Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Валентина Серова. Наш выбор. Часть 1

Валентин Александрович Серов (годы жизни 1865-1911) – это известный мастер портрета, чьи произведения отличались искренностью и выразительным изображением психологических особенностей моделей. Он родился в Санкт-Петербурге в семье творческих людей: отец был оперным композитором, ставшим впоследствии музыкальным критиком, а мать – одарённой пианисткой и композитором. В возрасте шести лет Серов потерял отца, а его мать, вдохновлённая прогрессивными идеями, переехала в Мюнхен, оставив сына в коммуне под Смоленском. Однако вскоре она забрала мальчика с собой, и они вместе переехали в Париж, где Серов начал изучать искусство у известного художника Ильи Репина. Несмотря на очевидный талант, Серов испытывал сомнения, видя, как Репин легко улучшает картины. Позже мать вернулась в Москву, куда вернулся и Репин, продолжив занятия с Серовым. По словам самого художника, мать была строгой и деспотичной, что сильно повлияло на его характер. В 1880 году Серов поступил в Академию Художеств в Петербург

Валентин Александрович Серов (годы жизни 1865-1911) – это известный мастер портрета, чьи произведения отличались искренностью и выразительным изображением психологических особенностей моделей. Он родился в Санкт-Петербурге в семье творческих людей: отец был оперным композитором, ставшим впоследствии музыкальным критиком, а мать – одарённой пианисткой и композитором. В возрасте шести лет Серов потерял отца, а его мать, вдохновлённая прогрессивными идеями, переехала в Мюнхен, оставив сына в коммуне под Смоленском. Однако вскоре она забрала мальчика с собой, и они вместе переехали в Париж, где Серов начал изучать искусство у известного художника Ильи Репина.

Несмотря на очевидный талант, Серов испытывал сомнения, видя, как Репин легко улучшает картины. Позже мать вернулась в Москву, куда вернулся и Репин, продолжив занятия с Серовым. По словам самого художника, мать была строгой и деспотичной, что сильно повлияло на его характер. В 1880 году Серов поступил в Академию Художеств в Петербурге по рекомендации Репина. Он учился у Павла Чистякова, придерживавшегося строгих принципов рисования, что позволило Серову изучить стили великих мастеров и перенять вдумчивый подход. В это время он продолжал сомневаться в себе, особенно в сравнении с Михаилом Врубелем, который быстро делал наброски. Серову же требовалось больше времени, что раздражало заказчиков, но они терпели ради конечного результата.

Валентин Серов
Валентин Серов

В 1888 Серов стал членом товарищества передвижников, представив работы «Девочка с Персиками» и «Девушка, Освещённая Солнцем», которые принесли ему известность. Через год он женился на Ольге Трубниковой и переехал в Москву. У них было шестеро детей. Серов заметил, что выделение характерной черты модели усиливает сходство, и научился безошибочно её находить. Он запечатлел момент, когда купец Гиршман доставал бумажник, уловил улыбку светской сплетницы Орловой и высокомерие во взгляде графа Сумарокова-Эльстона. За талант видеть саму суть человека заказчики были готовы долго позировать и хорошо платить.

В 1892 году Серов получил заказ на портрет императора Александра III и его семьи, что привело к созданию целой серии портретов членов императорской фамилии. Он работал над портретом верховного главнокомандующего около трёх лет, используя различные фотографии. Серов также написал несколько портретов Николая II. Однажды императрица Александра Фёдоровна попыталась дать ему совет, на что Серов предложил ей самой взяться за кисти. В 1900 Серов покинул передвижников и присоединился к объединению «Мир Искусства», активно участвуя в его проектах и организуя выставки. При этом он оставался молчаливым на всех собраниях. В 1907 году художник посетил Крит, вдохновившись древними артефактами. В 1910 он представил картины «Одиссей и Навсикая» и «Похищение Европы».

В это же время Серов создавал политические карикатуры для журнала «Жупел», иллюстрировал басни Ивана Крылова, работал с Сергеем Дягилевым над «Русскими Сезонами», создав афишу балета с Анной Павловой и картину с обнажённой Идой Рубинштейн. Художник скончался 5 декабря 1911 года в возрасте 46 лет от сердечного приступа по дороге в поместье Щербатовых. До своего 47 дня рождения он не дожил всего лишь полутора месяцев.

1 картина. «Портрет Графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона с Собакой»

«Портрет Графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона с Собакой»
«Портрет Графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона с Собакой»
  • Дата создания: 1903 год
  • Размеры: 89 х 71,5 сантиметр
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Серов – знаковая фигура в портретной живописи на стыке двух столетий, подобно своему наставнику Илье Репину, он ставил целью раскрыть внутренний мир своих моделей. Именно это стремление принесло ему славу мастера психологического портрета. Феликс Юсупов – потомок знаменитой фамилии – войдёт в историю как организатор убийства Григория Распутина в 1916 году. Но на полотне мы видим ещё юного аристократа, запечатлённого в Архангельском – подмосковном имении, куда Серов был приглашён для работы над портретом.

Юноша изображён с маленьким псом у гипсовой скульптуры собаки, украшавшей дворец. Известно, что Серов был требователен к своим моделям, и лёгкая ирония по отношению к ним заметна во многих его портретах. Фарфоровая кожа с нежным румянцем, подчёркнутая серым цветом куртки, яркие губы, голубые глаза и тщательно уложенные волосы – всё это формирует собой впечатление о молодом человеке как о скрытном, надменном и самоуверенном. Эта сдержанная фамильная учтивость создаёт образ изысканного аристократа, напоминающего персонажей произведений Алексея Толстого и Ивана Бунина.

2 картина. «Девочка с Персиками»

«Девочка с Персиками»
«Девочка с Персиками»
  • Дата создания: 1887 год
  • Размеры: 91 х 85 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Героиня этого портрета – родная дочь известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова – Вера. Девочке было всего лишь двенадцать лет, когда мастер взялся писать её портрет. Работа давалась ему нелегко, и для того, чтобы полностью завершить полотно, ему потребовалось три месяца. Но по самой картине этого не скажешь: она настолько пронизана лёгкостью, воздушностью и светом, что кажется, была сотворена на одном дыхании. Верочка вроде бы сидит неподвижно, внимательно глядя на зрителя. Но по её смуглому лицу, на котором проступил румянец, по тёмным всклокоченным волосам, заметно, что ещё несколько минут назад девочка резвилась в залитом солнцем саду. Ещё мгновение, и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. И вот этот самый момент ухватил талантливый художник.

Что ещё нам может поведать картина? Если присмотреться, видно, что скатерть завёрнута вверх и аккуратно уложена, чтобы её края не свисали со стола. Обычно так поступали в тех домах, где были маленькие дети, чтобы они не могли потянуть за конец скатерти и опрокинуть всё, что поставлено на стол. Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев. Видимо, персики сюда только что принесла сама Вера, чтобы угостить ими своих товарищей по игре, а, может быть, младшего братика или сестрёнку. Вероятно, для этого и нужен ей ножик: надо разрезать персик и достать из него косточку. А листочки – импровизированные тарелочки для половинок фруктов.

Если вглядеться в глаза девочки, видно, что у неё загадочный взгляд, есть в нём даже что-то цыганское. Вера обаятельна и непосредственна, в её облике чувствуется то, что она настоящая заводила среди детворы. Вот и сейчас нашла лишнюю минутку, чтобы прихватить из зимней столовой угощение для всех. Её лицо лучится счастьем, и так же лучезарно всё вокруг неё. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной. Благодаря приёмам, взятым из импрессионизма, Серов сумел неподражаемо передать игру солнечного света, его насыщенность, и даже то, что так трудно нарисовать – воздушность и мимолётность мгновения. Картина «Девочка с Персиками» дарит зрителю ощущение радости и счастья.

3 картина. «Портрет Иды Рубинштейн»

«Портрет Иды Рубинштейн»
«Портрет Иды Рубинштейн»
  • Дата создания: 1910 год
  • Размеры: 147 х 233 сантиметра
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Словно оживающая фреска старых итальянских мастеров, смотрит с портрета кисти Серова известная танцовщица Ида Рубинштейн. Неестественно прямые линии рук, ног и спины нарушают академические каноны живописи, но подчёркивают тонкость и изящество модели. Перспектива в картине также сломана, поэтому фигура танцовщицы и правда сливается со стеной. Серов даже нарочно усиливает это впечатление, выбрав одинаковый цвет для тела и заднего фона. Затейливая причёска балерины напоминает нам нимб. Поворот головы, сложная и, одновременно, очень гармоничная поза – это ссылка на работы мастеров эпохи Возрождения.

Общее впечатление от портрета складывается постепенно, после изучения деталей и аксессуаров. Утончённое воплощение изысканной красоты, возлежащее на фиолетово-голубом ложе. Зелёный шарф, обвивающий кокетливую ножку, образует на ложе некое обрамление, оправу модели. Удивительным образом, используя эстетику живописи модерна, Серов деликатно раскрывает образ Иды Рубинштейн, её артистическую природу, наигранную печаль и лёгкую, едва заметную иронию.

4 картина. «После Куликовской Битвы»

«После Куликовской Битвы»
«После Куликовской Битвы»
  • Дата создания: 1895 год
  • Размеры: 52 х 99 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Исторический Музей (Москва, Россия)

Художник так и не завершил эту работу. Перед нами скорее набросок, концепция, замысел. Вероятно, задуманная как фреска, картина «После Куликовской Битвы» передаёт ощущение глубокой печали и молчания, воцарившихся после жестокой битвы. В центре внимания – воин верхом на коне. Он громко дует в рог, оповещая о триумфе, созывая уцелевших людей. Его окружает смерть во всех её самых ужасных проявлениях. Повсюду мёртвые кони, мрачные фигуры монахов рыщут в поисках едва живых.

Над полем возвышается войско Дмитрия Донского, осматривая место сражения. Развеваются знамёна, фигура князя отчётливо выделяется среди солдат. С небес чёрной тучей опускается на землю стая воронов, почуявших запах разложения. Нет торжества, нет ощущения грандиозной победы, лишь глубокая скорбь о павших в великой битве, которая принесёт Москве долгожданное избавление от позорного ига Золотой Орды.

5 картина. «Октябрь. Домотканово»

«Октябрь. Домотканово»
«Октябрь. Домотканово»
  • Дата создания: 1895 год
  • Размеры: 48,5 х 70,7 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Пейзажи Серова всегда особенны. Используя все средства импрессионизма, художник достоверно передаёт впечатление от яркого октябрьского дня. Крестьянские лошади разбрелись по выгоревшему осеннему полю. Маленький босоногий пастушок чинит свой хлыст, который истрепался за лето. Чёрные овцы, напуганные белым конём, тревожно сбились в дальнем углу поля. Яркие деревья, полуразвалившиеся сараи, нетвёрдо стоящие загороди. Всё вместе создаёт атмосферу октябрьского, буйного и разноцветного увядания. Картину дополняет осеннее небо: тяжёлое и низкое. Завершает пейзаж каркающее вороньё, летающее над деревьями.

Гениально подобраны и цвета произведения: от жёлтого, через оранжевый и красный, к коричневому и чёрному. Зима уже совсем рядом.

6 картина. «Георгий Победоносец»

«Георгий Победоносец»
«Георгий Победоносец»
  • Дата создания: 1885 год
  • Размеры: 136 х 70 сантиметров
  • Место нахождения: частная коллекция

Валентин Серов был выдающимся мастером-анималистом. Больше всего внимания на своих работах он уделял изображению лошадей. Этих животных мы можем увидеть практически на всех картинах великого русского художника. Несмотря на то, что работа называется «Георгий Победоносец», главной действующей фигурой является именно конь. Первое, что мы видим при взгляде на картину – грозную, мощную фигуру коня. Серов намеренно приглушает, затемняет задний фон творения, делая его практически чёрным. На фоне это мрака, как гром посреди ясного неба, врывается яростное животное. Серов изображает коня в белом цвете, чтобы подчеркнуть его исключительность, породистость. Кажется, что буквально через секунду конь встанет на дыбы и поразит своими копытами змея. Фигура коня очень динамична, фактурна. Особенную рельефность животному придают крупные, резкие мазки кисти мастера.

Удивляет то, что художник изобразил человеческую фигуру практически незаметной – она сливается с чёрным фоном. Мы можем разглядеть массивные тёмные доспехи на теле Георгия Победоносца. На голове его – причудливой формы шлем из чистого золота. Стоит отметить, что Серов изображает светящийся нимб над головой мужчины, что всегда соотносится с иконописью. Но мастер далеко отходит от канонов написания икон. На картине видна агрессия, движение и динамика, что нехарактерно для изображения святых, особенно на иконах. Внизу произведения расположен змей. В некоторых источниках говорится также, что Георгий Победоносец сражался не со змеем, а с огромным драконом. Зверь изображён в тёмных тонах, он практически сливается с ночной мглой. Георгий уже замахнулся и копьём пронзает извивающееся тело чудовища. Копьё художник изобразил красным. Подле змея лежит человеческий череп.

7 картина. «Портрет Мики Морозова»

«Портрет Мики Морозова»
«Портрет Мики Морозова»
  • Дата создания: 1901 год
  • Размеры: 62,3 х 70,6 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Нет для художника задачи сложнее, чем писать портрет ребёнка. Дети подвижны, меняются каждую секунду. Нужно иметь железное терпение и несомненный талант, чтобы справиться с подобной задачей. «Портрет Мики Морозова» – это гениальная работа великого мастера Серова.

Перед нами ребёнок, сидящий на стульчике. Белая рубашка, золотистые кудри, энергичная поза. Именно такими художники писали амуров и купидонов. Внимание зрителя концентрируется на лице Мики. Широко открытые, блестящие глаза, розовые румяные щёки, полуоткрытый рот. Герой увлечён происходящим вокруг. Судя по всему, кто-то рядом пытается удержать внимание ребёнка, добиться от него неподвижности. Мика охвачен жадным любопытством. Ещё одно мгновение и он бросится навстречу чему-то новому, необычному и интересному. Серов откровенно пренебрегает окружающим интерьером, фоном и деталями. Для него важным является лишь это детское мгновение познания окружающего мира, непосредственность, естественность, открытость – те самые качества, которые так хорошо скрывают люди взрослые.

8 картина. «Портрет Художника Константина Алексеевича Коровина»

«Портрет Художника Константина Алексеевича Коровина»
«Портрет Художника Константина Алексеевича Коровина»
  • Дата создания: 1891 год
  • Размеры: 111,2 х 89 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Художник умел поймать особенность характера и искусно перенести её на полотно. Портрет Константина Коровина написан в стандартной для Серова технике: крупные небрежные мазки кисти делают изображение немного грубоватым, как будто написанным на скорую руку. Коровин был близким другом художника, они были неразлучны. Разные характеры и манеры не мешали их общению. Серов всегда был собран, в то же время Коровин рассеян, неопрятного вида. На картине можно наблюдать его непричёсанные волосы. Бесшабашность и небрежность удачно передана художником. Коровина сложно назвать дипломатом или работником банка, он однозначно творческая личность. Его свободная поза говорит об отсутствии желания соблюдать приличия и правила этикета. Он чувствует себя по-домашнему, расслаблено.

На столике стоят этюды, но даже в случае их отсутствия можно догадаться о профессии этого человека. Коровин не любил медлить, делал всё быстро и впопыхах. Так он рисовал и свои картины. Серов же в свою очередь долго работал над полотнами, всё время дорабатывал их до совершенства. Портрет Коровина художник закончил быстро, он решил таким образом передать характер и беглость друга. Широкие мазки кистью делают мелкие детали нечёткими. Подобная техника позволяет окунуться в атмосферу, царящую при создании картины.

На переднем плане произведения исключительно сам Коровин, весь антураж довольно размыт, при невозможности распознать детали их можно придумать самому. Серову удалось передать взгляд Коровина. Он смотрит на нас с насмешкой, причём его губы плотно сжаты, но глаза улыбаются. Коровин в жизни был весельчак и балагур и его портрет отражает собой его весёлый нрав и отношение к жизни в целом.

9 картина. «Портрет Княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой»

«Портрет Княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой»
«Портрет Княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой»
  • Дата создания: 1902 год
  • Размеры: 181,5 х 133 сантиметра
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, написанный в самом начале XX столетия, художник создавал по заказу самой княгини. В то время Валентин Серов уже был широко известен среди знатных людей как талантливый и своеобразный живописец; многие были готовы заказать у него личный портрет, но сам Серов относился к их желаниям неодобрительно, считая их излишне «чванливыми и богатыми». Однако красавица Юсупова стала для художника исключением: по собственному признанию художника, в этой княгине он видел не только внешне привлекательную, но и высоконравственную, добрую женщину, к тому же не чуждую искусству.

И действительно, Зинаида Николаевна высоко ценила искусство в различных его проявлениях. Играя в любительских домашних спектаклях, она вызывала восторг у зрителей своей игрой. Наследница баснословного состояния, она много жертвовала на поддержку изобразительного искусства, в том числе выделяла денежные средства в пользу Музея Изящных Искусств. Зинаида Юсупова считалась женщиной с хорошим образованием и манерами, как нельзя лучше соответствующими её высокому статусу.

Очень высокую оценку портрету Юсуповой дал критик Сергей Голоушев, по его словам, изображённая на картине княгиня несёт в себе почти эталонный образ представительницы высшего света, которая умеет держаться на высоте, в стороне от всего, что могло бы принизить её честь. Голоушев называл её маркизой своего времени.

10 картина. «Портрет Софии Михайловны Боткиной»

«Портрет Софии Михайловны Боткиной»
«Портрет Софии Михайловны Боткиной»
  • Дата создания: 1899 год
  • Размеры: 189 х 139,5 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Апогеем чудесного дара Валентина Серова писать портреты стала картина 1899 года под названием «Портрет Софии Михайловны Боткиной». Работа получила общественное признание европейской богемы и ценителей искусства светского портрета. Всемирная выставка в столице Франции 1900 года признала право автора полотна на Гран-При. Чем удивителен портрет Софьи Боткиной? Художник отступил от традиции написания светских лиц в их самоуверенной надменности и торжественной пышности. Фигура молодой жены коллекционера Боткина выглядит хрупкой, беззащитной и скромной. Кажется, будто барочный диван, на который присела модель, и весь её красивейший наряд с полным комплектом золотых украшений чужды личности этой женщины. Диван смотрится неуместно большим и вычурно безвкусным, с его напыщенностью и дороговизной.

Модель сидит с одного края, почти на краешке мебели. Вырвать личность изображённой из окружающего фона таким образом – это по истине гениальная задумка портретиста. Цвет помогает в полной мере воплотиться данной идее. Задний план творения и пол – в приглушённых коричневых, серых и голубоватых тонах. Диванчик – тёмно-синий. Всё внимание автоматически приковывается к нежной и красивой Софье. Её стройное, собранное тело одето в желтоватое платье, покрытое розовыми бутонами.

Маленькая собачка рядом с дамой – всего лишь дань моде, а может, веление мужа, состоящего в браке с женщиной. По глазам героини можно подумать о её душевном одиночестве. Погружённый в себя, задумчивый взгляд скромно потуплен и направлен мимо картины. Декоративность и блеск объектов произведения покорно блекнет перед освещением автором душевного мира героини. Фон и всё предметное на холсте невольно уходит на второй план, а нежная грустинка в глазах молодой персоны заставляет зрителей проникнуться участием к Софии Боткиной – дамы из безвозвратно ушедших в небытие веков.

Продолжение художественного искусства кисти Валентина Серова подготовлено для вас на этой странице.