"... Утречком ранним ... народ в «рыгаловку». Это такая мрачная, ободранная комната, где ничего нет, кроме длинного металлического корыта, вмурованного в цементный пол, с рядами лавок с двух (сторон). Каждому «алконавту» дают два стакана... По команде все дружно пьют водку, а врач под руку произносит свои фразы – заклинания:
- Я пью водку, мне она противна…она вызывает отвращение…я больше никогда не буду…меня тошнит…
(М.Чайковский. "Как Володя в ЛТП побывал").
В ту ночь, когда Валентина осталась ночевать в гостинице и смогла задремать только под утро, проверяющие так и не приехали. Ей позвонили рано утром и сказали, что визит гостей переносится на конец декабря. Иными словами, высокое начальство, теперь уже примерно в количестве шестнадцати человек, приедет праздновать Новый год, и покоя в праздничные дни никому точно не будет.
Валентина позвонила на работу своему родственнику, начальнику ИТК, Денису Ивановичу, рассказала, что больше на ночь в гостинице оставаться не будет, пока не заменят дверь. Такая дверь, что имеется в наличии сейчас, даже под напором ветра ходуном ходит, по коридору сквозняк гуляет. Здоровому мужику ее можно спокойно выбить вместе с дверной коробкой, что, вероятно, и было уже проделано. Денис Иванович распорядился - и через день в гостинице установили прочную дверь, на новую дверную коробку. Врезали хороший замок и, заодно, сделали большой металлический крючок, для того, чтобы сотрудникам гостиницы было поспокойнее. Все-таки, дверь открывалась внутрь помещения. С хорошим запором шансов повредить ее или выбить было намного меньше.
Гостиница была рассчитана на двенадцать номеров. Половина номеров были двухкомнатными и трехместными: в первой комнате стоял раскладной диван, а, во второй -находилось по две односпальных кровати. Еще шесть номеров были однокомнатными и одноместными. Но туда, при необходимости, можно было поставить раскладушку. Таким образом, в гостинице могло поселиться сразу человек тридцать. Но такого количества постояльцев сразу, как рассказывали старожилы, в ней отродясь не бывало. Туалет и душевая комната располагались отдельно, в самом конце коридора.
Давайте пока проследуем дальше по той самой дороге, которая шла через поселок Отрадное, и уходила еще на три десятка километров. Она вела в тупик. В этом самом тупике располагался совсем небольшой поселок, а в нем - лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) для больных алкоголизмом и наркоманов. Это тоже огороженная высоким забором и охраняемая территория. Были в этом поселке и жилые трехэтажные дома, и большой магазин.
Мы, приезжая туда в составе суда, не раз бывали и в помещении, которое лечащиеся называли прозаически : "рыгательный зал". Там все было не так мрачно, как в том отрывке, который я привела выше. Это было удивительное место. Стены оформлялись руками талантливых самородков, которые побывали здесь на лечении. На трех стенах большой комнаты располагались персонажи, срисованные с картин известных художников: Царевна-лебедь, Пан и Демон, написанные довольно близко к оригиналу, но большего размера, персонажи русских народных сказок, красивые пейзажи. В основном, это были сопки и пасущиеся в разное время года олени. Вместо табуреток и лавок были расставлены пеньки, раскрашенные под березовые, тоже, как из сказки. У четвертой стены был сделан большой бар, со множеством полок и с огромным количеством бутылок разной формы, размера и цвета, в том числе, с этикетками на иностранных языках. О том, что комната эта непростая, говорила куча чистых эмалированных тазиков, притулившаяся сбоку барной стойки.
Останавливаться подробно на схеме проведения процедур я не стану. Тем более, что в приведенном выше отрывке литературный персонаж по имени Володя примерно описал ее, на мой взгляд, чуть сгустив краски.
Один из наших знакомых как раз в то время не мог побороть вредную привычку и все мечтал, чтобы ему имплантировали известный французский препарат "Эспераль", о котором в то время ходили фантастические слухи. Врачи в ЛТП рассказывали, что его применяли для лечения лиц с тяжелой стадией алкоголизма. Принцип его действия заключался в усилении симптомов похмелья, на фоне чего у зависимого формируется отвращение к спиртному. Проводится имплантация таблеток под кожу с помощью вшивания. Срок действия препарата — до 5 лет. Конкретные сроки и дозировки подбирались индивидуально лечащим врачом на основании желания пациента и состояния здоровья. Предполагалось, что алкоголь больше ни в каком виде в организм не попадет, употреблять нельзя было даже конфеты с ликером, спиртовые аптечные настойки, квас, забродившие соки и т.п. .
Уже сейчас, в интернете, по этому вопросу я нашла интересный комментарий от человека, который работал в 80-х годах с этим препаратом. Сохранена орфография источника. Возможно, кому-то из Вас это тоже будет интересно:
"Я не знаю, кто обозначил 10 мелких таблеток во флаконе названием "капсула". По факту, эти 10 таблеток никакую капсулу не напоминают. Лежат в стеклянном флакончике, прикрытые ваткой. Когда необходимо больному с хроническим алкоголизм имплантировать под кожу эти таблетки, то, чаще всего, выбирают место под лопаткой, реже, на передней брюшной стенки ниже пупка. Под местной анестезией выполняется разрез кожи, в просвет раны высыпают эти таблетки и рану зашивают двумя - тремя швами. После заживления кожной раны прощупывается инфильтрат в месте имплантации данного средства. Один раз, по просьбе знакомого нарколога, его товарищу пришлось удалять таблетки "Эспераль", уж больно товарищу снова захотелось попьянствовать. Таблетки под кожей обрастают соединительно - тканной капсулой и становятся очень рыхлыми.
В результате, вместо обычного алкогольного опьянения человек, употребивший спиртное, должен испытать неприятные ощущения, сходные с тяжелым похмельем: головную боль, тошноту, тремор, учащенное сердцебиение, страх смерти. Это должно вызвать условно-рефлекторное отторжение от употребления алкоголя."
И еще одно интересное пояснение с медицинского сайта в интернете:
"Следует четко отделить установку капсулы "Эспераль" (или другой, содержащей дис....рам) от понятия "кодирование от алкоголя". "Кодирование" -- это сомнительный процесс "лечения от алкоголизма" с использованием, в лучшем случае, внушения и гипноза, а в худшем - воздействием всякого рода магических амулетов, лазерных лучей и "заряженного" сахара. Алкоголик, начинающий пить после "кодировки", не рискует ничем. "Зашитый" же рискует "заработать" энцефалопатию, инсульт, инфаркт, а то и умереть от первой же рюмки".
Врачи в ЛТП рассказывали, что "Эспераль" иногда имплантировали и в ягодицу. Перед этим пациента, конечно, тоже тщательно готовили, чтобы организм максимально очистился от алкоголя, давали возможность оценить предполагаемые последствия такого шага:
"Интересно было наблюдать, как некоторые люди вели себя после этой операции. Конечно, сидеть поначалу было больно, и они трогали перевязанную рану, как будто хотели убедиться, что таблетки находятся на своем месте, старались это место оберегать."
Прошу заметить, что все вышесказанное о препарате "Эспераль" - это мнение только некоторых лиц, которое, как я поняла, не является истиной в последней инстанции. Есть и другие специалисты, которые думают об этом препарате несколько иначе. Вероятно, каждый судит с высоты собственного опыта.
Врачи рассказывали :
- Пациенты в ЛТП живут в комнатах, рассчитанных обычно на 12 человек, кровати там двухъярусные. При хорошем поведении могут предоставить свидание с родственником, но домой никого не отпускают, это возможно только в самом крайнем случае, например, когда умирает кто-то из близких. Тогда могут дать "отпуск" - 10 дней. Но ничем хорошим он обычно не заканчивается, для лечения- это огромный шаг назад.
- Иными словами, человек уехал трезвым, а когда возвращается назад, то все лечение приходится начинать сначала?
- Часто это так и есть.
Попадали граждане в ЛТП по решению суда, выпускали их оттуда также решением суда. Некоторым лицам, которые нарушали режим, не выполняли указания врачей, конфликтовали с администрацией и другими лечащимися, отказывались от работы , - продлевали срок пребывания в профилактории.
К сожалению, иногда недобросовестные сотрудники профилактория пользовались тем, что от их решения зависит судьба других людей, и пытались сводить счеты с неугодными. Это случалось редко, но имело место быть. Например, как-то было отказано в освобождении по окончании срока лечения одному молодому мужчине, который был отличным плотником и столяром. Как говорят, у человека были золотые руки. Его просто не хотели отпускать из-за его профессиональных качеств, что-то он там кому-то еще не доделал.
