы разместили наших железных конец в благоустроенном багажном отсеке, а сами расположились над ними в уютных креслах комфортабельного МАНа.
Рассказывать о самой поездке, пересечении границы и т.п. не буду, доехали - и спасибо, хорошо. Где-то на остановке между Полоцком и Минском позавтракали в придорожной кафешке пирожками и кофе-какао. Люблю вот это приподнятое настроение начала путешествия (да, если поездку воспринимать именно так, то она такой и будет).
Минск встретил солнышком и робким весенним теплом. Морально престроились на белорусские ПДД (ехать по тротуарам, через пешеходный переход не спешиваться) и помчали в гости к брату.
Естественно, подкрепились белорусским мороженым :)
Ну а вечерком порадовали себя белорусской кухней в одном из местных заведений.
Утром приехали на вокзал и сели на скоростной брестский поезд до Барановичей. В нашем вагоне - специальные места для велосипедов (по-моему, шесть на весь поезд, по три на вагон), а вне них провоз запрещен. Хотя, если разобрать велосипеды до нужных габаритов и поместить в чехол, наверное, провести можно. Это же уже не велосипеды, а просто багаж.
Пока ехали, услышал, как какая-то внимательная пассажирка интересовалась у проводницы, можно ли перевозить велосипеды вот так, без чехлов. На что проводница авторитетно проинформировала, что нами куплены билеты на провоз велосипедов на этих местах, а свою сумку можете поставить в другом месте.
Барановичи встретили нас сильным северным ветром. Первую часть пути он должен быть боковым, но потом становился встречным. Но ничего не поделать, такова наша участь в этой поездке.
Заехали в "Копеечку" по пути, подкрепились перед дорогой. В кафе заходить не стали - брат дал нам с собой стопку бутербродов, которые мы умяли в поезде, поэтому проголодаться еще не успели.
Первая часть пути была не особо интересной - обычное шоссе при сильном боковом ветре. Только сельскохозяйственная техника радовала глаз. Ну и сразу ощутили местную культура вождения - автомобили по возможности далеко объезжали нас.
Возле полей, как правило, широкая обочина, иногда асфальтированная. Это не для велосипедистов, а для негабаритных тракторов и прочей техники.
Через 16 км после старта свернули на грунтовку. И сразу попали под встречный ветер. Зато места пошли интересные. Проехали мимо заброшенных торфоразработок и узкоколейки
к памятнику "Три креста".
Мало того, что этот памятник стоит просто в лесу, мимо него проходит почти неиспользуемая грунтовка, так он еще и посвящен трем походам поляков на Москву - в 1610, 1812 и 1919 годах. К сожалению, таблички кто-то сорвал.
Чуть дальше, после переезда через узкоколейку - мемориал, посвященный 100-летию начала Первой Мировой войны.
Потом, проехав заброшенную деревню Старые Войковичи, выбрались к цивилизации. Тут вполне себе проезжая грунтовая дорога и живые Новые Войковичи.
Ну и жемчужина нашей поездки - музей-усадьба величайшего польского поэта и писателя Адама Мицкевича. К слову, в Беларуси немало его усадеб, видимо совсем не бедствовали поэты в то время. А вообще, литературоведы видят в Мицкевиче одного из основоположников современной белорусской литературы. Его язык отражает речь шляхты Беларуси и Литвы и содержит значительное количество белорусских элементов. А сейчас его произведения включены в школьную программу Беларуси.
На въезде совершенно пустая парковка, туалет "типа сортир" и несколько скамеечек. Перед посещением усадьбы решили перекусить. Вроде и солнечно, но ветер. Вроде и тепло, но холодно. Особо не расслабишься. Быстро закинули в себя калории и пошли на прогулку.
Во дворе никого. Ходим-бродим, фотографируем. На фото всё красивее, чем в реальности, потому что ветра нет. Уже хотели отъезжать, вышла женщина, судя по всему смотрительница. Спросила, кто мы, откуда. Говорит, посещение территории 5 рублей, посещение дома-музея - 10 рублей. То есть на 300 наших рубликов мы уже нагуляли. Хотел сказать, что никакой информации об этом нигде нет и мы уже уходим, поэтому платить нет смысла, но пожалел ее. Думаю, скучно ей сейчас тут без посетителей. А нет посетителей - и денег нет. Ладно, заплатил за прогулку за нас двоих. В дом не пошли - столько подобных музеев повидали, что не особо интересно. Да и 600 рублей не лишние. Зато бонусом женщина предложила посмотреть на многолетнюю липу за оградой. Посмотрели издалека. Дерево как дерево. Ни листьев, ни цветов. Хотя летом, наверное, хорошо рядом с ней - тоже люблю аромат цветущей липы. В общем, поехали дальше.
Начался асфальт. Еще и дорога поменяла направление, и ветер стал почти попутным. Кайфанули пару километров и снова на грунтовку.
Вернее, не на грунтовку, а на грунтовки разного качества. Где-то на гравийки с щебнем, по которому не очень удобно ехать на велосипеде, а где-то - на прекрасные ровные лесные дорожки.
