Найти в Дзене
Мир Библии

Ежедневное чтение Библии. 9 Апреля

1 И сказал Господь Иисусу, говоря: 2 скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея, 3 чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть [города сии] будут у вас убежищем [чтобы не умер убивший] от мстящего за кровь, [доколе не предстанет пред общество на суд]. 4 И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них; 5 и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня; 6 пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал. 7 И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сих
Оглавление

Книга Иисуса Навина

Глава 20

1 И сказал Господь Иисусу, говоря:

2 скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея,

3 чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть [города сии] будут у вас убежищем [чтобы не умер убивший] от мстящего за кровь, [доколе не предстанет пред общество на суд].

4 И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них;

5 и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня;

6 пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал.

7 И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной;

8 за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина;

9 сии города назначены для всех сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество [на суд].

(Иис.Нав.20:1-9)

КОММЕНТАРИИ ЛОПУХИНА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА

1−6. Божественное повеление о городах убежища. 7−9. Назначенные для этого города — три в западно-иорданской и три в восточно-иорданской стране.

Нав 20:1. И сказал Господь Иисусу, говоря:

После разделения Ханаанской земли между коленами, во время того же народного собрания в Силоме, исполнено было и другое божественное повеление о городах убежища, данное Господом Моисею (Чис 35) и повторенное последним народу (Втор 4:41−43). Исполнению этого повеления, повторенного Иисусу Навину тогда, когда наступило время его выполнения, библейский писатель предпосылает краткое его изложение, в котором указаны цель установления (Нав 20:3), условия пользования городами убежища (Нав 20:4−5) и время пребывания в них (Нав 20:6).

Нав 20:3. чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть [города сии] будут у вас убежищем [чтобы не умер убивший] от мстящего за кровь, [доколе не предстанет пред общество на суд].

Цель учреждения городов убежища состояла в том, чтобы при действии у израильтян, как и у других восточных народов, кровавой мести, допущенной вообще в законе Моисея (Толковая Библия, т. I, с. 258), предотвратить гибельные ее последствия в применении к ненамеренному убийце («по ошибке, без умысла»), который мог бы находить безопасное пристанище от мстителя за кровь, каким был обыкновенно ближайший родственник убитого. Признаки ненамеренного убийства подробно изложены в Чис 35:22−24, Втор 19:4−6. Поставленные в скобках слова «[города сии... чтобы не умер убивший... доколе не предстанет пред общество на суд]» не читаются в еврейском тексте, но находятся в греческих списках, древних и позднейших, равно как и в древнем и нынешнем славянском переводе. По своему содержанию они вполне соответствуют сказанному в Чис 35:12.

Нав 20:4. И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них;

Нав 20:5. и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня;

Безопасное пристанище в городе убежища мог найти убийца при том единственном условии, если он оказывался действительно без умысла убившим ближнего своего по суду старейшин города, которым он вслух рассказывал свое дело. Особые применения этого закона указаны в Чис 35:24−25, Втор 19:11−13.

Нав 20:6. пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал.

Время жительства ненамеренного убийцы в городе убежища определено двумя сроками, ввиду краткости изложения соединенными вместе: «доколе не предстанет пред обществом на суд, доколе не умрет великий священник». Взаимное отношение этих сроков видно из Втор 19:11−12 и Чис 35:24−25, где говорится, что если убежавший в город убежища по суду старейшин города, в котором он жил прежде, окажется намеренным убийцей, то старейшины должны взять его из города убежища и передать его в руки мстителя за кровь; а если удалившийся в город убежища и по суду старейшин города, в котором он прежде жил, оказывался не намеренно убившим ближнего своего, то он должен быть возвращен в город убежища и в нем оставаться до смерти великого священника. Для времени жительства ненамеренного убийцы в городе убежища не назначено определенного срока; продолжительность его поставлена в зависимость от продолжительности жизни первосвященника, при котором произошло ненамеренное убийство; а так как жизнью и смертью людей владеет Бог, то, следовательно, определение этой продолжительности предоставлено было воле Господа. И в этом законе Моисея, как и в других, выразилась мысль о Боге как Верховном Судье.

Нав 20:7. И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной;

Из городов западно-иорданской страны отделили (по евр. тексту «ваийакдишу» — «посвятили») в качестве городов убежища такие, которые находились в трех главных областях: «Кедес в Галилее на горе Неффалимовой» (Нав 12:22), т. е. в северном округе области, называвшейся в последующее время Галилеею; «Сихем на горе Ефремовой, и... Хеврон» (Нав 10:3:17.7).

Нав 20:8. за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина;

Нав 20:8 Для восточно-иорданской страны города убежища назначены были еще Моисеем (Втор 4:43). «Бецер в пустыне» (славянское — «Восо́р») находился на восточной стороне Мертвого моря в Касур-ель-Бешейр, как называются развалины к юго-западу от Дивона (Нав 13:7), «Рамоф в Галааде» (Нав 13:26: «Рамаф-Мицфа») и «Голан в Bacaне»; место его, хотя от него получила название целая область (Гавланитис, в настоящее время Джолан), не найдено между многочисленными сохранившимися в ней развалинами; предположительно он указывается на восток от северной оконечности Геннисаретского озера. Все эти города были вместе с тем городами священников или левитов (Нав 20:7:21.10−11, 21, 32 и др.). Выбор городов убежища из числа таких городов имел, без сомнения, ту цель, чтобы жившие в них священники или левиты своим участием в разбирательстве дел об убийстве способствовали возможно более справедливому решению их, а особое значение городов, как посвященных Богу, обеспечивало безопасность искавших в них убежища невольных убийц.