Второй раз, на моей памяти, было дважды отказано в освобождении по окончании срока лечения одному приятному мужчине среднего возраста. Он ушел в запой и попал в ЛТП после развода с женой. Так бывает очень редко, но именно в ЛТП он познакомился с женщиной-медиком и стал с ней встречаться. Это было взаимное чувство, и все бы могло сложиться у влюбленных хорошо. Да только ее бывший муж работал в ЛТП на одной из руководящих должностей. Когда гр-ну Борисову, который полностью прошел курс лечения, отказали в возможности выйти из ЛТП второй раз, по надуманной причине, его подруга буквально ворвалась в кабинет, где заседал суд, и устроила большой скандал. Ее поддержали и некоторые другие сотрудники профилактория. В результате, Борисова все же освободили, он вернулся в свой поселок. Через некоторое время к нему присоединилась и его избранница. Ее бывшего мужа - самодура приструнили, но он так и остался работать на своем месте.
Нужно сказать, что определенный процент "вылечившихся граждан" снова возвращался в профилакторий, для проведения нового курса лечения. Некоторые умудрялись попасть туда пять или шесть раз.
Возможно, еще и поэтому ту самую дорогу, которая начиналась у основной трассы, проходила через пос.Отрадное и заканчивалась в ЛТП, называли "дорогой призрачной надежды".
Одним из граждан, которому в свое время по "большому блату" и по большому секрету был вшит препарат "Эспераль", был участковый инспектор Сергей Олегович Горохов. Это случилось лет за пять до описываемых мною событий, когда ребром встал вопрос о его увольнении из органов за систематическое злоупотребление спиртными напитками и появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Кто-то из руководства решил дать ему шанс и через своих знакомых помог ему расстаться с вредной привычкой. Несколько лет Горохов отважно работал в горотделе, ничего из спиртного в рот не брал и даже не нюхал. Но, как говорят, бывших алкоголиков не бывает. У него внезапно случился срыв, и он снова ушел в запой. Поэтому его отправили из города, подальше с глаз, в пос. Отрадное, где ему следовало, по указанию начальства, привести себя в порядок и еще раз попытаться избавиться от вредной привычки, уже известным способом. Иначе, как пригрозило руководство, его уволят из правоохранительных органов и отправят в ЛТП на лечение.
Сам же Сергей Олегович почему-то решил, что "танки грязи не боятся", и он вполне может на некоторое время расслабиться, попить водочки, раз уж у него теперь такая замечательная непыльная работа, на которой он точно не перерабатывается. Тем более, такие хорошие праздники впереди: 7 ноября, Новый год! А уж потом он за себя точно как возьмется... Поэтому Сергей Олегович понемногу осмелел, начал покупать в магазине спиртное, но, до поры до времени, старался выпивать один, во избежание всяких слухов и неприятных для себя последствий.
Конечно, участковый Горохов тоже был предупрежден о том, что в конце декабря приедут проверяющие. И этот их приезд может стать ... серьезной проверкой четкой работы всех поселковых служб, в том числе, и его собственной. Если Горохов и заволновался, то совсем не надолго.
Горохов считал себя человеком честным, прямым, умным, амбициозным и невероятно хитрым. Полагал, что обладает проницательным взглядом, которого боятся всевозможные нарушители, и от которого робеют женщины, поэтому и обходят его стороной. Иначе, чем же объяснить, что до сих пор ему не удалось создать свою семью? А ведь ему скоро сорок лет, уже не мальчик!
Иногда, размышляя о своей жизни, участковый инспектор Горохов на какое-то мгновение признавал, что он до сих пор не создал семью по его собственной вине. Но тут же у него в уме возникала целая куча причин, его оправдывающих (как и у уже известного нам Виталия Филипповича) и позволяющих переложить собственную вину на кого-нибудь другого. В итоге, Горохов всех женщин, которых он знал, поделил на три основные группы : глупые, стервозные и трусливые. И все они Горохова избегали.
Приехав в пос.Отрадное, он лелеял надежду найти ту женщину, которая была бы исключением. Он побывал в разных организациях, представился, познакомился с местными жителями, сходил в гости к некоторым лицам из имеющегося у него списка и пришел к выводу: холостяков в поселке почти нет, а достойных мужчин среди них - еще меньше. Но, вот женщин, желавших создать семью, было достаточно.
Однако, его внимания достойны только две особы в этом поселке: массажистка из санатория, Анна Захаровна, и администратор гостиницы, Валентина Снежок.
"А что? Обе - не замужем, обе - красавицы, ни с кем не встречаются, тихие, спокойные, не курят, не пьют. А что касается остального... Как там говорят у нас в стране? Чужих детей не бывает!"
Продолжение следует…
Имена участников и некоторые обстоятельства событий изменены. Любое совпадение считать случайным.
Этот текст был впервые опубликован на моем канале "Лана Орловская. Солнце на парусах" на платформе "Яндекс Дзен" 03.05.2025 года. Копирование или иное использование текста, в том числе, его озвучка, без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО.
-