Так и добрали до уже знакомой мне асфальтовой дороги Городище - Мир, по которой я несколько раз проезжал на бреветах. В первый раз попал там под проливной дождь километров за 10 до Мира и ехал под ним до Несвижа. А потом при заселении в отель оставлял за собой лужи после каждого шага.
Дорожка хорошая, с небольшим трафиком. И пока еще боковым ветром. Заехали в магазин в Цирине, съели по мороженому. До Мира осталось около 24 км. Но после 4-х км дорога поворачивала направо, и ветер становился встречным. А там еще и поля... И рельефчик...
Ну и до кучи километров за 10 до финиша начался дождь с градом. Я-то ладно, мне не привыкать, но очень переживал за Костика. Он и так нераскатан, а тут еще и все прелести велосипедной жизни.
За последним подъемом - лесок. Говорю, надо дотянуть, лес защитит от ветра, там отдохнем. Выдержал, но смотрю - на грани. Обнял его, попытался передать часть своей энергии, говоря что-то ободряющее. Экстрасенс из меня так себе, не знаю, получилось ли. Но отдохнули и дотянули всё же до Мира.
Доехали до замка, я позвонил в расположенный в нем отель. Говорят, мест нет. Ну ладно, поехали в запасной вариант - Мирский посад. Кстати, в Мире цены на отели совсем небюджетные. Самый недорогой номер, который был на тот момент стоит 170 бел.руб. - около 4500 наших (кстати, этот же номер при бронировании на Островке оценивался почему-то примерно в 5500 - хорошо, что поехали без брони).
Расположили велосипеды под навесом и пошли наслаждаться благами цивилизации в виде душа и постели.
Для второго дня был нарисован маршрут между Миром и Несвижем через Полонечку, Снов и Великую Липу, но прогноз погоды уверял, что дождь продлится весь день при всё том же ветре. Сообщения общественным транспортом, где можно перевезти велосипеды, я не обнаружил, поэтому решили ехать на великах, но напрямую. Вместо 70-ти всего лишь 30 км.
Но сначала завтрак в ресторане при нашем отеле.
Потом символическое фото у Мирского замка (ранее его посещали, а при такой погоде было одно желание - добраться побыстрее до отеля в Несвиже).
И через длинный тягун заехали в Минскую область.
Потом через Городею, где перекусили в магазине йогуртами и булочками, выехали на велодорожку до Несвижа и докатили по ней до заправки на въезде в город. Вспомнил, как года три назад переводил дух на ней во время ливня на том самом бревете.
В общем, второй путевой день прошел без интересностей. Заселились в ту же гостиницу "Белосток", где я спал на бревете - рекомендую (гостиницу, конечно; хотя спать на бревете - тоже).
В третий день мы должны были добраться до Солигорска, где и был финиш нашей программы-минимум. По программе-максимум надо было потом доехать до Минска, но эту идею мы сообща отвергли - для первого похода испытаний достаточно, а отдохнуть в отпуске тоже надо.
Дорога третьего дня должна была быть самой скучной и нудной за все это время - никаких достопримечательностей и просто интересных мест. Но зато ветер поменялся на попутный, а дождь закончился. И это воодушевляло больше всего.
С утра покрутились по парку возле замка. Красивые места, что ни говори!
Сам замок сильно отличается от Мирского, оно и понятно: Несвижский - это скорее роскошный дворец, а Мирский - средневековая военная крепость. Какой из них красивее - каждый решает сам, но мне Несвижский ближе. Сюда хочется вернуться, побродить по парку, по берегу. А Мирский замок - полюбовался издали и поехал дальше.
Что ж, вчера шел дождь, было не до прогулок, а сегодня надо отправляться в путь, чтобы приехать в Солигорск не слишком поздно. Поэтому решил оставить прогулку по замку и парку на следующий раз. Костик не возражал. Мы выехали на шоссе и при попутном ветре (не обманул прогноз погоды) покрутили в сторону финиша.
Ну конечно, совсем другое дело ехать в таких условиях! Солнышко спряталось, на полях лежит туман, но ветер делает половину твоей работы, а это не может не радовать!
По пути очень много разбросанных ДОТов 1-й Мировой. Видимо, тут проходила какая-то серьезная линия обороны. Надо будет потом погуглить. К одному из них мы подъехали.
Внутри все разломано и замусорено, но снаружи выглядит внушительно. Перепачкали обувь и покрышки глиной. Потом оттирались где только можно.
Люблю фотографироваться у знаков "Я люблю... (какой-то неизвестный населенный пункт)".
В этой Великой Раёвке в магазине съели по мороженому, чтобы дотянуть до заправки в Красной Слободе, где есть кафе.
Снова ДОТы по пути:
Дорога приятная, почти без трафика.
Едем-едем, вдруг вижу такой плакат:
А разве бывает что-то лучше при путешествии на велосипеде? Конечно, мы свернули. Оказалось, это столовая животноводческого комплекса, куда можно заходить всем, и где даже принимают карты.
