Надо заметить, что роман Дюма про месть моряка Эдмона Дантеса экранизировался множество раз. За одну только эпоху немого кино сняли версий двадцать. Одна из тех стародавних версий называлась точно так же, как сценарий Марка Захарова, по которому Г. Юнгвальд-Хилькевич снял данный фильм - "Узник замка Иф".
"Узник замка Иф", трехсерийный кинофильм советско-французского производства, вышел на наши экраны в 1989 году.
Где-то в апреле 1989, учась в тогда в третьем классе школы, я и посмотрел первые две серии (они шли как один сеанс). На третью серию я уже не пошел, поскольку фильм показался мне чрезвычайно нудным. А на летних каникулах я запоем прочел роман Дюма "Граф Монте-Кристо", который прочно вошел в десятку моих любимых приключенческих романов (больше ни одного романа Дюма я до конца не осилил, то есть, "Граф Монте-Кристо" - вершина творчества Дюма, опять же, на мой взгляд).
Портит фильм слабая режиссура. Можно было бы сказать, что фильм сделан в "телевизионном формате", но единственный хороший фильм Юнгвальд-Хилькевича тоже сделан в телевизионном формате и тоже снят по роману Дюма - "Д'Артаньян и три мушкетера". Тот четырехсерийный фильм выглядит гораздо живее и веселее. Складывается впечатление, что режиссеру просто было неинтересно снимать "Графа...", выдумывать мизансцены, проявлять изобретательность.
Все в фильме сделано в одном и том же медленном, унылом темпе, кадры - статичны, а внимание зрителя заостряется на каких-то ненужных, второстепенных деталях: вот мечется по трактиру толстая жёнушка Кадрусса, а камера отслеживает ее траекторию. Вот целые пол-минуты под дождем едет карета, и более в кадре ничего не происходит...
Даже сцена, в которой Дантесу приходит мысль заменить собою зашитый в мешковину труп аббата Фариа, решена так же буднично, нединамично, как и все остальные сцены.
Второй минус - саундтрек Александра Градского, наглядно демонстрирующий, что Градский - ни разу не кино-композитор. Более того, возникает ощущение, что он вообще фильм не видел, когда писал под него музыку.
Такое, кстати, бывало в истории кино. Например, известный композитор Филипп Гласс написал музыку для документального фильма "Койаанискатци" (читайте о фильме - ЗДЕСЬ) так же, как писал свои академические темы: по порядку, не глядя на экран. Режиссер фильма, Годфри Реджио, ужаснулся и полностью перемонтировал фильм так, чтобы саундтрек соответствовал видеоряду. В "Узнике замка Иф" с этим заморачиваться не стали...
Единственный плюс фильма - Виктор Авилов в роли Эдмона Дантеса (в тюрьме и после тюрьмы, тогда Дантеса-"до тюрьмы" играет довольно похожий на него Евгений Дворжецкий). В 1988 году на экраны вышел "Господин оформитель" (читайте о фильме - ЗДЕСЬ) с Авиловым в главной роли, и всем стало ясно, что Авилов идеально подходит на роли трагических персонажей, у которых за душой находится какая-то большая и страшная тайна, известная только им одним.
Говорят, кстати, что роль Дантеса писалась под М. Боярского, а того роль не заинтересовала... Странно только, что его заинтересовала роль Фернана...
Весь фильм посвящен мести Эдмона Дантеса своим обидчикам, подло и несправедливо обрекшим его на незаслуженную смерть в узнице. И хотя месть - порочная страсть, о чем Дантеса предупреждал и аббат Фариа, его друг и наставник, которого он нашел в замке Иф, симпатии зрителя все равно остаются на стороне Дантеса. Ибо он справедлив, а также, несмотря на неумолимость в достижении своей смертельной цели, способен остановиться, даже набрав ход.
Фильму не хватает отточенности, "неумолимости", жажды жизни и жажды мести. Фильм вял. Он вял, как медузы, среди которых всплывает на поверхность моря бежавший из замка Иф Эдмон Дантес, будущий граф Монте-Кристо...
Может быть, кому-то что-то еще понравилось в этом фильме, кроме игры Авилова? Расскажите!
Оценка: 5,0 из 10.
Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Сценарий: Марк Захаров при участии Георгия Юнгвальда-Хилькевича (по роману Александра Дюма "Граф Монте-Кристо")
Оператор: Феликс Гилевич
Композитор: Александр Градский
В ролях: Виктор Авилов, Евгений Дворжецкий, Анна Самохина, Михаил Боярский, Арнис Лицитис, Алексей Жарков, Игорь Скляр, Нодира Мирзаева, Алексей Петренко.
Интересные факты о фильме:
- Фильм снимался летом 1987 года в Италии, Одессе, Гурзуфе, Алуште, Алупке, Ливадии, Ленинграде, Риге, Таллине, Париже, Марселе и Бухаре.
- Основная работа над фильмом велась в павильонах Одесской киностудии (декорации трактира Кадрусса, камера и коридоры тюрьмы).
- Сцена маскарада в Риме снята на колоннаде Казанского собора в Ленинграде.
- Посещение замка в Отейле — Царское село — Екатерининский сад и дворец. Также ряд сцен в третьей серии картины снят в Екатерининском дворце г. Пушкин. В частности, сцена встречи Мерседес и Монте-Кристо (Большой зал). Комната с картинами, мелькающая впоследствии, также принадлежит этому дворцу.
- Роль корабля «Фараон» исполнил бриг «Триумф».
- Сцена самого побега Монте-Кристо из тюрьмы снималась в Крыму недалеко от Гурзуфа.
- Сцена убийства Али-Тебелина, янинского паши Фернаном Мондего снималась в Итальянском дворике Ливадийского дворца.
Читайте также на моем канале: