Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Новая напасть: белое вещество на пляжах Анапы вместо мазута. Теперь пальмовое масло

Волонтеры, патрулирующие черноморской побережье 5 апреля обнаружили необычное вещество, растянувшееся на 10 километров. Вместо привычных черных мазутных пятен, оставшихся после крушения танкеров в Керченском проливе, на песке лежало что-то белое, напоминающее топленое сало. Фотографии быстро разлетелись по соцсетям, вызвав новые вопросы: что это и откуда оно взялось? Первые предположения о сорбенте для сбора нефти не подтвердились, и экологи склоняются к версии о пальмовом масле. Эколог Жора Каваносян, участвующий в ликвидации последствий экологического бедствия в Анапе с декабря 2024 года, напомнил, что подобные случаи уже были. В феврале 2024 года такие же сгустки находили близ поселка Веселовка на Тамани. Тогда местные жаловались на химический запах и связывали загрязнение с деятельностью терминала компании ЭФКО в порту «Тамань». Действительно, ЭФКО – крупнейший импортер пальмового масла в России, и через ее терминал проходит около 60% всего объема этого продукта в стране. В 2024 го
Оглавление

Волонтеры, патрулирующие черноморской побережье 5 апреля обнаружили необычное вещество, растянувшееся на 10 километров. Вместо привычных черных мазутных пятен, оставшихся после крушения танкеров в Керченском проливе, на песке лежало что-то белое, напоминающее топленое сало.

t.me/setisitolopata
t.me/setisitolopata

Фотографии быстро разлетелись по соцсетям, вызвав новые вопросы: что это и откуда оно взялось? Первые предположения о сорбенте для сбора нефти не подтвердились, и экологи склоняются к версии о пальмовом масле.

Эколог Жора Каваносян, участвующий в ликвидации последствий экологического бедствия в Анапе с декабря 2024 года, напомнил, что подобные случаи уже были. В феврале 2024 года такие же сгустки находили близ поселка Веселовка на Тамани. Тогда местные жаловались на химический запах и связывали загрязнение с деятельностью терминала компании ЭФКО в порту «Тамань».

-2

Действительно, ЭФКО – крупнейший импортер пальмового масла в России, и через ее терминал проходит около 60% всего объема этого продукта в стране. В 2024 году суд даже приостанавливал работу компании из-за нарушений природоохранного законодательства.

Однако в ЭФКО категорически отрицают причастность к новому инциденту. В компании заявили, что порт «Тамань» работает в штатном режиме и никогда не осуществляет сбросов сырья в акваторию, а причина выброса должна быть установлена в ходе независимого расследования.

Губительно для моря

Специалисты выдвигают несколько версий происшедшего. Первая – авария на судне, возможно, утечка произошла при транспортировке. Вторая версия – незаконный сброс, кто-то мог избавиться от испорченного или некондиционного масла. Третья версия – техническая неисправность при перевалке в порту.

Илья Рыбальченко, эксперт по экологическому регулированию, поясняет, что пальмовое масло образует пленку на воде, снижая уровень кислорода, что губительно для морских организмов.

Вениамин Голубитченко, член экосовета при главе Новороссийска, добавляет, что скорее всего это аварийная ситуация при перевозке, а течение и ветер разнесли масло вдоль побережья.

Росприроднадзор и природоохранная прокуратура уже взяли пробы, но результаты пока неизвестны.

Мазут еще не весь убран

Параллельно продолжается очистка пляжей от мазута – последствия декабрьской катастрофы еще не устранены. Напомним, что 15 декабря 2024 года в Керченском проливе затонули танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», вылив в море 9,2 тыс. тонн мазута.

-3

На 4 апреля собрано 154 тыс. тонн загрязненного песка, но работы продолжаются.

В январе 2025 года судно Yangon с полумиллиардом рублей испорченного пальмового масла на борту застряло в порту «Тамань» из-за ареста. Груз, загруженный в Индонезии, оказался непригодным. Позже запрет сняли, и судно ушло в сторону Сочи. Возникает вопрос – могло ли это масло попасть в море? Ответ пока остается открытым.

Сейчас важно дождаться результатов проб, которые должны прояснить ситуацию. Экологи настаивают на усилении контроля и ужесточении законов, регулирующих перевалку опасных грузов, чтобы подобные инциденты не повторялись. Пока Черное море продолжает страдать – сначала от мазута, теперь от пальмового масла.