Огромный зал, всё в лучших советских традициях. Меню изобилием не балует: салат из капусты, щи из капусты, гуляш с пюре и компот. Но порции большие, еда, опять же, по-советски вкусная. Женщины на кухне общаются на белорусском (ну или на каком-то белорусском диалекте русского). Мы были первыми, но вскоре подошла толпа работников. В общем, окунулись в полной мере в атмосферу обеденного перерыва.
После обеда, конечно, поехалось еще лучше. Даже такие дороги не могли испортить сытое и попутноветренное настроение:
А вот и Солигорский район, теперь уже рукой подать!
Но на АЗС в Красной Слободе, конечно, заехали. Перед нами как раз помыли зону со столиками, куда мы и впёрлись со своими грязными ботами, так и не очищенными от глины. Неудобно-то как... Пошёл в туалет, протер обувь, завалив и там всё глиной. Кое-как убрался. В общем, велосипедисты, если на этой заправке будут смотреть на вас косо, это мы тому виной...
Завернули на выставку военной техники. Такие экспозиции под открытым небом попадаются время от времени на дорогах Беларуси. Надпись NW (Northwave - итальянский производитель спортивной одежды и обуви) на джерси Костика стала смотреться как всем известный символ Z.
После Красной Слободы поток машин вырос; дорога узкая, фуры нетерпеливо обгоняли нас вплотную. А я только ехал и думал, какие же в Беларуси водители вежливые. Но не все и не всегда.
Впереди показалось 2-е рудоуправление "Беларуськалий" и Солигорские горы - соляные отвалы, места скопления отходов калийного производства.
А от них до Солигорска ведет новенькая велодорожка, по которой мы и домчали до города, поддуваемые попутным ветром.
Вот и финиш!
Солигорск - молодой шахтерский город, построенный в лучших традициях советской архитектурной школы близ мест добычи калийных солей.
Главная площадь и высотка Беларуськалия.
Наш третий день по мнению Стравы:
Пару дней отдыхали в Солигорске, ели мороженое, ходили в кино, гуляли по паркам...
Но пришла пора ехать в Минск - у меня была мысль проехать в субботу бревет в формате рандонне (то есть самостоятельно, в удобное время), что допускается в Беларуси.
Как я уже говорил, идею ехать на велосипедах мы отмели. Прямого ж/д сообщения между Солигорском и Минском нет. Большие автобусы не ходят, а в микриках с велосипедами не проехать. Поэтому пришлось конструировать маршрут с пересадкой. Хотел сначала доехать на велосипедах до Слуцка (где-то 30 км), там сесть на эл-ку до Барановичей, а оттуда на скоростном поезде ехать до Минска. Но Яндекс подсказал идею получше - сесть сразу в Солигорске на электричку бизнес-класса (типа нашей Ласточки), доехать до Осиповичей и там пересесть на экономкласс (обычная советская эл-ка) до Минска.
Немного напрягало то, что билеты на велосипеды в бизнес-классе не продавали, но решил бороться с неприятностями по мере их поступления. Поэтому купил билеты, и в назначенное время мы подъехали к вокзалу. Вокзал в Солигорске огромный, достаточно современный, но почти пустой. Советское наследие.
Проводница, как только увидела нас с велосипедами на платформе, сразу побежала к нам. Не пушчу, говорит, кали яшчэ два билеты не купице. Типа идзице в кассу и купляйце. Ну ладно, пошёл. Так и так, говорю кассиру, проводница требует на велосипеды купить билеты. К слову, билеты в бизнес-классе на расстояние около 120 км стоят примерно 170 наших руб. На велосипеды получается еще плюс столько же. Ну то есть сумма не критичная.
Так вот, кассир даже опешила от такого требования. Говорит, а мы не продаем на велосипеды. Могу, говорит, еще просто два билета продать.
Купил еще просто два билета, принес их к проводнице, они её вполне устроили. Тольки, говорит, не ведаю, як вы их тут размясцице. А нормально разместили. Да, у остальных пассажиров место для багажа немного уменьшилось. Но никто не роптал. Упаковывать тоже не понадобились, хотя я и приобрел заблаговременно рулон мусорных мешков для этой цели.
В Осиповичах пересадка на другую электричку прошла удачно. Загрузили велики, заняли места возле них. Я даже успел сходить в привокзальный ларек купить мороженое и пирожки с повидлом. Помню, в далеком детстве было у меня 15 копеек - можно было купить или мороженое, или три жареных пирожка с повидлом. Долго я думал, но сделал свой выбор в пользу пирожков. Ох и плохо мне стало, когда я доедал последний! Долго потом не ел их...
На фото два наших поезда: слева бизнес-класс, справа эконом.
От Осиповичей до Минска билет стоил около 110 руб. На велосипед столько же.
Итого наше перемещение с велосипедами из Солигорска в Минск обошлось примерно в 1100 наших рублей. Приемлемо.
Ну и, конечно, фото ночного Минска. Нам же надо было проехать еще около 20 км до брата.
На следующий день был поход в зоопарк и прогулки по центру Минска, а в субботу - бревет, который был успешно преодолен. А вечером после бревета мы загрузились в автобус и благополучно доехали до пыльного Питера. Но лимит фото для статьи достигнут, поэтому на этом всё. Всем спасибо за внимание, до скорых встреч!