Найти в Дзене

Кронштадт

Кронштадт. Великое место! Великий Город! Великий собор! Кронштадтский собор, о же Никольский Морской собор видел в разных эпохах и в разных ипостасях. Например, в виде музея. На втором этаже музея, немного в пыли, расположилось необыкновенное полотно, написанное в стиле соцреализма в духе Александра Дейнеке или Александра Самохвалова: «Матросы крейсера Киров, танцуют морской танец Яблочко перед наркомом Ждановым». В названии могу быть неточным. Но это было сильное полотно, которое я никак не могу найти в интернет-сети. Товарищ Жданов с колоссальным подозрением смотрел на танцующего, в приличном возрасте, матроса, а матрос смотрел на него с очевидной неприязнью и опаской. Сегодняшний собор ничем, кроме здания, не напоминает музей советских лет. Он преобразился в великий, светлый и праздничный Храм, с очень большим смыслом, доверием и любовью. На стенах чёрного мрамора доски с золотыми именами погибших моряков. Всё обрывается на 1918 году… традиция прервана. В центе зала, под куполом – Н

Кронштадт. Великое место! Великий Город! Великий собор!

Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

Кронштадтский собор, о же Никольский Морской собор видел в разных эпохах и в разных ипостасях. Например, в виде музея. На втором этаже музея, немного в пыли, расположилось необыкновенное полотно, написанное в стиле соцреализма в духе Александра Дейнеке или Александра Самохвалова: «Матросы крейсера Киров, танцуют морской танец Яблочко перед наркомом Ждановым». В названии могу быть неточным. Но это было сильное полотно, которое я никак не могу найти в интернет-сети. Товарищ Жданов с колоссальным подозрением смотрел на танцующего, в приличном возрасте, матроса, а матрос смотрел на него с очевидной неприязнью и опаской.

Сегодняшний собор ничем, кроме здания, не напоминает музей советских лет. Он преобразился в великий, светлый и праздничный Храм, с очень большим смыслом, доверием и любовью.

На стенах чёрного мрамора доски с золотыми именами погибших моряков. Всё обрывается на 1918 году… традиция прервана. В центе зала, под куполом – Нерукотворный лик. С хоров, из-под витражей, льётся живая и прекрасная мелодия.

Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

Кронштадт, как и остров Котлин Храмом не ограничивается. Это отдельный мир, куда ещё в моём не таком и далёком советском детстве и юности можно было дойти только на пароходике и только по специальному пропуску – Военно-морская база Балтфлота – это вам не шутки.

Многое и многое на острове Котлин куда древней практически нового Храма. В договоре Великого Новгорода с Ганзой, а он имеется в хранилищах летописей и оцифрован, упомянут исстари стоящий на острове город Котлин, а это немного и немало – 1269 год от Рождества Христова.

Владея островом, владеешь двумя главными фарватерами из Финского залива в Невскую губу: южным и северным. Остров и городок долгое время были русскими. Однако, с Ореховского мира, в 1323 году, дали слабину, Котлин управлялся новгородцами совместно со шведами. По Тявзинскому мирному договору 1595 года граница со Швецией проходила через остров по линии Малая Ижора — Сестрорецк. И, наконец, по Столбовскому мирному договору 1617 года остров отошёл к Швеции на целых 86 лет. От старого новгородского лоцманского городка не осталось ничего.

Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

На то они и шведы… Однако зря остров опустошили и забросили. Не от великого ума. В 1703 году на практически необитаемом острове высадился Пётр, оценил его достоинства и велел солдатам под командованием полковников Толбухина и Островского заложить укрепление, что они и сделали к 1704 году построив из брёвен могучую трёхъярусную башню с 14 орудиями, назвав её по-петровски скромно, форт Кроншлот, т.е. в переводе со шведского «Коронный замок». Ну и береговую батарею, на всякий случай оборудовали.

Всякий случай тут же пригодился. Сильные задним умом шведы в том же 1704 году несколько раз и в навигацию, и по льду пытались остров взять – да, мимо. В 1705 году пришло большим карательным походом 22 шведских корабля, но не сложилось, шведа уже умели бить, и враг бежал, бросая убитых и раненых, переворачивая шлюпки, в панике опрокидывая и топя свои же корабли.

Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

Бережёного Бог бережёт. Кронштадтские укрепления, защищающие Санкт-Петербург с моря постоянно, дополнялись и перестраивались. Тому были причины. Англо-французская эскадра на Балтике весной 1854 года намеревалась взять Кронштадт и разорить Санкт-Петербург. В поход вышли один винтовой и 15 парусных линейных кораблей, 32 пароходо-фрегата и 7 парусных фрегатов. Немалая, по тем временам, сила. В ожидании чужих кораблей фарватеры славно заминировали свежеизобретёнными русскими минами. Хорошо быть пионером в минном деле! В результате «потанцевав» на минах эскадра так и не решилась подойти к Кронштадтским батареям и двинулась срывать злость на Свеаборге, близ Гельсингфорса. Впрочем – неудачно.

