Найти в Дзене

Бухгалтерский учет на маркетплейсах: варианты и советы для продавцов

С регулярным ростом популярности онлайн-продаж на Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет важно не только хорошо организовать саму торговлю, но и наладить правильный бухгалтерский учет. На маркетплейсах могут торговать только компании, предприниматели и самозанятые – это значит, что осуществлять бухучет потребуется при любом раскладе. Насколько это будет сложно – зависит от того, какую организационно-правовую форму вы выберете для работы на площадке, какой режим налогообложения планируете использовать, какой ассортимент будете предлагать. Предположим, что вы новичок и только планируете выходить на площадку. Первым актуальным вопросом для вас будет выбор ОПФ. Рассмотрим самые распространенные варианты. Данная ОПФ предполагает регистрацию юрлица с одним, двумя или более учредителями. Минимальный уставной капитал – 10 000 рублей. Для регистрации требуется подать в ФНС форму Р11001 и уплатить госпошлину в объеме 4 000 рублей. Преимущества: Недостатки: В отличие от ООО предпринимательство не пред
Оглавление
бухгалтерия для селлеров
бухгалтерия для селлеров

С регулярным ростом популярности онлайн-продаж на Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет важно не только хорошо организовать саму торговлю, но и наладить правильный бухгалтерский учет. На маркетплейсах могут торговать только компании, предприниматели и самозанятые – это значит, что осуществлять бухучет потребуется при любом раскладе. Насколько это будет сложно – зависит от того, какую организационно-правовую форму вы выберете для работы на площадке, какой режим налогообложения планируете использовать, какой ассортимент будете предлагать.

Выбор организационно-правовой формы

какую организационно-правовую форму выбрать при работе на маркетплейсе
какую организационно-правовую форму выбрать при работе на маркетплейсе

Предположим, что вы новичок и только планируете выходить на площадку. Первым актуальным вопросом для вас будет выбор ОПФ. Рассмотрим самые распространенные варианты.

ООО

Данная ОПФ предполагает регистрацию юрлица с одним, двумя или более учредителями. Минимальный уставной капитал – 10 000 рублей. Для регистрации требуется подать в ФНС форму Р11001 и уплатить госпошлину в объеме 4 000 рублей.

Преимущества:

  • ограниченная ответственность – участники ООО отвечают по обязательствам компании только в пределах своих вкладов;
  • нет лимитов по доходу, если используется базовый налоговый режим – ОСНО;
  • возможность привлечения дополнительных партнеров и инвестиций;
  • более высокая степень доверия со стороны клиентов и поставщиков;

Недостатки:

  • сложнее и дороже создать и зарегистрировать по сравнению с ИП;
  • необходимость ведения более сложной бухгалтерии и подачи большего объема отчетности;
  • в случае правонарушений – серьезные штрафы и иные виды ответственности для юридических и должностных лиц.

ИП

В отличие от ООО предпринимательство не предполагает формирование уставного капитала. Учредитель – он же ИП, он же руководитель. Для государственной регистрации применяется форма Р21001, госпошлина составляет 800 рублей.

Преимущества:

  • простота регистрации и низкие стартовые затраты;
  • меньше бухгалтерской отчетности;
  • отсутствие лимитов по доходам на ОСНО;
  • более низкие штрафы по сравнению с ООО.

Недостатки:

  • ответственность не ограничена – ИП отвечает по обязательствам всем своим имуществом;
  • меньше доверия со стороны контрагентов, банков.

Самозанятость

Государственная регистрация СЗ не предполагает заполнение какой-либо регистрационной формы. Статус можно оформить на портале «Госуслуги», потребуются только паспорт и ИНН. Госпошлины за регистрацию нет.

Преимущества:

  • простота ведения бизнеса;
  • налоговая отчетность фактически отсутствует – СЗ формирует счета и чеки через приложение «Мой налог», система автоматически рассчитывает сумму налога;
  • всего один вид налога – на профессиональный доход: 4% при оказании услуг физлицам, 6% – юрлицам.

Недостатки:

  • лимит по доходам – 2,4 млн рублей в год;
  • продавать можно только товары собственного производства;
  • нельзя нанимать работников.

Выбор режима налогообложения

После того как определились с ОПФ следующий шаг – выбор оптимального налогового режима.

ОСНО

Как отметили выше, налоговый режим «по умолчанию» не накладывает каких-либо ограничений по доходам. Чтобы его применять, не требуется подавать в ФНС дополнительных заявлений – заполняем и направляем в ведомство Р11001 и готово. Основной недостаток ОСНО – вам потребуется платить все основные виды налогов, а ваш бухгалтер будет загружен серьезным объемом отчетности.

УСН

Основные виды налога на упрощенке заменяются единым налогом по ставкам 6% (доходы) и 15% (доходы минус расходы). Для применения УСН потребуется подать в налоговое ведомство форму 26.2.1. Подать ее можно одновременно с госрегистрацией, на протяжении 30 дней с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а также до 31.12 текущего года, если применение упрощенки планируется начать с 01.01 следующего года. К недостаткам УСН можно отнести наличие лимита по доходу – 450 млн рублей в год, а также по штатной численности – 130 сотрудников. Впрочем, если вы начинающий селлер, уложиться в данные лимиты не составит труда. Ознакомиться подробнее с особенностями упрощенки, в том числе как перейти с ОСНО, вы можете в этом материале.

НПД

О том, что СЗ не могут перепродавать покупные товары, уже рассказали. Однако ничто не мешает заняться реализаций «доработанной» продукции. Например, селлер может закупать комплектующие для ПК и продавать на площадке компьютеры в сборе – это будет рассматриваться в качестве товара собственного производства.

ПСН

Патент при торговле на онлайн-площадке использовать не получится, поскольку работа на маркетплейсе не является розничной торговлей. Если ваш бизнес применяет ПСН, но вы планируете выйти на площадку, единственное решение – совместить режим с упрощенкой. Если не использовать УСН, все доходы от реализации продукции на площадке автоматически будут учтены по ОСНО – потребуется уплатить как НДФЛ, так и НДС вместо удобных 6 или 15%.

Как вести бухгалтерский учет

как вести бухгалтерский учет на маркетплейсах
как вести бухгалтерский учет на маркетплейсах

Здесь у вас два варианта – нанять штатного сотрудника или выбрать аутсорсинг. Рассмотрим преимущества и недостатки обоих вариантов.

Штатный сотрудник

Если вы – ИП, то речь, скорее всего, об одной штатной единице. При работе с маркетплейсами ваш специалист будет осуществлять бухгалтерский учет в рамках применяемой системы налогообложения, в частности, расчет и уплату налогов, подачу отчетности.

Преимущества:

  • вы можете самостоятельно выбрать подходящего по навыкам и знаниям специалиста;
  • если у вас ООО, нагрузку можно распределить между несколькими сотрудниками, закрепив за ними определенный набор задач.

Недостатки:

  • человеческий фактор – штатный бухгалтер может заболеть в самый неподходящий момент, а также ему полагается отпуск: придется вести бухучет самостоятельно или изыскивать другие варианты;
  • вы оплачиваете трудочасы, которые иногда могут использоваться неэффективно.

Аутсорсинг

Вариант предполагает, что вы делегируете часть или весь спектр бухгалтерских функций стороннему исполнителю – профильной компании или фрилансеру.

Преимущества:

  • обширный рынок услуг;
  • высвобождение времени на развитие бизнеса на маркетплейсе;
  • возможность выбрать подходящий тариф.

Недостатки:

  • если вы привыкли контролировать каждый нюанс бухучета лично, аутсорсинг – не для вас;
  • если вы работаете с фрилансером, недостатки будут те же, что и при наличии всего одного штатного бухгалтера – пресловутый человеческий фактор.

«Фингуру» - мобильная бухгалтерия для ООО и ИП с финансовой гарантией на сумму один миллион рублей.

ведение бухгалтерии на маркетплейсах
ведение бухгалтерии на маркетплейсах

Ее ключевые особенности:

  • стоимость обслуживания — от 5200 рублей в месяц, тариф зависит от формы собственности, количества хозяйственных операций и сотрудников. Вы платите не за время, проведенное в офисе, а за реальные задачи;
  • за вами закрепляется команда: бухгалтера по зарплате, первичке и налогам + персональный менеджер. Если кто-то заболел или ушел в отпуск, это не отразится на работе — вся информация хранится в CRM, а сотрудники взаимозаменяемы;
  • достаточно вовремя присылать фото или сканы первичных документов в чат и подтверждать сформированные бухгалтером платежки, остальное делаем мы (в том числе — работаем с требованиями контролирующих органов, которые получаем первыми).

Перейти на сайт fingu.ru

Как вести учет в 1С по маркетплейсам: автоматизируем процессы

интеграция маркетплейсов с 1С
интеграция маркетплейсов с 1С

По мере развития вашего онлайн-магазина на маркетплейсе будет расти объем продаж – операций, подлежащих учету. Вести бухучет «подручными» средствами станет затруднительно, потребуется внедрить системы для автоматизации. Например, учет продаж на маркетплейсах можно осуществлять в «1С: Бухгалтерия 8» – одном из наиболее востребованных решений для автоматизации бухучета. Подготовили краткий, но информативный пошаговый гайд о том, как настроить работу в системе.

Этап 1: создаем контрагента

В качестве контрагента выступает маркетплейс. Для начала нам потребуется создать его карточку. Для этого переходим в раздел «Справочники» и далее – «Покупки и продажи» – «Контрагенты». Нажимаем на «Создать» и в выпадающем окне вносим данные о площадке, с которой взаимодействуете. Потребуется указать основные реквизиты: ОГРН, ИПП, КПП, статус (по очевидным причинам выбираем «Юридическое лицо»), страну регистрации. Далее кликаем на «Записать и закрыть».

Этап 2: создаем договор с площадкой

В зависимости от того, какую схему работы с маркетплейсом вы выбрали: FBO, FBS или DBS – будет отличаться и набор услуг, оказываемых площадкой. Теперь это нужно отразить в системе. Договор создается через карточку, которую мы оформляли на этапе 1. Переходим в карточку, выбираем опцию «Договоры» и нажимаем «Создать». Далее потребуется указать тип договора, в нашем случае это договор с комиссионером. Ставим галочку в поле «Использовать как основной» и переходим к заполнению реквизитов. Размер комиссии прописывать не нужно: ее рассчитывает площадка и указывает в счетах на оплату услуг. Кликаем «Записать и закрыть» и переходим к следующему шагу.

Этап 3: передаем продукцию на реализацию

Выбираем раздел «Продажи» и следуем в «Маркетплейсы и комиссионеры». Поскольку мы только начинаем работать, здесь не будет какой-либо информации. Кликаем на «Создать» и выбираем первую опцию в выпадающем окне. На открывшейся странице передачи товара на реализацию в первую очередь указываем маркетплейс, далее – тип договора (в нашем случае это договор комиссии) и метод доставки, исходя из используемой вами схемы. Теперь переходим к оформлению табличной части, озаглавленной как «Товары». Здесь потребуется указать позиции, передаваемые на реализацию. К примеру, «Вода питьевая газированная, 500 шт.».

Следует учитывать, что данная операция не предполагает, что вы продаете продукцию площадке, а только передаете для реализации. По этой причине при отгрузке партии на склад магазина счет 90.01 не применяется. Правильные варианты – 45.01 (если осуществляется перепродажа) и дт 45.02 кт 43 (если реализуете товары собственного производства).

Этап 4: создаем отчет о продажах на площадке

Сервис от 1С позволяет выполнить данную задачу тремя способами:

  1. Загрузка по API. Переходим в «Маркетплейсы и комиссионеры» и выбираем отчет через API площадки, с которой работаем. В открывшемся окне выбираем вашу организацию и период, за который требуется отчетность. По нажатию кнопки «Настроить» появится окно интеграции с личным кабинетом площадки. Проверяем правильность данных и кликаем «Записать и закрыть». Далее видим окно «Сопоставление номенклатуры», где необходимо сопоставить наименование позиций в базе 1С и на маркетплейсе. По завершении кликаем на «Провести и закрыть» – отчет готов.
  2. Загрузка из таблицы. Первый шаг – выгрузка EXCEL-файла из личного кабинета маркетплейса. Далее переходим в «Маркетплейсы и комиссионеры» и выбираем загрузку детального отчета из файла. Прикрепляем файл – откроется уже привычное окно «Сопоставление номенклатуры». Остальные действия аналогичны загрузке по API.
  3. Создание отчета вручную. Данный способ актуален, если по техническим причинам не получается выгрузить таблицу из личного кабинета на площадке или загрузить ее в 1С. Путь по-прежнему стартует из раздела «Маркетплейсы и комиссионеры», но на этот раз мы выбираем опцию создания отчета о розничных продажах. Видим пустую форму – ее нам и предстоит заполнить. Вносим данные о номере отчета с площадки и реализованных товарах (стоимость, количество) – данные в полях «Сумма» и «Всего» система заполнит автоматически. Кликаем на «Провести и закрыть» – процедура завершена.

Вывод

Бухучет при работе с маркетплейсами – комплексная задача, требующая рационального подхода еще на старте.

Для начала потребуется выбрать оптимальную ОПФ: ООО, ИП или самозанятость. Первые две, если вы применяете ОСНО, позволяют работать без необходимости укладываться в лимиты и торговать любыми разрешенными на площадках товарами. СЗ, в свою очередь, подойдет селлерам, реализующим продукцию собственного производства (или доработанную до состояния «собрано своими руками»). При этом есть лимит по годовому доходу – 2,4 млн рублей.

Какой налоговый режим выбрать, селлер определяет, в первую очередь исходя из планируемого дохода, а также – из расходов на ведение бизнеса. Если получается уложиться в 450 млн рублей в год и при этом расходы составляют или превышают отметку в 60% от доходов, подходящий вариант – УСН 15%.

По мере развития бизнеса потребуется решить, каким образом наладить бухучет: укомплектовать штат финансистами или перейти на аутсорс. При этом важно учитывать человеческий фактор, который также не исключается, если вы передаете бухгалтерию фрилансеру (одиночному специалисту).

Другой немаловажный нюанс – использование средств автоматизации. Когда бизнес наберет определенный вес, без этого не обойтись. Например, бухгалтерский учет на маркетплейсах можно эффективно вести в «1С: Бухгалтерия 8».

SEO Description: Бухгалтерский учет на Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет: выберите подходящий налоговый режим и узнайте, как автоматизировать процессы. Читайте наш гайд и оптимизируйте свой бизнес!