Найти в Дзене
Закулисье

Эффект разрушения четвертой стены в театре

Четвертая стена - это своеобразный барьер между актерами на сцене и зрителями, сидящими в зрительном зале, и помогающий наблюдать за действиями со стороны. Разрушение этой стены может помочь искусству наладить более тесную коммуникацию с публикой, но так ли все однозначно? Понятие четвертой стены пришло к нам в XVIII веке от французского философа Дени Дидро. Но на сцене театра данный прием начал использоваться гораздо раньше. Такой эффект можно проследить не только в театре, а также в кино, книгах и даже компьютерных играх. Четвертую стену разрушал в свое время Уильям Шекспир, направляя вопросы от персонажа к читателю. Такой прием способствовал глубокому погружению в мысли, чувства и эмоции героя. В последнее время на сцене российских театров можно ярко проследить тенденцию разрушения четвертой стены. Например, в театре им. М.Н. Ермоловой такой инструмент очень часто используется в постановках: Герой оперетты «Сильва» Бони обращается со сцены с желанием найти среди пришедших зрительни

Четвертая стена - это своеобразный барьер между актерами на сцене и зрителями, сидящими в зрительном зале, и помогающий наблюдать за действиями со стороны. Разрушение этой стены может помочь искусству наладить более тесную коммуникацию с публикой, но так ли все однозначно?

Понятие четвертой стены пришло к нам в XVIII веке от французского философа Дени Дидро. Но на сцене театра данный прием начал использоваться гораздо раньше.

Такой эффект можно проследить не только в театре, а также в кино, книгах и даже компьютерных играх.

Четвертую стену разрушал в свое время Уильям Шекспир, направляя вопросы от персонажа к читателю. Такой прием способствовал глубокому погружению в мысли, чувства и эмоции героя.

В последнее время на сцене российских театров можно ярко проследить тенденцию разрушения четвертой стены.

Например, в театре им. М.Н. Ермоловой такой инструмент очень часто используется в постановках:

Герой оперетты «Сильва» Бони обращается со сцены с желанием найти среди пришедших зрительниц невесту. Он спускается в зал и начинает диалог с публикой, разрушая четвертую стену и давая возможность зрителю стать непосредственным участником действа.

В моноспектакле Олега Меньшикова «Оркестр мечты. Медь» участники оркестра выходят в зрительный зал с духовыми инструментами и обходят партер по периметру, исполняя произведение.

В спектакле «Комната Адлера» главный герой - Иван тоже выходит в зал и взаимодействует со зрителями. Когда напряженный момент в спектакле сопровождается такими действиями, то зритель наиболее погружен в атмосферу и может испытывать дополнительные эмоции, ежели бы стена не разрушалась.

С одной стороны разрушение четвертой стены - это эффективный инструмент, помогающий наладить коммуникации со зрителем, а с другой - не всем может понравится, когда артист вторгается в их личное пространство, ведь где-то это могут быть безобидные диалоги, а где-то телесный контакт, который может помешать восприятию представления отдельным людям. Важно учитывать все аспекты перед внедрением такого механизма.

А что вы думаете по этому поводу?

Обязательно делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь, чтобы узнавать свежий взгляд на театр!

#театр