Найти в Дзене
ТОП ИСТОРИЯ

Как сэр Сесил Клементи стал крупнейшим наркоторговцем в Юго-Восточной Азии.

Оглавление
Гавань Гонконга, фотография Феличе Беато, 1860 год.
Фото предоставлено: Wellcome Collection
Гавань Гонконга, фотография Феличе Беато, 1860 год. Фото предоставлено: Wellcome Collection

Иногда благие намерения могут привести к самым худшим результатам. Когда в 1908 году Великобритания заняла моральную позицию и согласилась прекратить прибыльный экспорт опиума из Британской Индии в Китай, это привело к столетию преступности.

Точно так же, как ошибочный запрет на продажу алкоголя в Америке привёл к незаконному обогащению мафии и других американских гангстеров, организованная преступность в Британской империи разбогатела на торговле нелегальными наркотиками в XX веке.

После того как индийскому правительству удалось остановить экспорт опиума по всей Юго-Восточной Азии, появились миллионы опиумных наркоманов, в основном китайцев, которые требовали ежедневной дозы.

Сэр Сесил Клементи.
Сэр Сесил Клементи.

Персидские производители и торговцы с радостью вступали в сговор и подрывали попытки колонизаторов контролировать цены на опиум, что привело к быстрому росту незаконной торговли, усилив влияние наркобаронов.

Губернаторы колоний Британской империи были недовольны бездействием, и недовольство возглавил сэр Сесил Клементи, губернатор Гонконга.

В 1927 году он сказал:

«Если не будет оказано эффективное сопротивление, положение контрабандистов опиума будет укрепляться с каждым днём. Рынок Гонконга чрезвычайно желателен [...]”

Если срочно не принять меры, Гонконгу грозит опасность стать центром мировой торговли нелегальными наркотиками.

Государственный дилер.

Сэр Сесил сформулировал проблему так:

«По-прежнему существует огромная контрабанда опиума из Южного Китая, для которой Гонконг является естественным портом отгрузки и через который колония теряет свою репутацию».

Ситуация ухудшалась с каждым днём из-за гражданской войны, бушевавшей в материковом Китае между соперничающими военачальниками после падения династии Цин в 1911 году.

Китайские беженцы хлынули в Гонконг, увеличив население колонии с 600 000 до 900 000 человек и в четыре раза увеличив потребление опиума. По словам сэра Сесила, сократить потребление опиума было совершенно невозможно.

Айсин-Гиоро Пуйи, император Сюаньтун.
Предоставлено изображение: Общественное достояние
Айсин-Гиоро Пуйи, император Сюаньтун. Предоставлено изображение: Общественное достояние

Чтобы пополнить свои военные склады, соперничающие военачальники стремились использовать потенциал торговли опиумом для получения прибыли, выращивая и продавая его.

Чтобы остановить эту волну незаконного оборота опиума, которая грозила поглотить все британские колонии в Юго-Восточной Азии, сэр Сесил мог предложить только один выход.

Он сам должен был стать торговцем - крупнейшим торговцем в регионе. Дерзкая идея сэра Сесила была результатом жизни, проведённой в Юго-Восточной Азии, где он столкнулся с реалиями бандитской жизни на улицах британских колоний.

Бросая вызов Лондону.

Он лучше, чем кто-либо другой, понимал, какую опасность это представляло для способности Британии контролировать быстро растущее китайское население в своих колониях, и по этой причине он был готов пойти дальше любого другого губернатора и совершить немыслимое.

Чтобы победить контрабандистов и их преступную империю, Сесил хотел закупать большие объёмы опиума напрямую в Персии и дёшево продавать его на внутреннем рынке, разом лишив контрабандистов дохода.

Карта, показывающая количество опиума, произведённого в Китае в 1908 году. Приведённая ниже цитата принадлежит лорду-судье Фрайю и была написана в 1884 году: «Мы, англичане, в соответствии с проводимой нами политикой несем моральную ответственность за каждый акр земли в Китае, который мы отводим под выращивание мака вместо зерновых культур. Таким образом, тот факт, что в Китае растёт производство опиума, должен лишь усиливать наше чувство ответственности».
Карта, показывающая количество опиума, произведённого в Китае в 1908 году. Приведённая ниже цитата принадлежит лорду-судье Фрайю и была написана в 1884 году: «Мы, англичане, в соответствии с проводимой нами политикой несем моральную ответственность за каждый акр земли в Китае, который мы отводим под выращивание мака вместо зерновых культур. Таким образом, тот факт, что в Китае растёт производство опиума, должен лишь усиливать наше чувство ответственности».

Для этого ему нужно было закупать 40 ящиков опиума в месяц в Персии, а также 196 ящиков в Индии. Пока он ждал официального разрешения из Лондона, Сесил занялся личным бизнесом по продаже наркотиков, выпустив на рынок больше легального опиума.

За несколько дней государственные продажи выросли в четыре раза. Первые результаты, казалось, оправдывали его риск. Он сообщил в Лондон:

«Меры, принятые в Гонконге, уже вышли за рамки экспериментального этапа, и тот факт, что нет никаких признаков роста потребления, чтобы компенсировать увеличение государственных продаж, свидетельствует об их успешности. Кроме того, среднесуточное количество наркоторговцев в тюрьмах сократилось с 540 до 361, что является очень важным фактором, учитывая хроническую переполненность тюрем».

Политика губернатора казалась чудесным лекарством от преступности. Однако, чтобы продолжать в том же духе, ему нужны были дополнительные поставки опиума, и он попросил разрешения импортировать его из Сингапура, пока ждал поставок из Персии.

Поспешные действия сэра Сесила вызвали резкий вздох у чиновников в Уайтхолле. На секретном заседании кабинета министров было выражено неодобрение правительства Его Британского Величества.

Иранский опиум.

Теперь все обратились к сэру Малкольму Делевингну, ведущему эксперту Уайтхолла по наркотикам, чтобы он принял вызов, брошенный губернатором Гонконга-мошенником. Позиция Делевингна заключалась в том, что если они продолжат кампанию Сесила, то Гонконг на неопределённый срок обяжет себя поставлять дешёвый опиум своим потребителям.

Как только предпринималась какая-либо попытка сократить поставки опиума, чтобы искоренить привычку к нему, на рынок снова поступал дешёвый нелегальный опиум из Китая.

Для сэра Сесила было неприемлемо оставаться главным поставщиком опиума для своего населения. Британский кабинет министров дал понять сэру Сесилу, что не одобряет его эксперимент в Гонконге.

Несмотря на то, что сэр Сесил Клементи едва не спровоцировал раскол с Лондоном, он был не единственным, кто выражал недовольство политикой Великобритании по ограничению экспорта индийского опиума, и оставался губернатором Гонконга до 1930 года.

Он был прогрессивным правителем и основал аэропорт Кай Так, который работал до 1998 года. В некрологе, опубликованном в лондонской Times, его период на посту губернатора Гонконга был назван «большим успехом, особенно в том, что касается восстановления англо-китайской дружбы».

Не было упомянуто ни о его попытке стать крупнейшим торговцем опиумом в Юго-Восточной Азии, ни о его столкновении с колониальными властями.

Не забывайте подписаться на канал ►

ТОП ИСТОРИЯ | Дзен