В предыдущей статье мы говорили про автомобиль ВАЗ в которых за основу брался агрегаты Нивы. Здесь мы поговорим о самом противоречивом автомобиле АвтоВАЗа, который должен было стать рестайлингом Нивы 2121, но так и не смог. В простонародье "Шнива".
Дизайн кузова: от концептуальных эскизов до серийной модели
Конструкторы ВАЗ начали работу над новой Нивой, ориентируясь на продолжение и улучшение идей предыдущего поколения внедорожника. Этот этап включал создание нескольких макетов и эскизов, которые представляли разные концепции будущего автомобиля.
Эскизы, предложенные дизайнером А. Беляковым, стали одним из ключевых направлений в разработке. Они изображали пятидверную, более обтекаемую и "пухлую" Ниву с узкими передними фарами и аэродинамичным силуэтом. Линии и решения макетов Белякова перекликались с будущей "десяткой" (ВАЗ-2110), что было заметно на пластилиновых моделях ВАЗ-2123. Эти макеты показывали, что концепция Белякова оказала значительное влияние на облик автомобиля десятого семейства.
В то же время другой дизайнер, В. Сёмушкин, представил свой вариант, который напоминал осовремененную версию ВАЗ-2123. Этот макет был более "привязан" к старой платформе и, по сути, представлял собой модернизацию предыдущего поколения Нивы. Сёмушкин старался сохранить узнаваемые черты классического внедорожника, но добавить современные элементы.
Еще один интересный проект принадлежал дизайнеру В. Степанову. Его идеи использовались не только для ВАЗ-2123, но и для нового УАЗа с индексом 3160, который также разрабатывался в НТЦ ВАЗа. Это показывает, что разработки ВАЗ оказывали влияние не только на российский автопром, но и на другие страны.
В последствии данные макеты взяли за основу при разработке универсала ВАЗ 2111
Техническая часть: двигатели и трансмиссия
Конструкторы уделили особое внимание выбору силового агрегата для новой Нивы. Они отказались от использования старого двигателя и предложили несколько вариантов:
- 16-клапанный мотор ВАЗ-2110: Это был один из наиболее перспективных вариантов, который обеспечивал хорошую динамику и экономичность. Однако его внедрение потребовало бы значительных изменений в конструкции автомобиля.
- 1,8-литровый дизель: В то время этот двигатель разрабатывался для "сорок первого" Москвича в сотрудничестве с АЗЛК. Он обладал хорошей тягой и экономичностью, что делало его подходящим для внедорожника.
- Покупной дизельный двигатель: Например, немецкий агрегат ELKO, который немцы хотели установить на "сорок первый" Москвич. Этот вариант был привлекателен своей экономичностью, но требовал дополнительных затрат на адаптацию.
- "Разжатый" двигатель ВАЗ-21213: В итоге было решено использовать существующий двигатель, который был "разжат" на сотню-другую кубиков. Это решение оказалось компромиссным, но позволило запустить производство без значительных задержек.
Интерьер и эргономика
Работа над интерьером новой Нивы была сложной задачей, так как у компактной пятидверки не было серийных аналогов. Конструкторам пришлось использовать различные источники для создания комфортного и функционального салона:
- Импортные джипы: Например, Suzuki Samurai и Vitara.
- Собственная "перспектива": Макет автомобиля десятой модели, который помогал понять, как должен выглядеть салон.
Основной задачей было обеспечить удобную посадку для всех пяти обитателей салона, а не только для водителя и пассажира, как это было раньше. Компоновщики и эргономисты тщательно проработали каждый элемент, стремясь выжать максимум для водителя и четверых пассажиров. В результате демонстрационный проект интерьера показал, каким будет салон новой Нивы.
Проблемы и задержки
Несмотря на все усилия, процесс разработки новой Нивы столкнулся с рядом проблем:
- Распад СССР: В 1991 году распад Советского Союза оказал значительное влияние на проект. Все силы завода были направлены на запуск новой модели ВАЗ-2110, а работы над ВАЗ-2123 были признаны второстепенными.
- Модернизация Нивы-21213: На ВАЗе также началась работа над модернизированной версией классической Нивы (ВАЗ-21213). Из-за проблем с задними фонарями удалось запустить в серию только "гибрид" с индексом 21219, который представлял собой комбинацию старого кузова и нового двигателя.
- Проблемы с производством: Из-за отсутствия узлов и агрегатов корпуса для агрегатоносителей, изготовленные из восьми обычных кузовов Нивы, были списаны после пары лет простоя.
- Унификация с серийными ВАЗами: В новых экономических условиях завод не мог позволить себе серьезную модернизацию трансмиссии. В итоге было решено использовать коробку передач 21074 и "раздатку" 2121, что обеспечивало максимальную унификацию с существующими моделями.
- Проблемы с дизайном: Внешний вид прототипов не соответствовал современным требованиям. Экстерьер выглядел устаревшим, что могло привести к тому, что новая Нива к моменту запуска на конвейер безнадежно устарела бы.
Возвращение к концепции
К 1993 году дизайнер Сёмушкин вновь вернулся к работе над обликом Нивы. Он предложил новый, пятидверный и современный вариант, который стал основой для дальнейшего развития проекта.
Сёмушкин отказался от размещения запасного колеса на задней двери, что было одним из спорных моментов в разработке. Прежнее решение с "запаской" в моторном отсеке вызывало неудобства, и дизайнер стремился найти более рациональное расположение.
Однако, когда завод завершил подготовку автомобиля к серийному производству, неожиданно появился интерес со стороны концерна GM. Компания приняла решение выпускать эту модель под своим брендом на совместном предприятии GM-AVTOVAZ.
Первоначально General Motors планировал выпускать автомобили с двигателем Opel, доработанным специалистами Lotus специально для этого внедорожника. Однако эта версия продержалась недолго, и в итоге от неё отказались.
В 2009 году Chevrolet Niva прошла Facelift, получив новые бампера и пластиковые накладки на крылья и двери.
До 2018 года автомобиль Lada Niva играл важную роль в стратегии General Motors (GM) и их совместного предприятия с АвтоВАЗом. На Московском международном автосалоне (ММАС) в 2014 году был представлен концепт-кар Chevrolet Niva. Этот автомобиль привлёк внимание публики и экспертов, став символом амбиций GM в создании нового поколения внедорожников.
Концепт-кар Chevrolet Niva отличался от оригинальной модели не только внешним видом, но и техническими характеристиками. Итальянские инженеры внедрили передовые технологии, а чешские дизайнеры разработали современный и стильный дизайн. На ММАС-2014 автомобиль был признан лучшим концептом, что подтвердило его перспективность и серьёзность намерений GM-АвтоВАЗ.
Руководство СП планировало сделать Chevrolet Niva прорывом в сегменте внедорожников. Помимо использования новейших технологий, компания объявила о значительных изменениях в конструкции. Планировалось установить новый дизельный двигатель мощностью 135 л. с. от Peugeot, который обеспечил бы высокую производительность и экономичность. Также были анонсированы обновлённые коробка передач и раздаточная коробка для улучшения управляемости и проходимости.
Новый Chevrolet Niva должен был получить полностью обновлённый интерьер и дизайн, делая его привлекательным для широкой аудитории. Для реализации проекта государство предоставило значительную поддержку. Из 20 млрд рублей, необходимых для запуска производства, примерно половина была выделена из бюджета, что подчёркивало важность проекта для экономики страны.
Однако после презентации концепта в 2014 году начался политический и экономический кризис. General Motors закрыл завод под Санкт-Петербургом, что приостановило работу над новой моделью. Тем не менее, слухи о возможном возобновлении производства продолжали циркулировать.
В 2019 году GM продала свою долю в СП АвтоВАЗу, вернув российскому заводу право на бренд Niva. Это стало важным шагом к возобновлению производства под новым названием.
В 2020 году модель претерпела значительные изменения. Она была переименована в Lada Niva Travel, получив новый дизайн, который сделал её современной и стильной. Эти изменения помогли автомобилю сохранить популярность и выйти на новый уровень в сегменте внедорожников.
Все фото и видео взяты из открытых источников.
Подписывайтесь на канал. Дальше только лучше.