Четвертая стена - это своеобразный барьер между актерами на сцене и зрителями, сидящими в зрительном зале, и помогающий наблюдать за действиями со стороны. Разрушение этой стены может помочь искусству наладить более тесную коммуникацию с публикой, но так ли все однозначно? Понятие четвертой стены пришло к нам в XVIII веке от французского философа Дени Дидро. Но на сцене театра данный прием начал использоваться гораздо раньше. Такой эффект можно проследить не только в театре, а также в кино, книгах и даже компьютерных играх. Четвертую стену разрушал в свое время Уильям Шекспир, направляя вопросы от персонажа к читателю. Такой прием способствовал глубокому погружению в мысли, чувства и эмоции героя. В последнее время на сцене российских театров можно ярко проследить тенденцию разрушения четвертой стены. Например, в театре им. М.Н. Ермоловой такой инструмент очень часто используется в постановках: Герой оперетты «Сильва» Бони обращается со сцены с желанием найти среди пришедших зрительни