Весенний наградной календарь, уважаемые читатели, порадовал поклонников таланта Анны Михалковой. После шестилетнего пребывания в почетном статусе заслуженной артистки кинодива сменила его на более высокий. И ныне народная артистка Российской Федерации принимает заслуженные поздравления.
Признание достижений важно для человека любой профессии. Просто так сложилось, что актерская у всех на виду. И к пожеланиям родственников и коллег неизбежно присоединяется многочисленная армия почитателей артистического дара кумира.
В новом звании Анна Никитична впервые появилась перед публикой на церемонии награждения Премией Художественного театра. Народная артистка России вручала награды молодым исполнителям в номинации "Кино".
И в ответ на громкие поздравления из зала позволила себе шутку: - "Окончив ВГИК в конце 90-х, мне сложно было представить, что окажусь на сцене МХТ. Это доказывает, если упорно трудиться и если у тебя папа - Никита Михалков..."
Семейными корнями актриса гордится, но груз вековой ответственности на себе не тащит. Понятие потомственности не смущает ее вовсе. Будучи человеком верующим, смотрит на мир терпеливо и мудро: - "Все, что происходит вокруг меня, воспринимаю как дар."
Анна появилась на свет в большой творческой семье, что веками служила России и всегда оставалась на стороне Родины. Династия явила Отечеству выдающихся художников, писателей и кинематографистов.
Прапрадед героини нашего сегодняшнего повествования Василий Иванович Суриков создал великое полотно "Утро стрелецкой казни". Прадед Петр Петрович Кончаловский, член объединения "Мир искусства", тоже порадовал любителей живописи превосходными работами. Дед Сергей Владимирович Михалков написал государственный гимн СССР и гимн РФ. Отец Никита Сергеевич снял по-настоящему коллекционное кино "Сибирский цирюльник."
Сегодня как раз и вспомним работы Анны Никитичны, где она с честью поддерживает творческие традиции своего именитого рода под началом прославленного отца.
А в продолжение разговора внимательнее присмотримся к сотрудничеству с режиссером Надеждой Михалковой. Фильм "Номинация", о котором тоже пойдет речь, и стал новым совместным проектом дружных сестер из кинематографической династии.
Логично, что первым появлением на экране нынешняя народная артистка обязана отцу. Никита Михалков почти двенадцать лет снимал дочь, из года в год задавая одни и те же вопросы: -"Что ты любишь больше всего? Чего ты больше всего боишься? Что больше всего не любишь?"
В этом чрезвычайно интересном кино девочка была сама собой. Полные чистоты и искренности рассуждения маленького человека: - "Люблю, когда дома ты. Боюсь Бабы-Яги. Не люблю суп, который называется борщ..."
Ответы ребенка, подростка, девушки с возрастом менялись: - "Люблю , когда мы все вместе собираемся. Боюсь войны. Не люблю ссоры дома. И ссоры во всем мире..."
Внешние события и личные переживания неизбежно переплелись в общей канве киноповествования. Историю большой страны в переломные ее периоды, на которые и пришлись съемки, вдумчивый режиссер рассматривал сквозь призму фамильных ценностей. Своей и любой другой российской семьи. Нравственные приоритеты равны для всех.
То первое с легкой отцовской руки появление на экране и стало предвестником светлой карьеры в искусстве. Сегодня Анна востребованная и любимая зрителем актриса. И признавая несомненный ее дар, мало кто вздумает сослаться на природу, которая якобы отдыхает на потомках знаменитых родителей.
Режиссеры на счастливом ее пути в профессии встречаются разные. Кто снимает ситкомы, кому-то ближе артхаус. В творческой коллекции обаятельной артистки больше полусотни прекрасных работ в самом разном кино.
И профессиональный опыт династийная актриса нарабатывает поступательно, ступенька за ступенькой поднимаясь к вершинам мастерства. "Медленный старт - это моя природа", - привычно посмеивается над собой Михалкова, довольно критично оценивая свой взлет в творчестве. Самоирония одно из симпатичнейших личностных ее качеств.
