Какие маршруты морских и речных прогулок наиболее популярны в городе на Неве.
Седьмого апреля в Санкт-Петербурге официально открыта навигация 2025 года. Суда, в том числе маломерные, могут свободно перемещаться по городским рекам и каналам. Практически одновременно открывается и сезон популярных в городе на Неве водных прогулок. «Росбалт» выяснил основные направления экскурсий, цены и подводные камни подобного отдыха.
Три главных направления
Несмотря на разнообразие компаний, организующих в Петербурге водные экскурсии, самые популярные маршруты повторяются с небольшими вариациями практически у всех крупных судоводителей. Судя по доступным в первой половине апреля предложениям, стоимость «взрослого» билета в дневное время весной 2025 года варьируется от 1200 до 2000 рублей без дополнительного обслуживания за исключением аудиогида. Петербургскую туристическую акваторию можно условно поделить на три равные части.
Центральное место занимает акватория реки Невы от Литейного моста до выхода на Петровский фарватер между Крестовским и Васильевским островами. Экскурсии по этому району предполагают осмотр видов Эрмитажа, Петропавловской крепости, стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами с дальнейшим выходом в Финский залив, где откроется вид на Лахта-центр. В зависимости от места старта экскурсий, можно увидеть Исаакиевский собор и здание Кунтскамеры.
Этот же участок акватории обычно используется для проведения вечерних и ночных прогулок, когда происходит развод мостов Петербурга, а на берегу зажигается иллюминация архитектурных памятников. Цены на ночные поездки, как правило, выше дневных примерно на треть, кроме того, помимо аудиоэкскурсий, пассажирам часто предлагается культурно-развлекательная программа, что ведет к удорожанию билетов до 2500 — 4000 рублей.
Севернее находится вторая экскурсионная зона — острова дельты Невы. Туристические маршруты здесь пролегают вокруг Петроградского, Петровского и Аптекарского островов, участники увидят также Крестовский и Каменный острова. Зачастую маршруты построены так, что пассажиры могут высадиться на одном из причалов, чтобы осмотреть достопримечательности поближе, а затем вернуться на следующий теплоход — и продолжить обзорную экскурсию.
Стоит учитывать, что обе эти акватории зависят от внешних факторов: в случае ухудшения погодных условий, организаторы имеют право отменить выход в Финский залив, а при повышении уровня воды нельзя будет воспользоваться маршрутом между северными островами.
Но самым заполненным экскурсионными судами остается лабиринт рек и каналов на территории Адмиралтейского и Центрального районов. Чаще всего желающим предлагают закольцованные экскурсии, большая часть которых проходит по рекам Фонтанка и Мойка, с переходом через Крюков канал. В некоторых вариантах суда ненадолго выходят в акваторию Невы между Дворцовым и Троицким мостами, а из Фонтанки вместо Мойки могут проследовать по каналу Грибоедова.
Экскурсия по каналам позволяет насладиться видом привычных улиц Северной столицы с неожиданных ракурсов и пройти мимо большинства узнаваемых достопримечательностей — Летнего сада, Михайловского замка, Аничкова моста, Спаса на Крови, Мариинского театра.
В высокий туристический сезон экскурсии по фиксированному прайсу повторяются изо дня в день, но порой бывают исключения из правил.
Стало известно, с какого числа в Петербурге начнут регулярно разводить мосты
Специальные предложения
Прогулочные суда стали неотъемлемой частью знаковых городских праздников. Предложения смотреть праздничные салюты с Невы пользуются неизменной популярностью. Во время навигации фейерверки с территории Петропавловской крепости запускают в День Победы, 9 мая, день основания Санкт-Петербурга 27 мая (дата может варьироваться в связи с выпадением на будние дни) и день ВМФ — последнее воскресенье июля.
Уже сейчас доступно бронирование мест у некоторых судовладельцев к 9 Мая — цены на взрослый билет начинаются с отметки в 4300 рублей, при этом покупателей информируют о неизбежном подорожании ближе к знаменательной дате.
Кстати, при покупке билетов стоит остерегаться мошенников. Они, например, были неоднократно замечены в фейковых продажах билетов на теплоходы в петербургский праздник выпускников «Алые паруса», который проводится в конце июня. Однако эта церемония подразумевает перекрытие акватории Невы для других судов во время торжественного прохода брига «Россия» с алыми парусами.
Примечательно, что в выходные и праздничные дни активизируется продажа билетов на теплоходы на набережных города. Как правило, при таких сделках покупатели сталкиваются с наценкой — об этом предупреждают в том числе и на некоторых сервисах по покупке билетов онлайн.
Водная альтернатива
Обилие прогулочных судов характерно не только для центра Петербурга, но и для других примечательных мест города и его окрестностей. Правда, для этого используют более быстроходные и мореходные модели.
Суда на подводных крыльях типа «Метеор» и катамараны обеспечивают водную транспортную доступность достопримечательностей Кронштадта, Петергофа, Стрельны и Шлиссельбурга. Путь по Финскому заливу или Неве занимает несколько часов, и никак не зависит от интенсивности движения, которое регулярно вносит коррективы в сообщение по автодорогам.
Цены на билеты варьируются от 1800 рублей за простую поездку из Петербурга в Петергоф — до 5000+ рублей за комплексные экскурсии в Стрельну или Шлиссельбург с питанием или сопровождением гида. Впрочем, встречаются и предложения с посещениями за один день Кронштадта и Петергофа по цене около 10 000 рублей.
Примечательно, что при всем разнообразии судов, активно использующихся территории Петербурга в турбизнесе, отрасль регулярных пассажирских перевозок для местных жителей не развивается. Сказывается загруженность городских причалов экскурсионными плавсредствами и низкая рентабельность.
Евгений Богучарский