Парламент Эстонии на следующей неделе рассмотрит законопроект, позволяющий ВМС топить "опасные" торговые суда, сообщает телерадиокомпания ERR.
"Силы обороны могут получить право применять силу для укрепления морской безопасности. В крайнем случае, будет предоставлено право потопить опасное гражданское судно", — говорится в материале.
Топить суда предлагается в том случае, если "отразить угрозу другими мерами невозможно или это невозможно сделать своевременно". При этом право открывать огонь на поражение у эстонских моряков будет не только в территориальных водах, но и в исключительной экономической зоне.
"Это должно дать нам возможность действовать не только в территориальном море, то есть в 12 морских милях, которые есть у нас и у любой другой страны от берега и островов, но и в исключительной экономической зоне", — заявил глава парламентской комиссии Эстонии по государственной обороне Калев Стойческу.
Ранее заместитель командующего ВМС страны Йохан-Элиас Сельямаа заявил, что военно-морской флот Эстонии будет принимать меры против судов, которые якобы представляют опасность для инфраструктуры Балтийского моря, даже если они находятся в международных водах.
Ранее премьер-министр Эстонии Кристен Михал сообщил, что правительство страны одобрило увеличение расходов на оборону до как минимум пяти процентов ВВП в 2026 году. По его словам, минобороны Эстонии разрабатывает долгосрочный финансовый план, который будет представлен правительству в апреле. Среди прочего Эстония намерена построить 12 кораблей.
Ротация кораблей
Эстония хочет добиться от союзников по НАТО ротационного присутствия кораблей альянса в Балтийском море, заявил министр обороны страны Ханно Певкур в интервью телерадиокомпании ERR.
По данным телерадиокомпании, НАТО направит в Балтийское море около десяти дополнительных кораблей для охраны подводной инфраструктуры. Эта операция, как ожидается, начнется в ближайшие дни и продлится, как минимум, до апреля.
"В НАТО есть договоренность, что страны Балтийского моря будут совместно руководить Центром морских операций для защиты Балтийского моря. На первых порах основную ответственность на себя возьмет Германия. В настоящее время ведутся переговоры о том, можно ли и как подключить Швецию и Польшу, чтобы начать ротацию, как это происходит в случае с воздушным наблюдением", – отметил он.
По данным ERR, на этой неделе Певкур также планирует внести на рассмотрение правительства законопроект о расширении полномочий ВМС Эстонии в ответ на возможный саботаж.
"Это означает, что ВМС будут иметь право вмешиваться и в экономических водах", – добавил министр.
Линия электропередачи EstLink 2 между Финляндией и Эстонией отключилась 25 декабря, сообщала финская электросетевая компания Fingrid. Полиция Финляндии подозревает, что судно Eagle S под флагом Островов Кука якорем перерезал электрокабель EstLink 2 между Финляндией и Эстонией и повредил четыре кабеля связи. Финская таможня бездоказательно утверждает, что судно Eagle S якобы причастно к перевозке российских энергоресурсов.
Четыре подводных телекоммуникационных кабеля вышли из строя 25 и 26 декабря. Три из них проложены между Финляндией и Эстонией, а один кабель связывает Финляндию с Германией.
Правоохранители расследуют дело как причинение вреда при отягчающих обстоятельствах. Руководством уголовного расследования занимается Центральная криминальная полиция Финляндии.
Плановый визит
Три корабля 1-й постоянной военно-морской группы НАТО в рамках запланированного визита в пятницу прибыли в Таллин, сообщила пресс-служба эстонских Сил обороны.
"В Таллин прибыли корабли 1-й постоянной военно-морской группы НАТО - голландский фрегат и флагман группы Tromp, датский фрегат Esbern Snare и норвежский танкер Maud",- говорится в сообщении.
Посещение Таллина позволит экипажам кораблей получить передышку для подготовки к выполнению следующих задач и пообщаться с эстонскими коллегами. На следующей неделе корабли 1-й постоянной военно-морской группы НАТО отправятся в Финляндию, где примут участие в международных военно-морских учениях "Ледяные ветры 22".
