От дома «фарфоровых королей» до теремка Васнецова
Своё фотопутешествие по Мещанской слободе я хочу начать от станции Проспект Мира (выход № 2). На противоположной стороне проспекта возвышается Дом купца Фёдора Набилкова (1817). Классическое здание в стиле ампир встречает нас строгостью линий и благородством пропорций.
Весьма любопытна судьба владельца этого великолепного дом. О купце Фёдоре Набилкове смотрите мой короткий ролик:
Далее направляюсь к усадьбе "фарфоровых королей" Кузнецовых (проспект Мира, 41). Над созданием нового облика дома работал знаменитый Фёдор Шехтель и тогда ещё молодой скульптор Сергей Конёнков. Городская усадьба Кузнецовых на проспекте Мира являлась в своё время своеобразной “витриной” их фарфорового производства. Парадная столовая была украшена керамическими панно на стенах и потолке. Все декоративные элементы (часы, вазы, изразцовая печь) выполнены мастерами с заводов Кузнецовых.
Особого внимания заслуживает особняк Надежды Кузнецовой (проспект Мира, 43) – великолепный образец модерна, созданный Фёдором Шехтелем в соавторстве с Михаилом Приёмышевым в 1896 году. Здание было построено в готическом стиле с характерными стрельчатыми окнами, декоративными башенками и низкими колоннами.
В 30-х годах XX века здание было надстроено двумя этажами, что изменило его первоначальный облик. Был ликвидирован остроконечный фронтон и изменена южная часть дома. Вот, как дом выглядел изначально:
На улице Гиляровского находится удивительная церковь-ротонда святителя Филиппа, митрополита Московского, перестроенная в 1788 году по проекту архитектора Матвея Казакова.
Улица Щепкина, 47с2 – место, где жил великий актёр М.С. Щепкин. Дом конца XVIII века сохранил атмосферу того времени и является важным культурным памятником.
Мещанская пожарная часть на улице Гиляровского, 29 – ещё один интересный объект, свидетельствующий о развитии городской инфраструктуры конца XIX – начала XX века. На торце здания расположено мозаичное панно, созданное в советские годы. На панно изображены пожарные, борющиеся с огнём.
Особняк Болотновых на улице Щепкина, 24с1 (1890-е) – прекрасный пример архитектуры эпохи модерна, созданный Сергеем Гончаровым. Здание отличается изящными формами и гармоничным декором (листайте галерею).
В конце Мещанской улицы расположены два выразительных доходных дома в стиле модерн начала XX века (листайте галерею).
Моей любимой точкой этого маршрута является дом-музей В.М. Васнецова, который так необычно выглядит сегодня среди многоэтажной жилой застройки. Это уникальное здание 1894 года, в проектировании которого участвовал сам Васнецов вместе с архитектором Василием Башкировым. Фасады украшены сказочными элементами, а внутреннее убранство отражает творческий мир великого художника.
От Троицкой слободки до «Атома Солнца»
Продолжаем наше фотопутешествие по Мещанской слободе. В конце XVII века в состав Мещанской вошла соседняя Троицкая слободка. Здесь проходила Троицкая дорога, связывающая Москву и лавру (нынешняя Сретенка). Сегодня о бывшей слободе напоминает величественный ансамбль Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры (листайте галерею).
От комплекса подворья выхожу к храму Троицы Живоначальной 1696 года (2-й Троицкий переулок, 8с1) . Церковь построена в период перехода от древнерусской архитектуры к барокко с характерным сочетанием красного кирпича и белого камня.
Тёплые чувства вызывает Доходный дом подворья (2-й Троицкий переулок, 6), возведенный в 1915 году по проекту Александра Латкова. Здание выполнено архитектором в русском стиле. В течение 20 лет Александр Латков являлся архитектором Троице-Сергиевой Лавры. Дом был надстроен в советское время двумя этажами с балконами.
На Троицкой улице (7/1с1) был расположен купеческий дом Недыхляевых, построенный в 1820-х годах - здание в типичном купеческом стиле с богатым декором и парадным фасадом. Сегодня мы видим реплику исторического особняка, снесённого в позднесоветское время. Здание принадлежит Подворью Троице-Сергиевой Лавры, и в нём находится музей “У Троицы” (также известный как музей Мещанской слободы).
Выйдя на Садовую-Сухаревскую, я сделал серию кадров особняка В.В. Правдиной, построенного в 1908 году по проекту архитектора Аполлоса Правдина. Здание представляет собой яркий пример московского модерна с асимметричной композицией. Привлекает внимание большое трёхчастное окно характерной округлой формы.
Далее на Садовое кольцо выходят ещё два интересных дореволюционных доходных дома (Садовая-Сухаревская, 7 и 11).
Второе дореволюционное здание - Уездная земская управа - в 1926 году было надстроено: до наших дней даже сохранился герб Москвы советского периода в верхней части фасада. Ныне в нём – приёмная МВД. Не смотря на свою дореволюционную "биографию", со стороны здание выглядит как типичный образец сталинского классицизма.
