Одна из ярких визитных карточек Самары – Дача со слонами купца и мецената Константина Головкина – открыта для посетителей с момента завершения реставрации в сентябре прошлого года. В объекте культурного наследия федерального значения начала ХХ века разместился центр креативных индустрий «АрхСлон» Самарского политеха. Недавно на даче запустили образовательный проект по подготовке экскурсоводов для работы на объекте. О том, чем сегодня заполнено архитектурное пространство модерна и как продолжают дело самарского Леонардо, «КП-Самара» рассказала директор центра Елизавета Васильева.
Дача для творчества
Этот архитектурный шедевр эпохи модерна сегодня стал учебным корпусом вуза. Здесь проходят творческие занятия студентов факультета архитектуры и дизайна. Например, осенью в рамках «Модных четвергов» сюда приглашали на круглые столы и лекции деятелей индустрии моды Самарской области, а весной на территории дачи молодые архитекторы и дизайнеры будут проходить пленэрную практику.
Кроме того, в этом году здесь провели масштабный воркшоп по музейному проектированию с участием самарских архитекторов Дмитрия Храмова, Олега Казакова, Ренаты Насыбуллиной. Изучив основы архитектуры музея, студенты разработали проекты оформления одного из помещений дачи. Жюри определило четырех финалистов, чьи идеи будут объединены в одну концепцию, которая и ляжет в основу дальнейших работ по обустройству музейного пространства.
– Наша основная задача состоит в приобщении студентов к реальным проектам, – отметила Елизавета Васильева. – Этим летом на территории музейного комплекса планируется запуск архитектурной школы, в которой смогут принять участие молодые архитекторы, дизайнеры и художники. Сегодня мы продолжаем дело Константина Головкина, ведь он проявил себя и как живописец, и как архитектор, и как краевед. Я думаю, если бы сегодня спросили Константина Павловича, как бы он хотел развивать пространство дачи, то мы бы попали с нашей функцией в самую точку. Здесь царит творческая обстановка, проходит обучение молодежь, здесь работает музей, который уже посетили десятки тысяч самарцев и гостей города.
По словам директора центра, работы, как и планов, громадье и все благодаря Головкину - человеку-оркестру, который оставил обширную базу для творчества с неиссякаемой энергетикой места, которая чувствуется по сей день на этой удивительной купеческой даче.
Туристическая Мекка
Дача со слонами за короткое время стала одной из главных самарских туристических жемчужин. Памятник архитектуры эпохи модерна привлекает много посетителей. На территории даже планируют открыть велопарковку для организации еще одного самарского веломаршрута.
Туристический сезон набирает обороты. 20 экскурсоводов региона после подготовки в рамках образовательной программы, разработанной при поддержке министерства туризма Самарской области для расширения знаний гидов о Даче со слонами и ее владельце, скоро приступят к работе.
– С апреля по территории комплекса смогут водить группы только экскурсоводы, прошедшие обучение. Посетители услышат панорамный рассказ об уникальном объекте и его создателе в контексте эпохи начала XX века, а также о том, что там происходит сейчас. Нам важно рассказывать, что это не только исторический объект, а уникальное архитектурное и культурное место с прошлым, настоящим и будущим, – пояснила Елизавета Васильева.
В контексте модерна
Константин Головкин был легендарным в Самаре человеком. Купец-миллионщик, художник, благотворитель, создатель Самарского художественного музея, гласный городской думы, археолог и коллекционер, командор велосипедного общества и путешественник. Он за все брался с азартом и делал талантливо, с огромной любовью к городу. О Константине Головкине писали: «Когда в городе живет такой человек, город не может считать себя провинциальным». Его называли самарским Леонардо, сравнивая с гением эпохи Возрождения Леонардом Да Винчи.
Увлеченный творчеством, он жил и работал в городе на улице Панской (ныне улица Ленинградская). Его отец Павел Иванович в 1894 году открыл здесь магазин писчебумажных принадлежностей. В 1903 году Константин стал его владельцем, получив статус купца второй гильдии. В 1908 году он задумал построить загородную дачу в окрестностях Самары, которая бы служила летней резиденцией. Место для будущего строения выбрал роскошное: с высокого берега открывается живописная панорама на волжские просторы и Жигулевские горы. Во многих источниках Головкина называют автором проекта дачи, но есть мнение, что при воплощении архитектурной задумки ему помогал зодчий Валентин Тепфер (автор доходного дома Василия Сурошникова на улице Фрунзе в Самаре – прим. ред.).
