Найти в Дзене

Известные азербайджанцы. Алекбер Тагиев: жизненный путь и творческое наследие

Алекбер Тагиев (азерб. Ələkbər Tağıyev; 28 апреля 1924, Гянджа — 16 апреля 1981, Баку)— выдающийся азербайджанский композитор, чье имя стало символом гармоничного сочетания национальных музыкальных традиций и современной композиторской школы. Его творчество отличается выразительными мелодиями, глубоким эмоциональным содержанием и оригинальным авторским почерком. Тагиев внес значительный вклад в развитие национальной музыки, расширив ее жанровые и стилистические границы. Родился композитор в 1924 году в азербайджанском городе Гянджа в многодетной малообеспеченной семье. Уже в 14 лет нужда заставила его устроиться на работу в секретариат судебных заседаний. Позже поступил во Всесоюзный заочный юридический институт, по окончании которого начал работать следователем в Гёйчае. Всего в органах прокуратуры проработал более 30 лет, дослужившись до должности начальника следственного отдела прокуратуры города Баку. Алекбер Тагиев родился в начале XX века в Баку — одном из главных культурных цент
Оглавление

Алекбер Тагиев (азерб. Ələkbər Tağıyev; 28 апреля 1924, Гянджа — 16 апреля 1981, Баку)— выдающийся азербайджанский композитор, чье имя стало символом гармоничного сочетания национальных музыкальных традиций и современной композиторской школы. Его творчество отличается выразительными мелодиями, глубоким эмоциональным содержанием и оригинальным авторским почерком. Тагиев внес значительный вклад в развитие национальной музыки, расширив ее жанровые и стилистические границы.

Родился композитор в 1924 году в азербайджанском городе Гянджа в многодетной малообеспеченной семье. Уже в 14 лет нужда заставила его устроиться на работу в секретариат судебных заседаний. Позже поступил во Всесоюзный заочный юридический институт, по окончании которого начал работать следователем в Гёйчае. Всего в органах прокуратуры проработал более 30 лет, дослужившись до должности начальника следственного отдела прокуратуры города Баку.

Ранние годы и образование

Алекбер Тагиев родился в начале XX века в Баку — одном из главных культурных центров Кавказа. Атмосфера многонационального города, где переплетались культуры Востока и Запада, оказала заметное влияние на его формирование как будущего композитора.

Музыкальные способности Тагиева проявились с ранних лет: он учился играть на таре и фортепиано, исполняя не только народную музыку, но и первые произведения западноевропейских классиков. Позднее он поступил в Бакинскую консерваторию (ныне Бакинская музыкальная академия), где изучал композицию и теорию музыки под руководством известных педагогов своего времени. Среди его учителей были ведущие азербайджанские композиторы, сумевшие передать ему основы национального музыкального искусства.

Творческий стиль и основные произведения

Уже с юных лет окружающие Алекбера люди замечали в нём музыкальные способности, но юноша избрал иной путь и занялся юриспруденцией. Однако отсутствие специального музыкального образования, не помешало ему в 1958 году сочинить свою первую песню «Гоншу гызы» («Соседка»), которая спустя год прозвучала в эфире Азербайджанского государственного телевидения в исполнении Зейнаб Ханларовой. Огромную помощь в становлении Алекбера Тагиева как композитора оказал известный музыкант Акиф Бакиханов. Впоследствии, Алекбер Тагиев сочинил около 2000 песен, большинство из которых хранятся нетронутыми в архиве сына композитора, и лишь более 200 песен были озвучены. Среди них такие известные и ставшие популярными песни, как «Арзу гызым» («Дочь моя, Арзу»), «Сене гурбан», «Истейирем герям сяни» («Хочу увидеть тебя»), «Сян Мушвигин йанында», «Сянь гяльмязь олдун» («Ты не пришла»). Его песни исполнялись такими известными азербайджанскими певцами, как Рашид Бейбутов, Шовкет, Алекперова, Сара Гадимова, Рубаба Мурадова, Зейнаб Ханларова, Ислам Рзаев, Флора Керимова, Ниса Гасымова, Мамедбагир Багирзаде, Фаиг Агаев. Из-за отсутствия музыкального образования Алекбер Тагиев так и не был принят в ряды Союза композиторов Азербайджана, но, несмотря на это, по настоянию известных в то время азербайджанского дирижёра Ниязи и композитора Тофика Гулиева Тагиев был избран членом Музыкального фонда СССР.

К творчеству Алекбера Тагиева возвращаются по сей день, его песни вошли в репертуар не только азербайджанских певцов, но и исполнителей за пределами Азербайджана. Мелодия популярной песни композитора «Сянь гяльмязь олдун» в новой аранжировке была исполнена на балабане азербайджанским музыкантом Алиханом Самедовым в Турции и на нае (флейте) известным молдавским наистом Константином Московичем, а также турецкой певицей Сибель Джан и российскими певицами Бьянка и Согдиана.

Стиль Алекбера Тагиева можно охарактеризовать как сочетание традиционных азербайджанских музыкальных форм (мугам, ашугская песня, народные пляски) и современных академических направлений. Он активно экспериментировал с гармонией и ритмикой, расширял рамки оркестрового письма, смело внедряя в партитуры национальные инструменты: тар, саз, нагара и другие.

Влияние и признание

Алекбер Тагиев принадлежал к поколению композиторов, которое сформировало музыкальный облик Азербайджана в советскую эпоху. Его имя ставят в один ряд с такими деятелями национального музыкального искусства, как Узеир Гаджибеков и Фикрет Амиров. Тагиев активно участвовал в концертной жизни страны, его произведения регулярно исполнялись на сценах Баку, Москвы и других городов СССР.

С годами его музыка обрела международное звучание: оркестры и солисты из зарубежных стран стали включать сочинения Тагиева в свои репертуары. Высокую оценку его творчеству дали многие выдающиеся деятели музыки и культуры.

Наследие и современное восприятие

После распада Советского Союза интерес к наследию композитора продолжил расти. Архивы его рукописей, сохранившиеся в Бакинской музыкальной академии и в фондах Национальной консерватории, были систематизированы и частично оцифрованы. Специалисты-музыковеды из Азербайджана, России, Турции и Европы изучают его стиль и влияния, публикуя научные работы, статьи и монографии.

В начале XXI века многие азербайджанские дирижеры, в том числе представители молодого поколения, стали активно включать в свои программы произведения Тагиева, возрождая интерес публики к классической национальной музыке. Перезапись его симфонической поэмы и концертов получила широкое распространение, а новые аранжировки и редакции сделали творчество композитора ближе современному слушателю.

Заключение

Алекбер Тагиев — одна из ключевых фигур азербайджанской академической музыки. Его вклад в развитие национальных традиций, смелые творческие эксперименты и глубокая связь с родной культурой позволили ему оставить заметный след в истории мирового музыкального искусства. Сегодня его произведения продолжают звучать на престижных сценах, вдохновляя исполнителей и слушателей своей яркой мелодичностью и эмоциональной силой.

Источники

  1. Ахундов, А. «История азербайджанской музыки». — Баку: Изд-во «Музыка», 1978.
  2. Гаджиева, Л. «Композиторская школа Азербайджана: преемственность и новаторство». — Баку: МФА, 1992.
  3. Мустафаев, Ф. «Симфонические традиции в творчестве азербайджанских композиторов». — Журнал «Музыкальное искусство», № 3, 2005.
  4. Официальный сайт Бакинской музыкальной академии: http://musicacademy.az (архивная копия).