"Так получилось, что я избалована призами. У меня есть практически все российские призы," - говорит актриса. - Но до сих пор каждый приз и каждую номинацию я воспринимаю как аванс." И за этим признанием стоит уже совсем не шуточное отношение к делу.
Серьезный подход к труду, как правило, выливается в высокое качество. А за прекрасным результатом всегда следует признание. В перечне наградных работ, начиная с картины Авдотьи Смирновой "Связь", больше десятка ролей. Одна из последних - научно-фантастическая драма "Чувства Анны". За создание главного образа в этом фильме Михалкова получила не так давно очередной "Золотой орел."
К слову, успешной была и документалистика "Анна. От 6 до 18". Творение представлялось на международном фестивале "МФК документальных фильмов в Лейпциге" и на Международном форуме славянских и православных народов "Золотой витязь". "Серебряный голубь" и Гран-при - соответственно. Хотя это безусловные награды отца.
Но как бы там ни было, участие в картинах Никиты Михалкова яркая составляющая своеобразной антологии личных ее работ.
Если уж совсем-совсем по порядку, то прежде выхода фильма "Анна. От 6 до 18" были "Очи черные". Советско-итальянская картина, где тринадцатилетняя девочка исполнила малюсенькую роль. Отец со свойственной ему тщательностью прорабатывал с подрастающей актрисой каждый нюанс образа.
"Ни с кем не интересно, как с ним,"- утверждает теперь опытная артистка. - "Его подход к работе высочайшего уровня. Как он пишет экспликации! Это "Война и мир" по каждому персонажу. Помимо сценария ты читаешь пояснения того, что он конкретно хотел сказать в каждой детали."
Хотя и не скрывает, что работать с отцом сложно: - "Папа к своим беспощаден."
"Сибирский цирюльник", один из лучших наших фильмов, увидел свет в 1998 году. Анне было немногим за двадцать. К тому времени она успела в Швейцарии приобщиться к науке искусствоведения, а во ВГИКе получить диплом артистки кино. Азы профессии постигала под началом замечательного актера Анатолия Ромашина.
Но драгоценный опыт, по собственному признанию, обретала только на съемочной площадке. В ее личном активе числились уже роли в фильмах "Первая любовь" Романа Балаяна и "Ревизор" Сергея Газарова, где она снималась вместе с отцом. И работа с выдающимся режиссером Михалковым безусловно оттачивала ее творческие навыки.
В картине, удостоенной Государственной премии РФ, начинающая актриса исполнила роль Дуняши, горничной в доме Толстых, влюбленной в своего барина. Вслед за осужденным Андреем девушка отправится в Сибирь, станет ему женой и будет готова бороться за свою любовь.
Задав высокую планку, отец-режиссер мастерски обозначил ее путь в профессии. А затем словно отпустил дочь в свободное плавание.
У Михалкова Анна снялась только еще раз. Это было продолжение картины "Утомленные солнцем."
Но со временем семейное творчество продолжилось в фильмографии ее сестры. С Надеждой Никитичной они очень дружны. И опять-таки, по собственному признанию, благодарна родителям, что нарожали так много детей. И здесь, говоря о сестре , Анна верна своей привычке шутить :- "У меня такое чувство, что я ее родила."
Младшая из Михалковых торит свою дорожку в режиссуре. И так же, как старшая, идет не торопясь, шаг за шагом приближаясь к пикам профессии. В ее творческом активе пока четыре картины. Но за короткий метр "One Mango. Please" о жизни тайской пары в России уже успела получить свой первый "Золотой орел".
В принципе, Надежда против семейственности в искусстве. Снимает родственницу, исходя исключительно из профессиональной оценки ее таланта. На ее взгляд, Анна Михалкова одна из лучших актрис российского кинематографа. И это чистая правда. Мало кто с этим не согласится.
Картина "Проигранное место" по сценарию Олега и Владимира Пресняковых снята в стиле хоррор. Старшая Михалкова стала и продюсером фильма ужасов. Молодежный слэшер, как всякий удар с плеча, был довольно прохладно встречен критикой. Но работа Анны названа безупречной, а кино красиво снятым.
В содружестве с братьями Пресняковыми сестры Михалковы трудились и в постановке пьесы "Как выдать маму замуж". Игра в этой антрепризе единственный сценический опыт Анны. Как зрителю жаль, что сильная исполнительница не играет в театре. А она , объясняя свое отсутствие в театральной жизни, как всегда призывает на помощь самоиронию и юмор: - "Боюсь, что не возьму вес".
В начале 2022-го в свет вышел мини-сериал "Номинация". Вполне достойное кино, во многом гораздо качественнее того низкосортного мыла, что потоками стекает с наших экранов.
Потомственный творец во многом и выразила собственное видение российского кинематографа. С размашистостью молодости подвергла сомнению правомерность клановости. Осудила расточительство государственных денег. Посмеялась над тщеславием неоправданных звезд от искусства.
Сделала это без сарказма, наверное, в лучших традициях дедовской сатиры. Сергей Владимирович тоже любил слегка пригвоздить действительность за отдельные недостатки.
И сотворила ослепительно живописно. Может, умение поставить и снять красиво тоже в крови у потомков выдающихся художников. Никита Сергеевич всегда выдает красочно выразительные кинополотна.
Возвращаясь к картине "Анна. От 6 до 18", вспомним, что в последних кадрах отец задавал вопросы уже младшему ребенку. И в ответ, что тебе нравится больше всего, шестилетняя Надя призналась: - "Красота."
"Номинация", в общем-то, цельный фильм, где четкий, логичный сюжет с драматичной завязкой закручивается и развивается по всем канонам жанра. Сквозь вполне жизненные перипетии одной семьи ясно высвечивается общечеловеческая идея о бессмертии и жертвенности большой любви.
Конкретных отсылок к рельным Михалковым в картине, конечно, нет. На месте Истоминых может быть любая состоятельная семья, связанная кроме родственных уз общностью профессиональных интересов. Точнее сказать, клан, кабы это понятие не возымело в наших реалиях чрезмерно негативного оттенка. Как раз в кинематографе клановость раздражает обывателя более всего.
В центре повествования разные судьбы трех женщин - матери и дочерей. Старшую дочь и играет сестра режиссера. Героиня старшей Михалковой является воплощением доброй воли и жизненной силы.
"Номинация" с размышлениями о разных судьбах женщин одной большой семьи, конечно, и фильм о фильме. Экранные сестры снимают картину
"Исход" по старому сценарию отца.
Анна Никитична, конечно же, с радостью снялась в реальном фильме сестры "Номинация". Это и для актрисы стало интересным опытом. Она сыграла женщину своей профессии.
Собственно, так считает и сама актриса: - "По-моему, у меня настоящий бенефис, потому я получила возможность в этом фильме показать то, над чем работала долгие-долгие годы. Это не в плане мастерства своего, но наверное, каких то именно профессиональных возможностей."
Как раз через ее героиню в картине чаще и проявляется ироничная оценка происходящего. С образом успешной старшей сестры связаны и драматичные, и комичные сюжетные повороты.
Играет в "Номинации" еще один представитель династии - Андрей Баков, старший сын Анны Никитичны. Его персонаж прописан в сценарии весьма интересно, он немой.
Все это время Леша, сын героини Михалковой-старшей снимает свой фильм о фильме. Андрей тоже учится на режиссерском факультете. И наверное, мечтает продолжить дело своего настоящего деда.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете что-то полезное и для себя.
Приятных просмотров хороших сериалов с любимыми артистами!
К прочтения с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации здесь: