Художественный фильм «Мальчишку звали капитаном», был снят на Одесской киностудии, вышел в прокат в 1974-м году. Основан на реальных событиях, которые происходили в Одессе в 1941 году.
В августе город был на 73 дня (с 5 августа по 16 октября) оккупирован немецко - румынскими фашистами.
На смену регулярным частям Красной Армии и Военно-Морского Флота, которые героически защищали Одессу, пришли бойцы «невидимого» фронта: в борьбу с нацистами вступили разведчики, подпольщики, партизаны и многие советские патриоты, для которых свобода и судьба Родины были превыше всего. Помогая советским защитникам города отойти с последних рубежей, подпольщики и партизаны скрывались в каменоломнях — разветвленной сети подземных галерей, оставшихся от многолетней вырубки камня-ракушечника. Катакомбы простирались не только под самим городом, но и на десятки километров вокруг.
Спустя 25 лет после освобождения Одессы, в 1969 году, на месте старейших Нерубайских катакомб будет создан музей.
Одесса была оккупирована, но немецкие и румынские оккупанты никогда не были полновластными хозяевами в городе – не помогал даже жесточайший террор против мирного населения, виселицы на улицах и карательные акции против подпольщиков. Самое страшное место представлял собой Александровский проспект — там повесили примерно 400 мирных горожан. После войны, в массовых захоронениях нашли тела более 22 тысяч убитых.
Яша Гордиенко - главный герой фильма, юный партизан - разведчик, руководитель группы в партизанском отряде Молодцова - Бадаева. Его великолепно сыграл Борис Зайцев, непрофессиональный актер, это была его единственная роль, впрочем и другие актеры - подростки сыграли в фильме в первый и последний раз.
При просмотре фильма ощущается реальность войны, и того страшного времени, и невольно задумываешься, а ведь эти ребята, по сути ещё дети, на самом деле были, учились, влюблялись, думали о будущем…
Но война всё оборвала, и их имена останутся в памяти благодаря таким фильмам, книгам, и мемориальным плитам, которые дай бог останутся, не снесут, и переживут нынешние сложные времена.
Последнее письмо Яши :
Я не боюсь смерти. Я умру, как подобает патриоту.
Прощайте, дорогие. Пусть батька выздоравливает, этого я хочу. Прошу только не забывать про нас и отомстить провокаторам. Передайте привет Лене.
Целую всех крепко-крепко. Не падайте духом. Крепитесь. Привет всем родным.
Победа будет за нами.
27.07.42 г.
Яша».
На многих сайтах соседнего нам государства пишут, что Яша Гордиенко был создан советской пропагандой, и входит в «список полумифических детей-героев», и что кроме его фотографии, писем из тюрьмы, и тельняшки, в которой он был на суде, ничего не осталось как от человека. А разве этого мало?! Больно и противно такое читать, ведь была жива родная сестра, которая жила в Одессе, и дала интервью КП (комсомольской правде) в 2011 году. Есть музей в катакомбах, где хранятся письма, личные вещи. Как можно назвать ребёнка, над которым издевались, и убили фашисты «полумифическим»?! Которого мать с сестрой ночью нашли и откопали из ямы, где была куча таких же замученных и убитых. А потом каждый день делали небольшой холмик над могилой, чтобы найти место захоронения.
Из воспоминаний сестры Яши Гордиенко, Нины Яковлевны ( odesskiye.info) 2021г. :
Когда началась война, мне было 12 лет, а моим братьям – Яше и Алексею – 16 и 19, Ребята сразу же ушли в партизанский отряд Владимира Молодцова-Бадаева разведчиками. Мы тогда с родителями жили на Нежинской, 75, а братья – в другой коммунальной квартире в этом же доме. Одну из комнат занимал коммунист, член партизанского отряда Петр Бойко-Федорович, оказавшийся предателем.
Когда братья оказались в тюрьме, Нина регулярно носила им передачи, однажды сестра принесла передачу старшему Алексею, но ее не приняли: сказали, что его отправили на принудительные работы. Только много лет спустя, Нина Яковлевна узнала, что старший брат в этот день был расстрелян за попытку побега.
Из воспоминаний Нины Яковлевны :
31 июля, когда я пришла к тюрьме, передачу не приняли... «Их вчера вечером расстреляли», – сказала мне жена заместителя командира партизанского отряда. Я прибежала домой, кричу: «Мама, папа! Яшу расстреляли».
А вечером мы с мамой пробрались на стрельбищное поле, между Вторым Христианским кладбищем и первой станцией Черноморки, раскопали свежий ров и нашли тело брата. Перед расстрелом им завязывали руки и ноги, мы распутали веревки, мама сняла с себя сорочку и обернула тело Яши. Чтобы наметить место захоронения тела, мы нагребли руками холмик. Но румыны всякий раз его разравнивали, мы боялись, что не найдем потом его могилу.
Рассказывая о войне, об ужасах фашистского режима, Нина Яковлевна не могла сдержать слез. Некоторые свои мысли она сопровождала укорами в сторону властей, которые уделяют недостаточно внимания вопросами памяти одесситов, павших во имя мира.
Нина Яковлевна Гордиенко-Стамикосто умерла 28 августа 2020 года
Вернешься — ты будешь героем,
ты будешь бессмертен, иди! —
И стало тревожно, не скрою,
и что-то кольнуло в груди,
и рухнул весь мир за плечами:
полшага вперед — и в века…
Как это непросто — в молчанье
коснуться рукой козырька,
расправить шинельные складки,
прислушаться к дальней пальбе,
взять светлую сумку взрывчатки
и тут же забыть о себе…
Стихи Григория Пожиняна, участника событий в Одессе в августе 41, один из немногих моряков - разведчиков, кто выжил в боях за водозаборную станцию. На основе этих событий он напишет сценарий к фильму «Жажда».