Крупнейшая в мире инвестиционная компания Bridgewater Associates опубликовала доклад «Неужели переход к "зеленой" энергетике прерван?». Этот документ фиксирует текущую политическую ситуацию в отношении энергоперехода, которая существенно отклонилась от ранее намеченной траектории. Разберемся с основными положениями и выводами доклада.
Политика, прежде всего в США и Европе, сместилась от климатического лидерства в сторону приоритета энергетической безопасности и промышленной конкурентоспособности. А Китай при всем огромном прогрессе в сфере ВИЭ не переставал в последние годы развивать в больших объемах топливную (в частности, угольную) энергетику.
Сохранится тенденция строительства ВИЭ в дополнение к традиционным источникам энергии, но не произойдет перелома и перехода к замещению. Несмотря на амбициозные цели последнего десятилетия по инвестициям в возобновляемые источники энергии и постепенному отказу от ископаемого топлива, то, что мы видели до сих пор, было добавлением поставок возобновляемой энергии, а не отказом от ископаемого топлива. Поскольку цели по климату все больше деприоритизируются, а общий спрос на электроэнергию продолжает расти, ожидается, что эта тенденция сохранится. В то время как возобновляемые источники энергии увеличили долю от общего предложения энергии, в абсолютном выражении производство ископаемого топлива также растет.
Смещение приоритетов политики приведет к сдвигу инвестиций в сторону наиболее экономически жизнеспособных источников энергии. Многие возобновляемые источники энергии экономически конкурентоспособны даже без значительной государственной поддержки, поэтому инвестиции и масштабирование этих технологий продолжат удовлетворять новые потребности в энергии (например, спрос со стороны искусственного интеллекта). Но из-за угасания политической поддержки аппетит инвесторов к более ранним по уровню технологической зрелости, менее конкурентоспособным по стоимости «зеленым» технологиям, вероятно, снизится теперь, когда «правительства убирают большой палец с весов».
Ожидается разрыв между технологиями, которые уже конкурентоспособны по стоимости с существующими технологиями на основе ископаемого топлива (например, солнечная энергия, наземная ветроэнергетика), особенно теми, которые также совместимы с другими экономическими или политическими приоритетами (например, ядерная энергия, сетевая инфраструктура), по сравнению с теми, в отношении которых существуют нерешенные технологические или экономические вопросы (например, «зеленый» водород, улавливание углерода). Те технологии новой энергетики, которые успели пройти «путь зрелости», проверены и достаточно конкурентоспособны по затратам для развертывания в коммерческих масштабах, вероятно, будут продолжать — хотя и более взвешенно — расти в условиях более нестабильной политической среды.
В этой связи авторами доклада так оцениваются перспективы различных энергетических технологий:
- Солнечная энергетика. Масштабные инвестиции. Из-за мощной поддержки в последние годы и благоприятной экономики технологий солнечной энергетики в результате технологического прогресса и быстро снижающихся кривых затрат не ожидается массового разворота в этой тенденции, даже несмотря на ограничение субсидий.
- Ядерная энергетика. Масштабные инвестиции. Недавний дискурс по ядерной энергетике значительно изменился в результате возобновления внимания к энергетической безопасности и возросшего спроса на базовую нагрузку (непрерывную генерацию электроэнергии) со стороны центров обработки данных и ИИ. Однако дальнейшее расширение новых ядерных строек по-прежнему сдерживается высокими первоначальными капитальными затратами и существенными нормативными препятствиями. Даже в самых агрессивных сценариях, хотя ядерная генерация может увеличиться примерно на 50% к 2030 году и удвоиться к 2050 году, доля ядерной энергетики в общем балансе генерации электроэнергии, как ожидается, останется достаточно стабильной.
- Сети. Масштабные инвестиции. Инвестиции в сеть, скорее всего, потребуются независимо от скорости климатического перехода, учитывая растущие прогнозы общего потребления электроэнергии, особенно с новыми источниками спроса, такими как ИИ.
- Нефтедобыча. Сдержанные инвестиции. Нефтяные компании продолжают сталкиваться с давлением дисциплины капитала. Они извлекли урок из предыдущих циклов подъема-спада, чтобы быть более дисциплинированными в своих капиталовложениях, которые обусловлены долгосрочными прогнозами спроса и предложения, а не краткосрочными изменениями в политике.
- Оффшорный ветер. Сдержанные инвестиции. Из-за своих высоких требований к капиталу оффшорный ветер на 10–20% больше подвержен шокам от повышения стоимости, чем наземный ветер или солнечная энергия.
- Зеленый водород. Существенное сокращение инвестиций. Дестимулирующими факторами является отмена ряда субсидий, более высокие, чем ожидалось, затраты, неопределенность относительно спроса.
- Улавливание и захоронение углерода. Существенное сокращение инвестиций. В таких экономиках, как США, на долю которых приходится почти половина мировых инвестиций в улавливание углерода, основным «заказчиком» проектов CCUS является правительство, что делает сектор особенно уязвимым к изменениям в политике в области климата.
- Хранение энергии. Масштабные инвестиции. Хранение энергии является примером новой технологии, которая продолжает получать широкую политическую поддержку из-за того, что она обеспечивает другие экономические или политические выгоды. Она может помочь удовлетворить потребность в непрерывной генерации электроэнергии, необходимой для центров обработки данных, и устранить узкие места в подключении к сети за счет увеличения использования мощности существующих прерывистых источников энергии, таких как ветер и солнце.
Комментарий
Изучение доклада Bridgewater Associates «Неужели переход к "зеленой" энергетике прерван?» приводит нас к следующим выводам:
1. Как мы и отмечали в своих публикациях, энергопереход – это не замещение старых источников энергии новыми, а их дополнение на фоне растущего и меняющегося спроса. С начала 2000-х тема энергоперехода была избыточно политизирована, сейчас, когда политика меняется, приоткрывается истинное назначение и содержание энергоперехода. При этом надо помнить, что планетарный климатический фактор никуда не денется, и имеет смысл готовить фундаментальные мероприятия по адаптации к новому климатическому режиму, в т.ч. в энергетике.
2. Климатическая повестка форсировала появление новых энергетических технологий, сейчас пришло время более гармонично их использовать при формировании нового энергетического уклада. Энергетический переход не прерывается, он только переходит в другую фазу своего развития. На этой стадии поменяются принципы становления нового уклада, вместо деструктивной формулы «3D» (декарбонизация, децентрализация, дигитализация) пришло время «3С» (со-обеспечение, со-организация, со-развитие).
3. В энергопереходе важны не только источники энергии, а вся цепочка от присвоения сил природы до их превращения в полезную работу для потребителей. Необходимо обратить внимание на вызовы к энергетике, связанные с глубокой электрификацией отраслей экономики, масштабным развитием роботизации и ИИ, экономическим освоением ранее неосвоенных территорий, развитием транспортных систем нового поколения и т.д. Стратегически более надежны те инвестиционные решения в технологии новой энергетики, которые учитывают эту целостность и ориентируются прежде всего на новые потребительские практики.
Авторы доклада не дают четкого ответа на вопрос, поставленный в названии. Однако они фиксируют радикальное изменения политики энергоперехода в мире и связанных с этим настроений инвесторов. Мы же констатируем, что энергопереход не прерван, а только начался, он, вероятно, потеряет ярко «зеленую» окраску, но раскроется во многих других важных для развития человеческого общества аспектах.
Подготовлено АНО «Центр «Энерджинет» при поддержке Фонда НТИ и Минобрнауки России