В то время в архитектуре царил модерн: в Самаре один за другим возводили особняки в этом стиле. В числе самых известных – особняк Курлиной (1903 год, архитектор Александр Зеленко), особняк доктора Эриха Эрна (1900–1902 годы, архитектор Александр Щербачев), ресторан «Аквариум» (1906–1907 годы, архитектор Михаил Квятковский).
Дача Константина Головкина хотя и вобрала в себя модернистские черты (характерная флористическая лепнина на фасаде и асимметричность композиции), отличалась оригинальностью фасада и необычной для того времени планировкой: узкие окна-бойницы сочетаются с большим количеством открытых площадей – верандой, террасами и смотровой площадкой на башне. Кроме того, здесь спроектирована нестандартная разноуровневая крыша. Дачу построили из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича.
Скульптуры слонов изготовили по эскизам самого Головкина. Их установили так, чтобы их хорошо было видно с проплывающих мимо судов. В изготовлении фигур принимал участие Василий Акимов – в будущем известный куйбышевский скульптор. Автором скульптуры девушки, которую в народе прозвали Панночкой, тоже считают Головкина. По всей видимости, она олицетворяет собой Волгу.
От забвения к возрождению
После окончания строительства дачи Константин Головкин жил в летних апартаментах с мая по октябрь: писал здесь волжские пейзажи, занимался астрономией, устраивал встречи и собрания. Дача прослужила своему создателю менее десяти лет. Осенью 1918 года, накануне взятия города большевиками, Константин вслед за чехословацким корпусом уехал из Самары с семьей. Жил в Иркутске, работал в местном музее, путешествовал по Китаю и Японии и привез оттуда огромную коллекцию предметов восточного искусства. Он умер в 1925 году в Самаре в больнице имени Пирогова во время операции на фоне тяжелой болезни.
После революции дачу постигла судьба многих самарских особняков и усадеб: ее национализировали. В годы Гражданской войны здесь размещался госпиталь, затем дачу передали под детский дом. В 1929 году здание досталось «Водоканалу», который и был ее владельцем на протяжении всего советского периода, разместив в постройке клуб. Само здание подверглось внутренней перепланировке, утеряло веранды, кованые элементы, украшавшие фасад и большую часть лепнины. По счастью, первоначальный план дачи сохранился.
В начале 1990-х годов в здании было решено провести центральное отопление, что вызвало просадки фундамента. Его решили зафиксировать металлическими стяжками, однако от этого стали трескаться стены. Затем последовала длившаяся четыре года реставрация, после которой дачу обнесли забором и закрыли для посетителей. Забвение длилось почти 20 лет.
В 2019 году депутат Государственной думы Александр Хинштейн (ныне врио губернатора Курской области – прим. ред.) предложил механизм нового использования архитектурного объекта. В 2020 году дачу передали в федеральную собственность и закрепили за Самарским политехом. Из федерального бюджета на реставрацию выделили 210 млн рублей. Все строения, скульптуры, площадки и композиционные решения фасадов утверждены в качестве предметов государственной охраны.
Возрождение архитектурной жемчужины дореволюционной Самары длилось четыре года по сохранившимся чертежам и старым фотографиям. В сентябре 2024 года легендарный объект открыли для посещения. Здесь разместили музейную экспозицию, посвященную Константину Головину и Самаре эпохи модерна.
В музее примечательны несколько экспонатов, связанных с Константином Головкиным. Например, макет его ретро-автомобиля, восстановленный по чертежам и архивным фотографиям в реальном масштабе. Это американский Oldsmobile Tonneau, который Головкин приобрел в 1905 году. Известно, что он был одним из первых самарских автомобилистов.
Другой ценнейший экспонат – картина Константина Головкина «В хлебах», написанная им в 1899 году. Очевидно, что натурой для нее стали просторы Самарской губернии, считавшейся в то время хлебной столицей России. Полотно, ранее хранившееся в частной коллекции, передали центру после реставрации к открытию дачи. Это одна из немногих художественных работ Константина Головкина, дошедших до наших дней. Несколько картин сегодня хранятся в собрании Самарского областного художественного музея и одна в Музее модерна. Некоторое количество работ сохранилось в частных собраниях.
Сотрудники музейной дачи планируют разработать туристический маршрут по городу «Головкин в Самаре», благодаря которому горожане смогут поближе познакомиться с этим уникальным человеком, опередившим свое время.
Автор: Татьяна ПЕТУНИНА