Хочу отметить, что в этой части, не смотря на шум Садового-Сухаревской, довольно приятно гулять. Здесь широкая пешеходная зона, приятные газончики, есть скамейки и главное - есть на что посмотреть. Например, невозможно пройти мимо Доходного дома Клары Кирхгоф (1875 - Н.Ларионов). Это изящное розоватого оттенка пятиэтажное здание, выполненное в эклектичном стиле, может показаться небольшим по современным меркам. Однако в конце XIX века оно стало одним из первых многоэтажных строений в Москве, предназначенных для сдачи квартир в аренду.
Важной доминантой Малой Сухаревской площади сегодня выступает сталинский жилой дом с поликлиникой, выполненный в стиле сталинский неоклассицизм, построенный архитектором Константином Джус-Даниленко.
Довольно органично, на мой взгляд, вписалась в исторический контекст площади скульптура “Атом Солнца” (2020) - работы Александра Руковишникова. К сожалению, не могу того же сказать про новое здание Театра Олега Табакова, построенное в 2016 году в модном стиле "стекло-бетон".
От Сухаревой башни до часовни Серафима Саровского
Когда-то в центре площади возвышалась грандиозная Сухарева башня, которая была одним из узнаваемых символов Старой Москвы, пожалуй, не менее значимых нежели, к пример, собор Василия Блаженного или Спасская башня Кремля. Однако, в "лихие" 1930-е годы башню снесли. Видимо, то время Москве нужны были новые символы...
Смотрите мой короткий ролик об этом выдающимся памятнике петровской эпохи:
В Сухаревой башне в петровское время располагалась астрономическая обсерватория, где работал его ближайший соратник - Яков Брюс. О нём у меня так же есть короткое видео:
От Сухаревки мы будем двигаться по проспекту Мира в сторону Аптекарского огорода. Сам проспект Мира очень богат в архитектурном плане. Есть на чём глазам отдохнуть в эстетическом смысле.
Для начала давайте обратим внимание на интересное здание в самом начале проспекта Мира, а точнее пристройку к нему советского периода в виде прямоугольной колонны.
Изначально таких колонн было две (с обеих сторон проспекта): в паре они выглядели как пилоны въездных ворот у начала проспекта Мира. Постройка была приурочена к открытию Выставки достижений народного хозяйства (сегодня – ВДНХ). В 1954 году на ВСХВ завершились важные преобразования. В ходе этих изменений на колоннах был заменен барельеф: вместо даты “1939” появилась надпись “1954”. До наших дней сохранилась только правая колонна, причем с нее исчез не только прежний барельеф, но и герб Советского Союза. Вазоны и флагштоки так же "исчезли".
В начальной части проспекта Мира в первую очередь обращает на себя внимание Доходный дом Фирсановых (пр. Мира, 3с1). Его фасад украшен изысканными скульптурами дев и грифонов, что делает его одним из самых декоративных зданий района. Это великолепие было создано архитектором Василием Загорским при участии молодого скульптора Сергея Конёнкова (листайте галерею).
На месте современных домов 7,9,11 (пр. Мира) в 1940 году появился Дом сотрудников Наркомсвязи, спроектированный Дмитрием Булгаковым в стиле сталинский неоклассицизм. Обращает на себя внимание помпезная арка со стороны сквера с типичной для того времени символикой (серпы и молоты со свитками). А за четырехгранные “заклепки” на трех нижних этажах здание получило народное прозвище “дом с бородавками”. Примечательно, что такая декоративная насыщенность фасадов вызвала критику со стороны архитектурного сообщества того времени (листайте галерею)
Здание Московского общества призрения слепых детей (пр. Мира, 13с1З) 1912 года привлекает внимание своим необычным фасадом в стиле модерн, созданным архитектором Густавом Гельрихом.
В 2014 году на проспекте Мира была воссоздана часовня Серафима Саровского. Историческое здание часовни 1912 года (архитектор Пётр Харко) было перестроено до неузнаваемости в советское время (пр. Мира, 24). Часовню решили построить заново на участке по соседству (пр. Мира, 22а).
Рядом с часовней можно увидеть эффектный особняк А.П. Богданова в стиле “неогрек” (пр. Мира, 22). Здание украшают вазоны на карнизе и колонны с грифонами на главном крыльце. Его архитектор Анатолий Гунст также известен тем, что в 1890 году основал “Училище изящных искусств А.О. Гунста”, где преподавали такие известные мастера как И. Левитан, Ф. Шехтель, К. Быковский, А. Померанцев и И. Машков.
Предлагаю так же посмотреть мою прогулку в виде короткого ролика:
Подпишитесь на канал Мастер Путешествий, чтобы не пропускать новые публикации. Буду признателен за лайки и комментарии!
✅ Приглашаю на мои экскурсии по городам России! Открою для вас: Переславль-Залесский, Тулу, Тверь, Владимир, Калугу, Егорьевск, Кимры, Боровск и другие исторические города.
👉 Расписание экскурсий и запись в телеграм: https://t.me/travelmast
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"