Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих — одна из самых ярких пар начала XX века. Их отношения были наполнены страстью, любовью и чувствами, но они так и не стали полноценной семьей, не сумев преодолеть какие-то непреодолимые преграды.
Мы все знакомы с романами Ремарка. В них всегда рассказывается о трагичной любви между брутальным мужчиной, который многое видел в жизни, и легкомысленной девушкой, обладающей хорошим достатком. У них завязывается роман, но, к сожалению, у этой пары редко есть шанс на счастье.
Суть его творчества можно выразить одной фразой: любовь и боль говорят на одном языке. Его произведения — это крик человека, который смог пережить трудные времена и сохранить способность чувствовать.
Главная идея или тема его произведений — как сохранить человечность, когда вокруг всё разрушено, как физически, так и духовно. Но что делает его книги уникальными, так это то, что автор не так уж далёк от своих героев. Его любовь была такой же недоступной, страстной и, к сожалению, несчастной.
Ремарк и Марлен Дитрих — любовь вне времени
Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих познакомились в Венеции в 1937 году, когда они уже были знаменитыми людьми, но в разных областях. Это знакомство положило начало их долгим и сложным отношениям, которые порой были болезненными, но были очень важны для обоих. Хотя они так и не стали официальными, их связь была значима для каждого из них.
Как это произошло
В то время Марлен Дитрих находилась на пике своей карьеры в Голливуде. Она была звездой, известной своей холодной, отстранённой красотой и загадочностью, а также своей харизмой и актёрским мастерством. Её репутация и личная жизнь привлекали внимание, она была известна своими романами.
Эрих Мария Ремарк, автор бестселлеров, уже был известен в литературных кругах. Его книги были сожжены нацистами, и он был вынужден эмигрировать. Некоторое время он выживал в Европе, но благодаря Марлен, которая получила гражданство США, помогла своему возлюбленному получить визу. И в 1940 он перебрался в Штаты.
Именно это мы и видим в его творчестве. Несмотря на все ужасы и тяжести, в его произведениях много любви, страсти и глубоких чувств.
Их встреча в Венеции произошла случайно, но стала поворотным моментом в их жизни. Это было захватывающее и трагическое знакомство, полное страсти и отчуждения, подобно многим отношениям, которые Эрих Мария Ремарк позже описывал в своих книгах.
Как развивались их отношения
Ремарк был без ума от Марлен, и, несмотря на её внешнюю холодность и независимость, она тоже была неравнодушна к нему. Взаимная влюблённость побудила Ремарка писать ей длинные, страстные письма, в которых он выражал свою любовь и привязанность. Эти письма были позже опубликованы, и в них видна полная самоотдача писателя и даже отчаяние от осознания того, что их отношения никогда не будут идеальными.
Сейчас легко найти переписку и цитаты из писем Эриха Марии Ремарка к Марлен Дитрих, которые были опубликованы после их смерти. Эти строки отражают чистое сердце, без притворства, полное тоски, страсти и вечного одиночества.
"Я не могу писать ни о ком, кроме тебя. Каждый женский образ, который я создаю, — это ты, даже если сам этого не понимаю."
"Я не твой мужчина. Я твоя боль, твой страх, твоя привычка. А ты — моя вера."
"Ты моя стихия. Ты — как океан: прекрасна, смертельна и не принадлежишь никому."
"Я держусь, как могу, но внутри всё разваливается, когда ты молчишь."
"Я люблю тебя настолько, что готов быть даже частью твоей жизни, которой ты стесняешься."
"Ты стала частью меня. Даже если ты не рядом — ты во мне, как медленный яд, к которому я привык и без которого уже не могу."
"Ты та женщина, которую я никогда не смогу иметь полностью. И всё же — только тебя я называл своей."
Эта переписка — словно продолжение его романов. Только здесь он не прятался за героями, а писал прямо — из крови, из боли, из любви.
Марлен Дитрих, несмотря на свою любовь к Ремарку, всегда оставалась независимой. Её жизнь была полна романов и публичных отношений. Она не желала, чтобы кто-то контролировал её, и, возможно, именно это делало их отношения с Ремарком такими сложными. Она периодически покидала его, но всегда возвращалась. Их отношения никогда не были стабильными, и, вероятно, именно это привело к их разрыву.
Для нее он был скорее модным аксессуаром, а для него любовью всей жизни.
Несмотря на все сложности, Марлен и Ремарк оставались в жизни друг друга. Даже когда они были разлучены, они продолжали обмениваться письмами, и Ремарк продолжал испытывать к ней сильные чувства. В одном из своих писем он написал:
"Ты не просто женщина. Ты — моя боль и моё спасение."
Отношения с Марлен оставили глубокий след в душе Ремарка. Он продолжал любить её даже спустя годы после их разрыва, и многие из его романтических героинь были вдохновлены её образом.
- В 1945 году, после расставания, он создал один из своих самых гениальных романов — «Триумфальная арка». Это, к слову, одно из моих самых любимых произведений. В нём рассказывается о болезненной любви хирурга к актрисе, которая разворачивается на фоне событий Второй мировой войны. Думаю, многие могли бы догадаться, с кого был создан образ Жоан Маду — актрисы, полюбившейся хирургу.
Ремарк и Марлен не стали официальной парой, но их любовь была интенсивной, трагичной и полной неразделённости. Она была освободителем и разрушителем одновременно, как и все отношения, о которых писал Ремарк. В конце концов, Марлен ушла из его жизни, но её образ остался в его письмах и воспоминаниях на всю жизнь.
Эта история — ещё одно напоминание о том, что любовь может быть как спасением, так и самым глубоким источником боли.
Их отношения длились почти 13 лет. Они не были официальной парой, но письма, страсть, драма и ревность между ними были более настоящими, чем любые браки.
Он называл её "мой ангел", "моя ледяная королева", "мой ад и мой рай одновременно". Марлен не принадлежала никому, даже себе. Она отвечала на его страсть игрой, иногда нежностью, иногда молчанием.
Их отношения были мучительны для обоих. Они то сходились, то расходились, страдали, но продолжали писать друг другу письма, которые сегодня бережно хранятся как самое трогательное и болезненное напоминание об их любви.
Позже эти письма были собраны и изданы в виде книги под названием «Скажи, что меня любишь».
Что было дальше
Их отношения так и не переросли в семейный союз. В 1958 году Ремарк женился на другой актрисе — Пауле Годдар. Однако даже в этот период он не переставал любить Марлен, о чём неоднократно признавался в своих письмах к ней.
- Годдар, к слову, тоже не самая простая женщина. Она была замужем за одним из величайших актеров того времени. Да что того, за всю историю. И это никто иной, как сам Чарли Чаплин.
С Паулой они познакомились примерно в то же время, что и с Марлен, но долгое время оставались только друзьями. В итоге они стали парой, хотя и не без трудностей, часто связанных с ревностью. Письма так и писались, любовь к Марлен не угасала.
Они поженились в довольно зрелом возрасте: ему было 60, ей — 58. В какой-то момент он увидел в ней тихое убежище и утешение, а она обрела в нём поддержку. Это не был брак по большой любви, скорее, союз двух людей, которые были сломлены жизнью и решились на нечто большее.
Всю свою жизнь Ремарк находился в поиске страсти, описывая чувства и душевные терзания. Однако в конце концов он встретил человека, который стал для него источником душевного спокойствия.
Пройдя через боль и испытания, только к 60 годам Ремарк обрёл покой. Пусть не совсем полный и не без ссор, но он наконец-то нашёл то, что давно хотел.
Возможно, именно поэтому в истории об этом не осталось почти никакого следа. Мало кто пишет и говорит об этих отношениях. Однако про Марлен Дитрих знали все. Хотя обе были актрисами, пусть и разной величины.
Вот так и мы с вами живём: ищем чего-то захватывающего, стремимся, разочаровываемся, а потом, в какой-то момент, понимаем, что эта бесконечная гонка не приносит нам ничего, кроме разочарования. И тогда мы осознаём, что всё это время рядом с нами был кто-то, кто мог бы стать нам ближе, кто-то, кто мог бы понять и поддержать нас.
Так в жизни случается, что мы не всегда выбираем тех, от кого кружится голова. Порой мы останавливаемся на тех, с кем нам спокойно и хорошо. Иногда это понимание приходит слишком поздно, а иногда и вовсе не приходит.
Для меня Ремарк — один из величайших писателей XX века. Его истории о любви полны трогательности и душевности. Особенно интересно осознавать, что все его слова основаны на личном опыте, который он пережил. И его отношения с Марлен Дитрих являются ярким подтверждением этого.