Свеаборг, после 1918 года финны, поспешили переименовать в «финскую крепость» - Суоменлинна, хотя там и финского гвоздя нет и не было и тут же устроили в ней концлагерь с расстрельным цехом.

Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

К началу XX века Кронштадт мог встретить неприятеля мощными крепостями и фортами. Укрепления строились и постоянно совершенствовались с учётом последних достижений военной науки. 17 искусственных островов с укреплениями, а также батареи на северном и южном берегу Финского залива – были не менее «приветливы» для незваных гостей крепости.

Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

В советское время Кронштадтская база также не простаивала и укреплялась, а когда пришла Война, показала всё, на что способна, не пропустив ни одного корабля, ни одной подводной лодки к Ленинграду.

Мы многое знаем о японцах и американцах на Пёрл-Харборе и дивно мало знаем о Кронштадтском Воздушном Сражении 21 - 23 сентября 1941 года. Очень жаль. Германцы надеялись устроить нам то, что устроили японцы 7 декабря 1941 года США, на базе Пёрл-Харбор. Только, в отличии от японцев, силы были собраны не в пример мощнее, а пилоты имели серьёзный опыт реальных воздушных сражений.

В воскресенье, утром 21 сентября 1941 года начался один из самых крупных, массированных воздушных ударов Второй Мировой Войны. Удар по кораблям Краснознаменного Балтийского флота и городу Кронштадту. Возможно атака бы удалась и остов Котлин утонул бы в море и огне. Однако сигнал воздушной тревоги на базу ВМФ поступил вовремя. И мне, как офицеру войск ПВО СССР отрадно об этом писать.

Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

В апреле 1941 года в Ленинградском военном округе была создана специальная воинская часть - 72–й Отдельный радиобатальон Воздушного наблюдения, оповещения и связи, где в обстановке высокой секретности на вооружение советских войск ПВО была поставлена станция дальнего радиообнаружения самолетов «Редут», то есть привычная нам теперь радиолокационная станция (РЛС). Тогда их не было ни у Германии, ни у Японии, ни в Великобритании. РЛС

Одну из станций - «Редут-3» оборудовали на холме близ деревни Большая Ижора, Станция имела прямую и надежную, двойного дублирования, радиосвязь с командным пунктом ПВО Ленинградского фронта, а также прямую телефонную связь с командным пунктом ПВО Балтфлота. В результате за 15-17 минут до авиаудара Кронштадтская база, как и Ленинградский фронт, были предупреждены о приближающимся массированном крыле нацистских самолётов. 15 – 17 минут – это много. Это задолго! Это расстояние 180–210 км. Через 5-7 секунд (!) после сообщения завыли все флотские и береговые системы оповещения. Расчёты побежали к орудиям и пулемётам. Как мы теперь знаем, немецкий план взятия Ленинграда на первом этапе заключался в том, чтобы внезапным «звездным», с трех сторон одновременно, массированным ударом бомбардировочной авиации идущий тремя воздушными колоннами по 220-250 самолётов уничтожить артиллерию Балтийского флота и сбросить в воду защитников «Ораниенбаумского пятачка», откуда можно было бить прямой наводкой по острову, а затем овладеть южным берегом Финского залива и Кронштадтом.

Основной бомбардировщик кронштадтского налёта Heinkel He 111. 2 тонны авиабомб на борту каждого самолёта. [https://en.wikipedia.org/wiki/Heinkel_He_111]
Основной бомбардировщик кронштадтского налёта Heinkel He 111. 2 тонны авиабомб на борту каждого самолёта. [https://en.wikipedia.org/wiki/Heinkel_He_111]

Убивать Кронштадт шёл самый крупный и самый мощный «Первый Воздушный флот» Третьего Рейха, приданный группе армий «Север» и усиленный «прославившимся» в Европе «Восьмым Ударного» авиакорпуса. До налёта на Кронштадт авиакорпус «прославился» ковровыми бомбардировками Англии практически полностью уничтожив город Ковентри.

Ковентри после немецкой бомбардировки 14 ноября 1940 г.
[http://10otb.ru/content/history/souzniki/bomber_01.html]
Ковентри после немецкой бомбардировки 14 ноября 1940 г. [http://10otb.ru/content/history/souzniki/bomber_01.html]

Многое непонятно в нашей истории. Не самой истории, теперь она понятна и прозрачна. Опубликовано и выложено в цифре огромное количество первичных архивных материалов. Непонятна «редакционная» политика СССР в послевоенные годы замалчивавшая ключевые победы на советских фронтах. Вот это действительно дико! Только в изданных в первый раз в 1969 году мемуарах маршала Г.К. Жукова, полководца, фактически спасшего Ленинград и взявшего за две недели Берлин по поводу этой битвы Воздуха, Воды и Земли сказано: «Чтобы подавить и уничтожить нашу мощную морскую артиллерию, которая вела уничтожающий огонь по наступающим войскам группы армий «Север», немецкое командование 21-23 сентября 1941 года осуществило ряд массированных налётов на корабли и Кронштадт. В каждом из этих налетов одновременно участвовало несколько сотен бомбардировщиков. Но интенсивный огонь зенитной артиллерии и решительные действия наших истребителей сорвали замысел врага: существенный ущерб флоту нанесен не был» [Г.К. Жуков, «Воспоминания и размышления» - том 2, изд.7, М. Агентство печати Новости, 1986г., стр. 165].

Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

«Бомбардировщики появлялись над заливом и Кронштадтом в 10.40. Все во всех деталях и фрагментах осуществлялось строго по одному и тому же сценарию и в одно и то же время с точностью до 2-х минут. Я наблюдал все это своими глазами и поражался тогда немецкой педантичности!» [Григорий Гельфенштейн, старший сержант, старший оператор РЛС «Редут-3»]. Германская авиация безусловно нанесла тяжёлый ущерб Советскому флоту и Военно-Морской базе. Прямым попаданием тяжёлых бомб потопили лидер «Минск», сторожевой корабль «Вихрь», подводную лодку «М-74», транспортный корабль. Встал на дно эсминец «Стерегущий», повреждены линкор «Октябрьская революция» и крейсер «Киров», три эскадренных миноносца, надводный заградитель, ряд других кораблей и судов. У линкора «Марат» оторвало носовую часть по вторую башню. Досталось Кронштадту, его предприятиям и флотскому госпиталю. Но, флот, артиллерия базы, фортов – уцелела, пострадавшие корабли и их батареи возвращены в строй и тяжёлая артиллерия Кронштадта и флота стирала в пыль нацистские войска, сорвала безупречный ранее план взятия Ленинграда. А это 472 корабельных орудий и фортов Кронштадта, а также 16 батарей морских орудий, смонтированных на подвижных железнодорожных платформах, калибром от 120 до 305 мм.

305-мм орудие ТМ-3-12 в форте Красная Горка. Предназначено для музея «Защитникам Ораниенбаума» [https://commons.wikimedia.org/wiki/File:TM-3-12.JPG?uselang=ru]
305-мм орудие ТМ-3-12 в форте Красная Горка. Предназначено для музея «Защитникам Ораниенбаума» [https://commons.wikimedia.org/wiki/File:TM-3-12.JPG?uselang=ru]

21, 22 и 23 сентября 1941 года в небе над Финским заливом, островом Котлин и Кронштадтом произошло гигантское трехдневное сражение немецкой бомбардировочной авиации с силами Советского ПВО, примеров которому до этого в мировой военной практике не имелось.

Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

Завершая эту неожиданную экскурсию по Котлину, мы вышли к старому маяку.

Тулонская аллея. Старый маяк. Фотография С.П. Якуцени ©.
Тулонская аллея. Старый маяк. Фотография С.П. Якуцени ©.

Именно здесь на берегу залива, в Тулонской аллее весной 1895 года Александр Попов преподаватель Кронштадтских Минных офицерских классов со своим ассистентом Петром Рыбкиным провели успешный опыт по передаче радиосигнала в саду Минного класса, на расстояние 30 сажен, то есть 64 метров.

7 мая 1895 года Александр Попов на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге доложил о своем изобретении и показательно выполнил передачу радиосигналов с крыши Физкультурного корпуса Санкт-Петербургского императорского университета, во дворе Двенадцати Коллегий Васильевского острова в Кронштадт.

Пристань с прекрасным названим, Ленинградская. Фотография С.П. Якуцени ©.
Пристань с прекрасным названим, Ленинградская. Фотография С.П. Якуцени ©.

12 мая опубликованная в газете «Кронштадтский вестник» краткая информация о первой в мире радиопередаче навсегда закрепила приоритет русского учёного в изобретении радио. Профессор Попов совершенствовал приборы, передавал на корабли Балтийского флота радиограммы. Через год дальность передачи радиосигналов составляла 250 км, что значительно интереснее 64 метров, с которых всё начиналось. В 1941 году РЛС «Редут-3», спустя 46 лет созданная на принципах, открытых Александром Степановичем спасла русский город Кронштадт от тотального уничтожения. Колесо истории!

Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

Мы покидаем Кронштадт, покидаем остров Котлин по дамбе, защищающей город от наводнений и магистрали соединившей два берега Финского залива. Теперь не надо ехать к Ленинградской пристани, чтобы на катере или теплоходе больше часа идти к Санкт-Петербургским гаваням. Всё быстрее и прозаичнее. А с другой стороны массив дамбы внушает немалое уважение к нашим временам, надёжно сомкнувшим два берега, две морские судьбы Санкт-Петербурга с сердцем в Кронштадте.

Остров Котлин. Фотография из семейного архива.
Остров Котлин. Фотография из семейного архива.
Фотография С.П. Якуцени ©.
Фотография С.П. Якуцени ©.

Чудная погода Кронштадта прямо на дамбе сменилась пургой и метелью. Тёмные волны, разделённые бетоном и гранитом и жёлтый пунктир указующих фонарей трассы – дорога на Санкт-Петербург.

-22