В последний раз корабли 1-й постоянной военно-морской группы НАТО посещали Эстонию в июле этого года и провели учения по взаимодействию с катерами обороны ВМС Эстонии и авиацией ВВС.
Группы военно-морских сил НАТО находятся в постоянной готовности. Группировки ВМФ способны вести операции как в мирное, так и в военное время и обеспечивать своими действиями присутствие союзников и постоянный высокий уровень готовности к реагированию.
Меры против судов, угрожающих Балтике
Военно-морской флот Эстонии будет принимать меры против судов, которые представляют опасность для инфраструктуры Балтийского моря, даже если они находятся в международных водах, заявил заместитель командующего ВМС страны Йохан-Элиас Сельямаа.
Ранее телерадиокомпания ERR сообщила, что парламентская комиссия Эстонии поддержала поправки в законодательстве, которые разрешат военным реагировать на угрозы с применением силы в морской исключительной экономической зоне.
"При наличии угрозы того, что они (суда - ред.) собираются разрушить критически важную инфраструктуру, мы будем вынуждены вмешаться", - заявил Сельямаа, его слова приводит агентство Рейтер.
Он добавил, что это будет распространяться и на "международные воды".
Линия электропередачи EstLink 2 между Финляндией и Эстонией отключилась 25 декабря, сообщила ранее финская электросетевая компания Fingrid. Полиция Финляндии подозревает, что судно Eagle S под флагом Островов Кука якорем повредило кабель EstLink 2. Финская таможня бездоказательно утверждает, что судно Eagle S якобы причастно к перевозке российских энергоресурсов. Правоохранители расследуют уголовное дело о причинении вреда при отягчающих обстоятельствах. Руководит расследованием центральная криминальная полиция Финляндии.
Еще три подводных телекоммуникационных кабеля между Эстонией и Финляндией вышли из строя 26 декабря. Два кабеля, принадлежащих телекоммуникационной компании Elisa, были разорваны, а один кабель, компании Citic Telecom, поврежден.
Сбор для судов
Глава Минобороны Эстонии Ханно Певкур призвал ввести для ищущих через Балтику судов отдельный сбор, который покрывал бы траты на защиту подводных кабелей.
"Например, когда вы едете в аэропорт... вы платите аэропортовый сбор, который входит в стоимость билета... Поэтому однажды, возможно, мы станем свидетелями того, что при прохождении через Датские проливы (судоходные - ред.) компании будут платить этот сбор, который, по сути, является страховым взносом за повреждение кабелей", - сказал Певкур в интервью Рейтер.
Глава оборонного ведомства заявил, что власти изучают разные варианты, странам нужно будет прийти к общему решению.
Инциденты с повреждением кабелей в Балтийском море происходили в конце прошлого года. Официальный представитель МИД Мария Захарова отмечала, что любые спекуляции якобы российском следе в этой истории нацелены на то, чтобы помешать экспорту российской нефти и произвольно ограничить судоходство в регионе.
Жесткое заявление
Президент Белоруссии Александр Лукашенко на фоне угроз стран Запада и Балтии арестовывать грузы на Балтике заявил, что Белоруссия будет сопровождать эти грузы военными кораблями.
"Обсуждали мы с Путиным (президентом России Владимиром Путиным - ред.) и вот эти запугивания, что мы тут будем арестовывать на Балтике, эти грузы. Я говорю, ну что, Владимир Владимирович, остается одно - будем сопровождать военными кораблями. А как иначе?", - сказал Лукашенко, выступая в Совете Федерации.
Ранее издание Politico написало со ссылкой на неназванных дипломатов, что страны Евросоюза, имеющие выход к Балтике, разрабатывают юридические меры, которые позволят им проводить массовые задержания в море нефтяных танкеров, якобы связанных с Россией. В частности, предлагается обосновывать захват судов экологическими причинами или подозрениями в пиратстве. Также обсуждается создание списка страховщиков, с полисами которых судно может проходить через Балтийское море.
«Неуязвимы для русских ракет». США скрывают подо льдами Гренландии «Лагерь века»: правда о нем вскрылась лишь сейчас
Этот популярный советский фильм проклял папа римский. Все из-за одного персонажа, сыгранного украинцем