Иисус Навин 20 глава — Библия — Комментарии Лопухина: https://bible.by/lopuhin-bible/6/20/

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (с сайта www.gotquestions.org)

Автор: Книга Иисуса Навина непосредственно не называет своего автора. Более чем вероятно, что Иисус, сын Навина, преемник Моисея на посту предводителя Израиля, написал значительную часть этой книги. Последняя часть книги, вероятно, была написана, по крайней мере, одним человеком после смерти Иисуса Навина. Возможно также, что некоторые разделы были отредактированы / скомпилированы после его смерти.

Дата написания: Книга Иисуса Навина, скорее всего, была написана между 1400 и 1370 гг. до н.э.

Цель написания: Книга Иисуса Навина содержит обзор военных кампаний при завоевании обещанной Богом земли. После исхода из Египта и сорокалетнего скитания в пустыне вновь образованная нация была готова войти в Обетованную землю и победить народы, которые занимали эту территорию. Обзор событий, который мы встречаем здесь, дает сокращенную и избирательную подборку многих сражений и то, как земля была не только завоевана, но и как она была разделена на районы обитания колен.

Ключевые стихи: Иисуса Навина 1:6–9: «Будь твердым и стойким! Ты сделаешь эту страну владением сынов Израилевых – Я отдаю им эту страну, как поклялся их отцам! Будь же твердым и стойким! Строго соблюдай и исполняй Закон, который тебе велел соблюдать Мой раб Моисей. Ни на шаг не отступай от этого Закона – и тебе повсюду будет сопутствовать успех. Пусть слова из свитка Закона непрестанно будут у тебя на устах. Повторяй их днем и ночью, строго соблюдай и исполняй все, что написано в этом свитке, – и тебе будут сопутствовать удача и успех. Я повелеваю тебе: будь твердым и стойким! Не робей и не бойся: с тобою везде будет Господь, твой Бог».

Иисуса Навина 24:14–15: «Бойтесь и чтите Господа, служите Ему верой и правдой. Отвергните всех богов, которым служили ваши предки за Рекою и в Египте, и служите только Господу. Если же вы не хотите служить Господу, то выбирайте прямо сейчас, кому вы будете служить. Богам, которым служили ваши предки за Рекою? Или богам амореев, на чьей земле вы живете сейчас? Но я и весь мой род – мы будем служить Господу».

Краткое резюме: Книга Иисуса Навина продолжает рассказ об израильтянах после исхода из Египта. Книга описывает примерно 20-летний период времени под предводительством Иисуса Навина после помазания его Моисеем. Двадцать четыре главы книги Иисуса Навина можно поделить на следующие группы:

Главы 1–12: вход и завоевание Земли обетованной.

Главы 13–22: указания по распределению Земли обетованной.

Главы 23–24: прощальная речь Иисуса Навина.

Предзнаменования: История блудницы Раав и ее великой веры в Бога израильтян ставит ее в один ряд с другими героями веры из Послания к Евреям 11:31. Это история Божьей благодати для грешников и спасения лишь верой. Самое главное – по благодати Божьей она попала в мессианскую линию родства (Матфея 1:15).

Один из церемониальных ритуалов в Иисуса Навина 5 находит свое идеальное исполнение в Новом Завете. Стихи 1–9 описывают Божье указание о том, что рожденные в пустыне должны быть обрезаны после входа в Землю обетованную. Поступая так, Бог «снял с них египетский позор», что означает, что он очистил их от грехов их прежней жизни. Колоссянам 2:10–12 описывает верующих как обрезанных в своих сердцах Самим Христом, через Которого мы оставили греховную природу нашей прежней жизни без Него.

Бог учредил города убежища, чтобы те, кто случайно убил кого-то, могли там жить, не опасаясь возмездия. Христос является нашим убежищем (Евреям 6:18).

Книга Иисуса Навина содержит важную богословскую тему покоя. Израильтяне, после 40 лет скитаний по пустыне, наконец, обрели покой, который Бог приготовил для них в земле Ханаан. Автор послания к Евреям использует этот пример как предупреждение, чтоб мы не позволили неверию удержать нас от вступления в Божественный покой во Христе (Евреям 3:7–12).

Практическое применение: Одним из ключевых стихов Книги Иисуса Навина является текст в 1:8: «Пусть слова из свитка Закона непрестанно будут у тебя на устах. Повторяй их днем и ночью, строго соблюдай и исполняй все, что написано в этом свитке, – и тебе будут сопутствовать удача и успех». Ветхий Завет полон историй о том, как люди «забыли» Бога и Его Слово и понесли ужасные последствия. Для христианина Слово Божье является источником жизненной силы. Если пренебречь ним, наша жизнь пострадает. Но если мы будем принимать близко к сердцу принцип из вышеупомянутого стиха, то будем совершенны и достойны находиться в Царстве Божьем (2 Тимофею 3:16–17), и увидим, что Божьи обетования в книге Иисуса Навина 1:8–9 станут также и нашими.

Иисус Навин является примером преимуществ достойного наставника. В течение многих лет он оставался рядом с Моисеем. Он наблюдал за тем, как тот почти безупречно следовал за Богом. Он научился молиться от Моисея. Он научился послушанию от Моисея. Очевидно, что Иисус Навин также получил негативный пример, который стоил Моисею входа в Землю обетованную. Пока ты жив – ты наставник. Кто-то наблюдает за тобой. Какая-то молодая особа или кто-то, на кого вы имеете влияние, видит, как вы живете и как поступаете. Кто-то учится от вас. Кто-то будет следовать вашему примеру. Наставничество – это гораздо больше, чем слова, произносимые наставником. Его жизнь говорит значительно больше.