Чем дольше откладываешь написание очередного поста, тем меньше вероятности, что он вообще когда-нибудь родится. Поэтому больше не буду ждать, когда снизойдёт вдохновение, просто открываю черновик и начинаю писать.
Погнали!))
Тема, к которой хочу подступиться, непростая - 1920-е годы, в муках и страданиях рождается новая страна. Достоевский, устами Ивана Карамазова провозгласил, что счастье всего мира не стоит слезинки невинного ребенка. Но в годы Гражданской войны этих слезинок было - на целый океан пожалуй.
Проблема беспризорных детей - была одной из насущных проблем первых лет существования СССР.
"Пусть это вдохновит вас на подвиг" - девиз из книги американской учительницы. В нашей стране, как и в других странах, в те времена, как и во все времена, были те, кого проблемы ужасали, лишали сил и мотивации что-то делать, и те, кого те же проблемы - вдохновляли на подвиг. Мой сегодняшней рассказ о людях из второй группы.
Лидия Сейфуллина. Правонарушители
Повесть Лидии Николаевны Сейфуллиной, опубликованная в 1922 году, стала первым произведением подобного рода. Эта повесть показала, что взрослые должны взять на себя отвественность и ПЕРЕ-воспитать подростков, воспитанных войной, голодом, бродяжничеством.
Повествование ведется от лица беспризорника Гришки, который по счастливому стечению обстоятельств попадает в трудовую колонию, руководимую энтузиостом Мартыновым.
Ничего эта колония не может предложить детям, кроме возможности трудиться и своим трудом отвоевывать у не благоприятной для сельского хозяйства природы средства для пропитания и выживания.
Нет в этой колонии сердобольных воспитательниц, чтобы приласкать, нет психологов, чтобы помочь запутавшимся детям, понять, где зло, где добро. Один немногословный и категоричный Сергей Михайлович Мартынов. Он в колонии никого силком не держит, хочешь бежать - беги, хочешь остаться - будь добр работай наравне со всем, наравне с самим Мартыновым:
Родителей нет - это, друг, хорошо. Родители - барахло! Мать юбкой над сыном трясет, сын бездельник выходит. Родили - и ладно. Сам живи.
Вот и вся немудреная психология Мартынова.
Но тяжелый труд и четко сформулированная идея, что каждый сам выбирает свое будущее, совершают чудо. Бывшие "правонаружители": воры, наркоманы, бандиты вырастают в молодых активных строителей светлого будущего.
Вот она мать-природа и труд! Вылечили. Сколько город на этих детей налепил нечистот. Отмылись. Как надо, как здоровое растут.
Повесть на 100% просоветская. Есть в ней перегибы, которые нам, поколению относительно благополучного времени, могут показаться и жестокими, и фанатичными. Но именно благодаря таким энтузиастам, как Мартынов, хотя бы часть поколения детей Гражданской войны была спасена.
Очень высоко оценил роль этой повести в становлении методики работы с беспризорниками Антон Макаренко. Он писал:
Это небольшой рассказ, тем не менее он сыграл очень важную роль, гораздо более важную, чем «Педагогическая поэма». Почему? Потому, что в этом рассказе впервые, и довольно неожиданно и смело, были высказаны истины о правонарушителях, составляющие аксиому.
Что это за истины? Читая этот рассказ, вы во всем тексте, от первой до последней строчки, чувствуете, как звучит глубокая искренняя вера в человека, вера в то, что не может быть прирожденной преступности, вера в лучшие человеческие качества, — уверенность, которая теперь уже для нас составляет несомненную истину.
Антон Макаренко. Педагогическая поэма
Почти два месяца жила с этой книгой. Слушала ее в аудио. Делала большие перерывы, потому что некоторые отдельные сцены давали столько же эмоций и впечатлений, как какое-нибудь целое законченное произведение.
Три части этого романа охватывают почти все десятилетие 1920-х годов. Автор делится своим собственным опытом. Делится очень искренне, не скрывая периодов отчаяния и неудач. И это многократно усиливает впечатление.
Причем периоды печали были не только в самом начале, когда молодые неопытные педагоги взвалили на себя почти непосильную ношу - создать на пустом месте колонию для малолетних преступников. И поняли, что вся педагогическая наука, вся методика воспитательной работы, накопленная предыдущими поколениями учителей, совершенно непригодна для новой задачи. Действовать приходилось методом проб и ошибок. И действовать приходилось на одном голом энтузиазме, отстаивая перед контролирующими органами свое право эти пробы и ошибки совершать.
Одна из первых побед описана в сцене, где дети гурьбой идут за Антоном Семеновичем в лес, решив, что он от отчаяния решил застрелиться. И отказываются оставить его одного, пока он не отдаст им револьвер. Эта сцена показывает, что сформировался все-таки костяк тех, кто увидел кого-то кроме себя, кто вышел за пределы мелочного эгоизма и признал ценность другого человека - воспитателя, вожака.
Печаль накатывала и в те моменты, когда надо было радоваться. Когда пришло время проводить во взрослую самостоятельную жизнь первых выпускников, поступивших на рабфак. И эта боль наверное знакома каждому учителю, который в течение нескольких лет наблюдает, как взрослеют дети, как формируется их личтость, а потом должен отпустить их, и принять в свое сердце новых детей, и пройти тот же путь, зная что и они тоже уйдут. А потом еще, и еще, и еще... раз.
Печаль накрывала и в те моменты, когда кто-то из детей оказывался глух ко всем внушениям и всем заверениям, что законопослушная жизнь в тысячи раз увлекателнее и насыщеннее, чем жизнь преступника. Кто-то так и не смог отказаться от романтики бродяжничества ("украл, выпил, в тюрьму, украл, выпил, в тюрьму - романтика!").
Но периоды отчания чередовались с моментами абсолютного счастья. Когда Макаренко сочувствовал Фаусту, так и не познавшему мгновения, которое бы назвал прекрасным и захотел продлить его навечно. Это были моменты гордости за ребят, за результат своих трудов.
Еще одна запомнившаяся мне сцена - это марш-бросок колонистов в близлежащий город для участия в параде 1 мая. Накануне были долгие обсуждения идти на парад или нет, боялись, что испортится погода и маршировать придется под проливным дождем. Но колонисты убедили Макаренко все-таки отправиться. "Но если пойдет дожь, не пищать!" - принял решение глава колонии.
На следующий день вся колония, во главе с Антоном Макаренко, со знаменем и музыкой отправилась на парад. Посреди дороги их настиг дождь, ничем не выдав недовольства, колонисты дошагали до города, где узнали, что парад отменили из-за дождя. Не имея возможности, ни обогреться, ни обсохнуть, они ровным строем двинулись обратно в колонию. Промокнув до нитки, но гордым строем, под бравые песни колонисты вернулись назад, гордясь тем, что никто из них, как и договаривались, "не пискнул". "Не пищать" - стало своеобразным девизом колонии.
Роман написан потрясающим языком. В нем много мудрости, много саморефлекции, много искренности и доброты. В романе представлены судьбы воспитанников и судьбы педагогов колонии. И все это и спустя сто лет не потеряло своей актуальности.
Очень рада, что познакомилась с этим произведенимя. Хотела сделать это в рамках марафона "Открой школьную вселенную", но немного не успела. Впрочем, в том, что статью смогла дописать именно в день защиты детей, тоже есть своя логика и справедливость.
С днем защиты детей!
Пусть дети растут в мире и благополучии! И пусть вырастают сильными, смелыми, активными строителями своего собственного светлого будущего!