Привет, друзья!
Вы смотрите сериал "Любовь Советского Союза"? Нравится? А кино смотрели?
Я в свое время пропустила показ фильма в кинотеатрах, как-то не срослось у меня. Да и агрессивная реклама сделала свое дело - она, скорее, отталкивала, чем вдохновляла на поход в кинотеатр.
Я не первый день родилась, и понимаю, что так интенсивно, тотально и навязчиво рекламируют только те товары, которые другим способом потребителю просто не впихнуть. Ведь все хорошее и качественное в мощной рекламе не нуждается - его купят и так.
А здесь сразу было ощущение: что-то с этим фильмом не то.
Впрочем, когда я узнала, что его покажут по тв в виде сериала, решила дать второй шанс. Тем более, и идти никуда не надо, садись дома перед теликом - и наслаждайся необыкновенной, удивительной, невероятной историей любви всего СССР.
Сейчас, когда я пишу эту статью, по Первому каналу показали 5 серий из 8-ми. Поэтому кое-какие выводы уже можно сделать.
Первую серию я смотрела с симпатией. Меня увлекали красочность и сочность кадра, праздничность картинки.
Работа оператора, художника-постановщика действительно заслуживает похвалы. Это, знаете, как идешь по магазину, и среди примерно одинаковых книжек вдруг видишь ее - яркую, блестящую, с красивым принтом, с позолоченным обрезом, с выпуклым тиснением на обложке. Руки так и тянутся взять ее, потрогать, полюбоваться внешней красотой. А внутри, наверное, она еще прекраснее, чем снаружи - думается тебе...
И чем сильнее ожидания, тем мощнее разочарование. "Не судите книгу по обложке", что называется...
Так и здесь. Ты очаровываешься красивой картинкой, а когда флер очарования начинает рассеиваться, внезапно осознаешь: а ведь эта книжка-то - ни о чем. И самое хорошее в ней - это ее обложка. А внутри - пустота.
Примерно так и происходит, когда продолжаешь смотреть этот сериал. Впечатления, которые дает нам внешняя красота кадра, постепенно рассеиваются, и ты начинаешь понимать - за этой красотой и нет ничего.
Эти мысли возникали на протяжении всех пяти серий, но именно на пятой они стали не просто впечатлениями, а стойким внутренним убеждением. А произошло это во время сцены, в которой танки едут по золотой пшенице и жестоко, равнодушно давят ее.
Когда шла рекламная компания у сериала, я мельком услышала отрывок интервью с одним из создателей картины. Он сказал, что ради этого кадра - где вражеские танки едут по полю, колосящемуся пшеницей - пришлось засеять и вырастить это самое поле. Чтобы потом танки эпично проехались по нему в кадре.
Наверное, мы должны были восхититься таким глубоким подходом к созданию картины. Но когда я увидела этот самый кадр, я вдруг осознала, насколько все это манипулятивно. Наши с вами чувства, эмоции, впечатления пытаются купить такими вот трюками. Не глубиной содержания этой истории, не детальной проработкой персонажей, не препарированием личной драмы во время драмы общечеловеческой. А всего лишь красивой картинкой, которая просто обязана впечатлить зрителя.
Черный, страшный танк, безжалостно мнущий золото пшеницы. Как образ врага, топчущего грязным сапогом нашу Родину. Это ведь должно было сработать, не так ли? И в кадре это выглядело действительно ярко, красиво, даже пафосно.
Но вот вопрос: почему яркая, сочная картинка не трогает так, как трогает любой из простых, безыскусных, лишенных пафоса, черно-белых кадров фильма "В бой идут одни старики" или "А зори здесь тихие"? Может, потому, что дело все-таки не в обложке, а в содержании... А мы с вами все же не настолько глупы, чтобы не отличить пустышку от шедевра.
Есть такая известная фраза: "В магазины завезли поддельные елочные игрушки: выглядят как настоящие, но не радуют". Вот и с этим сериалом - то же самое. Выглядит, как настоящий, но не радует. Потому что подделка под искусство.
Но если вы из тех людей, кому, помимо содержания, важна и внешняя картинка, вы найдете для себя в этом сериале и плюсы. Например, помимо яркости и буйства красок, помимо отличной работы художника-постановщика, над картиной хорошо поработали еще и художники по костюмам. Лично я любуюсь каждым кадром, где главная героиня носит шляпки, они у нее всегда отличные, как и в целом ее образы.
Эпизод, в котором героиня приводит писателя в закрытую секцию ГУМа, тоже был хорош. Видно, с какой тщательностью и любовью к деталям костюмеры и художники по костюмам этого проекта выполняли свою работу. Костюмы героев - это, пожалуй, второй плюс этого сериала, наряду с яркой картинкой. А военные кители летчиков - это тоже отдельное удовольствие. И, пожалуй, на этом плюсы заканчиваются.
Хотя нет, есть и третий. Это музыкальное оформление. Мне понравилась главная тема сериала, она соответствует и эпохе в целом, и сюжету в частности - в меру помпезная, в меру героическая, в меру попсовая, в меру духоподъемная, и при этом - не безликая, а запоминающаяся, остающаяся в памяти. Таким и должен быть качественный саундтрек. Авторы - Дмитрий Емельянов и Виталий Окороков. Если первого я не знаю, то второй - композитор группы "Комбинация", написавший все ее суперхиты.
Что касается сюжета и актерской игры - это все осталось вторичным на фоне внешнего фантика. Разворачиваешь яркий фантик - а внутри пустота.
Делитесь и вы вашими впечатлениями об этом сериале в комментариях.