После того, как наши праотцы после грехопадения были изгнаны из рая сладости, в этот мир вошла смерть, болезнь, боль, страдание. После того, как этот мир начал раздираться войнами, жизнь человека на земле превратилась в одно непрекращающееся мучение.
Люди рождались и проживали исполненную скорбей жизнь, не зная, что с ними будет потом, потому что самое главное, самое необходимое человеку — его непосредственная связь с Богом — оказалась утрачена.
У святых отцов содержится немало рассуждений о том, что вообще могло произойти после того, как Адам и Ева нарушили единственную данную им заповедь, содержавшую в себе запрет. Могли ли они покаяться, могли ли они вернуться к Богу? Скорее всего, да, потому что Господь безмерно милостив и всех, кто притекает к нему с покаянием, обязательно принимает. Но этого покаяния не было.
Самое страшное последствие греха заключается в том, что помрачается ум человека, ожесточается его сердце, и человек утрачивает то представление о Боге, которое ему свойственно изначально. Бог перестает ему представляться милостивым и любящим. Он начинает казаться праведным или даже строгим судьей, и человек боится возвратиться к Нему, припасть к Нему как блудный сын и попросить прощения. И не только человек, но и все человечество.
Именно по этой причине при изгнании из рая Бог обещает людям, что явится тот, кто станет избавителем для страдающих людей, звучат эти дивные слова, что семя жены сотрет главу змея, то есть уничтожит и низложит того, кто постоянно создает препятствия между нами и Богом, врага нашего спасения. Но идут тысячелетия, а ничего не меняется, и не приходит в мир обетованный Мессия.
И только лишь в один определенный момент одна конкретная Дева, Пресвятая Богородица Мария, слышит эти дивные слова Архангела, извещающие о том, что именно ей, не знавшей мужа, надлежит стать матерью воплотившегося Бога.
Почему столько времени ждал Господь? Почему столько времени необходимо было людям страдать? Неужели Богу было не жалко созданного им человека? Мы видим, как Господь в Евангелии, подходя к Иерусалиму, плачет о живущих там людях. Этот евангельский эпизод открывает нам глаза на то, как Бог относится к человеку и насколько для Него важно, чтобы никто из нас не страдал и не мучился.
Дело в том, что должна была появиться на этом свете Пречистая Дева Мария, могущая принять в себя Бога Слова, потому что она такой была всего лишь одна на всем протяжении человеческой истории. И очень важно понять, в чем же заключалась ее уникальность, ставшая необходимым условием Боговоплощения.
На всем протяжении человеческой истории, что отражено и на страницах Священного Писания, книг Ветхого Завета, человек безостановочно борется с Богом. Борется, потому что не хочет исполнять Его волю, потому что в своей ослеплённости и неразумии постоянно думает, что лучше знает, что ему необходимо для счастливой жизни. И уж не знаю, на что рассчитывает при этом человек в жизни вечной.
Даже у пророков мы видим это сопротивление божественной воле и божественному призыву. Каждый из пророков Ветхого Завета, если мы вчитаемся внимательно в повествующие об этом страницы Священного Писания, когда призывает его Господь, так или иначе противоречит, отказывается, приводит доводы и убеждает Бога в том, что надо избирать не его, а кого-то другого.
Один ссылается на косноязычие, другой ссылается на молодость, третий вообще говорит о том, что не хочет идти к людям, которых Господь в результате проповеди помилует, а они того, с точки зрения пророка, недостойны. То есть это сопротивление Богу мы видим даже в самых лучших людях, даже в святых людях.
По сути, тайна события, которое мы сегодня вспоминаем в день великого праздника, заключается именно в этом коротком, удивительном диалоге, который заканчивается словами:
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
А между тем, Архангел извещает той, которой предстоит стать Матерью Божией, совершенно немыслимую вещь – она, не зная мужа, зачнет и родит не человека, а родит Слово Божие, родит воплотившегося Бога. И она не противоречит этому, не отказывается, не ссылается на какие-то препятствия, она просто говорит:
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Каждый из нас, к сожалению, видит в себе то самое сопротивление воле Божией, о котором я сказал. Потому что мы тоже практически постоянно считаем, что знаем лучше, как нам надо, нежели знает это Господь. Хотя, вот парадокс, очень часто оказывается, что мы вообще ничего не знаем, и мы растерянно говорим:
«Господи, вразуми, Господи, наставь, Господи, не знаю, как поступить».
Или идем к кому-то, кого спрашиваем: «А что мне делать?», потому что не понимаем, что нам делать. Но как только растерянность проходит, мы опять начинаем сопротивляться воле Божией, влекущей нас к спасению и к вечной и блаженной жизни.
Но пусть, тем не менее, и для нас, непокорных и борющихся с Божьей волей, все-таки путеводной звездой станут эти же слова:
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Если мы чаще в разных сложных жизненных ситуациях будем примиряться с тем, что становится для нас неизбежным, с тем, что нужно принять, во что нужно всмотреться, в чем нужно увидеть заключающуюся для нас пользу, если мы чаще в такой ситуации будем говорить «Се, Раба (Раб) Господня; да будет мне по слову твоему», то постепенно наше сердце все-таки смягчится и наша воля хотя бы немного укротится.
Мы чаще и легче, а порой даже с радостью, будем доверяться Богу, будем слушаться Его и будем исполнять Его волю, которая не желает для нас ничего кроме блага, ничего кроме нашего счастья и ничего кроме нашего вечного спасения.
Текст основан на видео с канала «Игумен Нектарий».Читайте ещё: