- Сотни исков клиентов к крупнейшему грузоперевозчику, при этом удовлетворена лишь 1/6 часть из них.
- 3 распространенные причины проигрыша предпринимателей, подавших в суд на крупнейшего грузоперевозчика.
- 1. Сдал для перевозки "сборный груз" - скорее всего, не сможешь доказать, что именно потерял перевозчик и сколько это стоило.
В деятельности грузоперепозчиков утраты или повреждения грузов распространены. Интерес вызывает то, как транспортные компании решают с клиентами вопросы компенсации убытков, причиненных клиентам такими утратами или повреждениями. Значительная часть таких споров решается в судебном порядке. Ниже приведем обзор практики разрешения споров с участием крупнейшего перевозчика сборных грузов в стране.
Сотни исков клиентов к крупнейшему грузоперевозчику, при этом удовлетворена лишь 1/6 часть из них.
Из более 300 дел, в которых крупнейших перевозчик сборных грузов выступал в качестве ответчика и которые были завершены в 2024 году, иск удовлетоврен полностью или частично примерно по 45 делам. Это говорит о том, что большую часть дел в арбитражных судах выигрывает именно грузоперевозчик, а не клиенты. Почему это так и как клиентам увеличить шансы на победу в суде?
3 распространенные причины проигрыша предпринимателей, подавших в суд на крупнейшего грузоперевозчика.
Эти причины относятся как к процессу оформления грузоперевозки, так и к соблюдению клиентами процедуры предъявления претензий, связанных с потерей / повреждением грузов, а также фиксацией факта утраты / повреждения груза.
1. Сдал для перевозки "сборный груз" - скорее всего, не сможешь доказать, что именно потерял перевозчик и сколько это стоило.
Самая частая причина отказа в исках, связанных с утратой или повреждением груза, заключается в использовании в экспедиционной расписке формулировки «сборный груз».
Из этой формулировки невозможно понять, что именно перевозилось грузоперевозчиком и сколько это стоило. Соответственно, в случае потяри или повреждения груза, клиентам сложно доказать, что именно было потеряно и какие убытки причинены клиенту.
Пример обоснования отказа в иске клиенту к грузоперевозчику из решения арбитражного суда:
«….Согласно пункту 3.3.1 договора транспортной экспедиции грузоперевозчик принимает грузы от отправителей по количеству грузовых мест без внутритарного досмотра и поштучной сверки с товарными накладными продавца, прием груза экспедитором производится по количеству грузовых мест, объему и весу без досмотра и проверки содержимого упаковки. При отправке груза сопроводительные документы на груз не представлялись, проверка внутреннего содержимого грузоместа не осуществлялась. Груз был принят по количеству мест, а не по номенклатурным и качественным характеристикам товара….».
Как клиенту уменьшить риски: передавать для перевозки товары не по грузоместам, а по наименованиям и количеству перевозимых предметов.
2. Указал заниженную "объявленную стоимость груза" - компенсацию в действительном размере не получишь.
Крупнейший грузоперевозчик сотрудничают со страховой компанией, в которой страхует свою ответственность. При заполнении экспедиторской расписки грузоотправителю предлагается указать объявленную стоимость груза. По привычке (или, возможно, в целях минимизации стоимости экспедиторских услуг) грузоотправители указывают объявленную стоимость, которая не соответствует фактической стоимости груза (например, 100 рублей при стоимости груза 100 тысяч или даже миллион рублей).
При возникновении претензии об утрате/ повреждении груза, грузоперевозчик направляет документы страховой компании. Она производит возмещение в размере объявленной стоимости груза, что в последущем исключает возможность взыскания убытков с грузоперевозчика, поскольку ущерб возмещен в указанной самим клиентом сумме.
Пример обоснования отказа в иске клиенту к грузоперевозчику из решения арбитражного суда:
«...За повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, экспедитор обязан возместить ущерб в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности (подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
Действительная стоимость груза в данном случае не имеет правового значения при определении ответственности экспедитора.»
Как клиенту уменьшить риски: В случае указания объявленной ценности груза, указывать его реальную стоимость, не занижая ее.
3. При повреждении грузов клиенты не соблюдают порядок фиксации фактов повреждений и предъявления претензий грузоперевозчику, в связи с чем, теряют право на компенсацию.
Несоблюдение такого порядка приводит к тому, что грузоперевозчик утверждает в суде, что не доказано повреждение груза именно в процессе перевозки.
Среди примеров таких ошибок клиентов:
- сообщение о факте недостачи / повреждения (когда такой факт может быть определен визуально) не сразу при получении груза от перевозчику, а позднее.
- сообщение о факте недостачи / повреждения (когда этот факт не мог быть установлен визаульно) позднее, чем в течение 30 дней со дня приема груза.
- невызов представителя грузоперевозчика для участия в фиксации факта недостачи/повреждения, составлении сервисного акта.
- в случае проведения экспертизы поврежденного груза, не вызов представителя грузоперевозчика для присутствия при проведении экспертизы и т.п.
Впоследствии такие ошибки приводят к отказам в иске, потому что суд не может установить, что повреждение груза произошло именно в процессе перевозки по вине грузоперевозчика.
Надеемся, что изучение причин отказов во взыскании компенсаций за утерянный / поврежденный груз будет Вам полезно и позволит избежать ошибок, которые иногда допускают клиенты крупнейшего перевозчика сборных грузов и из-за которых теряют возможность взыскать полноценную компенсацию при утрате / повреждении грузов.
Данный материал является обзором практики споров в арбитражных судах с участием крупнейшего грузоперевозчика, подготовлен и размещен в научно-практических целях.
Подписывайтесь на наш Дзен-канал, чтобы узнавать больше о решении проблем бизнеса в арбитражных и третейских судах!