Военка. российское и зарубежное военное обозрение. 7 апреля 2025 г. - Недавно опубликованные спутниковые снимки демонстрируют значительный прогресс в строительстве большого десантного корабля «Иван Рогов» на судостроительном заводе «Залив» в Керчи, в Крыму.
Это судно, одно из двух запланированных в рамках российского проекта 23900, строится с целью укрепления потенциала ВМФ России, а головной корабль приближается к критической стадии разработки.
На снимках, сделанных в середине марта и представленных различными аналитиками информации по открытым источникам, запечатлен корпус длиной до 220 метров и шириной до 40 метров, что свидетельствует о быстром прогрессе, поскольку на более ранних фотографиях от июля 2024 года был виден только начальный каркас.
Разработка десантного корабля проекта 23900 последовала за отменой в 2014 году контракта 2011 года, по которому Франция должна была поставить России два десантных корабля класса «Мистраль», впоследствии заблокированного из-за западных санкций. В ответ Россия инициировала внутреннюю программу по производству собственных десантных кораблей под руководством Зеленодольского проектно-конструкторского бюро в составе судостроительной корпорации «Ак Барс». Первоначальные предложения, известные как «Лавина» и «Прибой», были показаны на оборонной выставке «АРМИЯ-2015» Крыловским государственным научным центром и Невским проектно-конструкторским бюро, но в конечном итоге не были выбраны. Вместо этого появился новый проект, сочетающий элементы этих более ранних предложений с особенностями класса «Мистраль», который был официально представлен во время визита президента Владимира Путина в Севастополь в январе 2020 года. Контракт на два судна («Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко») был подписан Министерством обороны России в мае 2020 года на сумму около 100 миллиардов рублей, а строительство началось в июле того же года на судостроительном заводе «Залив»
Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!
«Иван Рогов» был заложен 20 июля 2020 года. Проект класса проекта 23900 отражает структурный отход от традиционных десантных кораблей советской эпохи к гибридной платформе, которая поддерживает десантные операции, десантные и командные функции. Судно предназначено для поддержки крупномасштабных морских операций непосредственно с моря, поскольку его архитектура позволяет осуществлять вертикальное и горизонтальное развертывание войск с использованием вертолетов, беспилотников и десантных судов. Корабли также предназначены для использования в качестве командных центров для совместных операций, проецируя силу в закрытых или полузакрытых морях, таких как Черное море. В то время как «Иван Рогов» проходит видимую достройку, статус «Митрофана Москаленко» остается нераскрытым для общественности, хотя, как сообщается, он все еще находится в стадии строительства. Ранее Министерство обороны России указывало, что оба корабля будут доставлены к 2026–2027 годам, хотя эти сроки сместились.
Иван Рогов имеет предполагаемое полное водоизмещение 40 000 тонн, что делает его крупнейшим военным кораблем, построенным Россией со времен Холодной войны. Ожидается, что он будет перевозить до 900 морских пехотинцев и 75 бронемашин, и может высаживать от трех до четырех небольших десантных кораблей классов «Серна», «Дюгонь» или «Цапля» с внутренней палубы. Оснащенный доком и ангарной палубой, он может вместить авиакрыло включающем до 30 вертолетов и четырех БПЛА, включая Ка-27 для противолодочной борьбы, Ка-29 для транспортировки, Ка-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, Ка-52К для разведки и атаки и, возможно, будущие модели Ка-65. Также ожидается, что он будет работать с беспилотными надводными судами, такими как «Тайфун» и «Сканда», что усилит его возможности по борьбе с подводными лодками и минами. Согласно публичным и российским источникам в обороне, эти автономные системы предназначены для самостоятельного обнаружения и нейтрализации мин, что снижает зависимость от вспомогательных судов траления. Кроме того, российские источники предполагают, что судно может интегрировать до четырех беспилотных ударных беспилотников Sukhoi S-70 «Охотник-Б», что потенциально дает ему уникальную возможность дальней разведки и атаки.
Пропульсивная система представляет собой конфигурацию CODAG (комбинированная дизельно-газовая), состоящую из двух дизельных двигателей 16D49 мощностью 5 МВт каждый и двух газовых турбин M90FR, генерирующих 21 МВт каждая. Это обеспечивает максимальную скорость 22 узла и предполагаемую дальность плавания 6000 морских миль. Ожидается, что автономность судна составит до 60 дней. Оборонительное вооружение включает одну 100-мм морскую пушку A190, три системы ближнего боя «Каштан» и два зенитных ракетных комплекса «Панцирь-М». Сообщения также предполагают возможность интеграции крылатых ракет «Калибр», хотя это остается неподтвержденным. Радиоэлектронная борьба и коммуникационные комплексы корабля остаются засекреченными, но российские источники указывают, что платформа предназначена для использования в качестве полноценного командного центра в составе военно-морской оперативной группы.
С полным водоизмещением до 30 000 тонн он затмевает «Москву», бывший флагман Черноморского флота России, затонувший в апреле 2022 года. Длина крейсера составляла 186 метров, а водоизмещение — 11 490 тонн, что делает «Ивана Рогова» значительно более крупной и универсальной платформой.
Что выделяется в этом развитии, так это темпы строительства. Менее года назад зарубежные аналитики поделились спутниковыми снимками, показывающими корпус «Ивана Рогова» в младенчестве, когда на объекте «Залив» формировался только основной скелет.
Теперь корабль, похоже, близок к структурному завершению, и этот подвиг ставит под сомнение эффективность всевозможных ограничений и санкций на возможности российского судостроения. Судостроительный завод «Залив», расположенный на восточной окраине Крыма, исторически был ключевым местом для советских и российских военно-морских проектов, но его производство в последние годы было затруднено западными санкциями, направленными против российской оборонной промышленности.
Эти ограничения ограничили доступ к передовым технологиям, материалам и финансированию. Тем не менее, быстрый прогресс предполагает либо замечательную адаптацию со стороны российских инженеров, либо перераспределение ресурсов, которое бросает вызов внешним ограничениям.
Это достижение особенно поразительно, если смотреть через технологическую призму. Строительство корабля такого масштаба требует сложной координации — изготовления стали, сварки, интеграции двигательных систем — и все это с учетом сбоев в цепочке поставок.
Исторически российский флот в значительной степени опирался на подводные лодки и надводные корабли, уделяя меньше внимания десантным операциям. Советские десантные корабли класса «Иван Рогов», построенные в 1970-х годах и выведенные из эксплуатации к 2000-м годам, были намного меньше, водоизмещением всего 14 000 тонн и имели на борту четыре вертолета.
Новый проект 23900 знаменует собой скачок вперед, отражая уроки современных конфликтов, где быстрое развертывание войск и поддержка с воздуха оказались решающими.
Уважаемые читатели, друзья, прошу вас подписаться на Дзен- канал ВОЕНКА Вы очень поддержите и поможете развитию проекта. Спасибо вам огромное!
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья!