Найти в Дзене
Киноторий

Топ фильмов 2024 года: фантастика, мистика и апокалипсис

Этот год принес множество долгожданных сиквелов и неожиданных возвращений — от масштабных блокбастеров вроде «Дюны» до приятных сюрпризов. Если что-то из нашего списка вы не успели посмотреть в кино — возьмите это на заметку для вечернего просмотра. Обычно фаворита нашего голосования можно предсказать заранее, но 2024-й оказался исключением. В борьбе за звание лучшего фильма года почти наравне сошлись целых четыре картины, а победитель определился с разницей всего в два голоса. Результат наверняка кого-то удивит, кого-то разочарует, а кого-то обрадует — но мы в редакции решили сохранить выбор наших авторов. И не зря. Франшиза "Планета обезьян" всегда оставалась социальной фантастикой, где разумные приматы служили метафорой человеческих проблем. Однако "Новое царство" не дотягивает до уровня лучших частей серии — классического оригинала и трилогии о Цезаре. Режиссёр Уэс Болл (нет, это не тот Болл) создал скорее увлекательное фэнтези-приключение о кровавых завоевателях и мести героя, у
Оглавление

Этот год принес множество долгожданных сиквелов и неожиданных возвращений — от масштабных блокбастеров вроде «Дюны» до приятных сюрпризов. Если что-то из нашего списка вы не успели посмотреть в кино — возьмите это на заметку для вечернего просмотра.

Обычно фаворита нашего голосования можно предсказать заранее, но 2024-й оказался исключением. В борьбе за звание лучшего фильма года почти наравне сошлись целых четыре картины, а победитель определился с разницей всего в два голоса. Результат наверняка кого-то удивит, кого-то разочарует, а кого-то обрадует — но мы в редакции решили сохранить выбор наших авторов. И не зря.

Планета обезьян: Новое царство

Кадр из фильма "Планета обезьян: Новое царство"
Кадр из фильма "Планета обезьян: Новое царство"

Франшиза "Планета обезьян" всегда оставалась социальной фантастикой, где разумные приматы служили метафорой человеческих проблем. Однако "Новое царство" не дотягивает до уровня лучших частей серии — классического оригинала и трилогии о Цезаре. Режиссёр Уэс Болл (нет, это не тот Болл) создал скорее увлекательное фэнтези-приключение о кровавых завоевателях и мести героя, у которого уничтожили дом. Социальная составляющая здесь упрощена до банального тезиса о том, что под благими предлогами часто скрывается зло.

Зато визуальная сторона фильма безупречна — и дело не только в традиционно убедительной цифровой игре актёров, превращённых в обезьян. Болл мастерски изобразил постапокалиптический мир, где природа отвоёвывает пространство у цивилизации: руины небоскрёбов, оплетённые зеленью, ржавые остовы кораблей, линии электропередач, превратившиеся в подобие эльфийских лесов. "Новое царство" — самая живописная часть франшизы и, возможно, один из самых визуально впечатляющих фантастических фильмов года.

Дэдпул и Росомаха

Кадр из фильма "Дэдпул и Росомаха"
Кадр из фильма "Дэдпул и Росомаха"

В последние годы Marvel переживает не лучшие времена. Чтобы исправить ситуацию, студия решила объединить свою вселенную с остатками другой — "Людей Икс". На помощь вызвали самых ярких персонажей поглощённой франшизы: Дэдпула, который никогда не закрывает рот и ломает четвёртую стену, и Росомаху — брутального, как наждачная бумага (он как Цой: формально мёртв, но везде присутствует). В их путешествии через мультивселенную фан-сервиса зрителей ждёт встреча с десятком других персонажей — от действительно крутого Блэйда до Гамбита, чьё сольное кино так и не появилось.

Создатели фильма безжалостно эксплуатируют наследие своих героев, но при этом первыми смеются над этим. Бесконечные камео (и шутки про них!), пародия на трагичный финал "Логана", подколы над собственной франшизой и её фанатами — пожалуй, только с такой самоиронией можно противостоять всепоглощающей корпоративной машине Marvel. Самый жалкий вариант Росомахи и самый глупый Дэдпул в итоге стали самой весёлой супергеройской парой года.

Фуриоса: Хроники Безумного Макса

Кадр из фильма "Фуриоса: Хроники Безумного Макса"
Кадр из фильма "Фуриоса: Хроники Безумного Макса"

Прошло почти десять лет с момента выхода "Дороги ярости" — возможно, лучшего боевика своего десятилетия, возродившего вселенную "Безумного Макса". Однако снятый тем же Джорджем Миллером приквел о молодости воительницы Фуриосы не повторил этот успех. Картина получилась более медленной, мрачной и беспощадной, проникнутой почти что ненавистью к человечеству. Да и сама Фуриоса здесь уступает по харизме своей версии из "Дороги ярости", проводя большую часть экранного времени в тени колоритного злодея Дементуса.

Тем не менее "Фуриоса" — это подлинное возвращение в постапокалиптический мир Пустоши, где кровь и бензин льются рекой, рёв моторов оглушает, а человеческая жизнь ценится меньше глотка чистой воды. Изобретательные схватки, безумные погони, причудливые ржавые автомобили, эксцентричные злодеи и молчаливые противоречивые герои — здесь есть всё, что любят поклонники "Безумного Макса". Кроме, разве что, самого Макса.

Падение империи

Кадр из фильма "Падение империи"
Кадр из фильма "Падение империи"

Алекс Гарленд, известный по фантастическим работам вроде "Из машины", "Аннигиляции" и "28 дней спустя", на этот раз обратился к суровой реальности. В его новом фильме всего одно условное допущение: в США ближайшего будущего вспыхивает гражданская война между удерживающим власть президентом и мятежными штатами. Но вместо "правды сторон" зритель видит двойную ложь — обе стороны безжалостно убивают мирных жителей, пытают пленных и не считают потери. В эпицентре этого хаоса группа военных журналистов пытается прорваться в осаждённый Вашингтон, чтобы взять последнее интервью у президента. Их первая задача — просто остаться в живых под перекрёстным огнём.

Хотя многие воспринимают фильм как критику Трампа или американской системы, "Падение империи" рассказывает универсальную историю. Это кино о человеческой жестокости, о хрупкости кажущихся незыблемыми устоев, о том, как быстро рушится привычный мир. И ещё — о журналистах-адреналинщиках, которые сознательно идут под пули, чтобы показать ужасы войны. Уже почти не веря, что их репортажи смогут предотвратить новые кровопролития.

Чужой: Ромул

Кадр из фильма "Чужой: Ромул"
Кадр из фильма "Чужой: Ромул"

Многие поклонники, включая нас, уже начали считать франшизу "Чужой" безнадёжно потерянной — в одном ряду с "Терминатором" и "Матрицей". Однако Феде Альваресу неожиданно удалось сделать то, во что уже мало кто верил: снять классического, без лишних экспериментов, "Чужого". Это история очередной группы невезучих людей, на этот раз шахтёров, которые в поисках лучшей жизни проникают на заброшенную космическую станцию. Вместо спасения они находят там ксеноморфов и куда более страшное чудовище — корпорацию "Вейланд-Ютани".

"Ромул" не стремится переосмыслить вселенную, как это делали "Прометей" и "Завет". Фильм аккуратно дополняет её деталями — объясняет мотивы корпоративного зла, раскрывает принципы работы андроидов. Главный недостаток — предсказуемость сюжета, во многом повторяющего первый фильм серии, особенно в финале. Но в остальном это качественный атмосферный хоррор с впечатляющими сценами вроде гибрида человека и ксеноморфа или схватки в невесомости. Именно таким и должно быть возвращение легендарной франшизы.

Субстанция

Кадр из фильма "Субстанция"
Кадр из фильма "Субстанция"

Многие мечтают стать лучшей версией себя - этот знакомый мотив лег в основу фильма Корали Фаржа. Картина стала одним из самых кассовых проектов года в России, завоевала мировое признание и удостоилась "Золотой пальмовой ветви" за сценарий. История рассказывает о бывшей голливудской звезде Элизабет (Деми Мур), которая решается на радикальную процедуру, порождающую её утрированно сексуальную молодую версию - Сью (Маргарет Куолли).

Фильм смело можно причислить к боди-хоррору: он продолжает традиции Дэвида Кроненберга, шокируя зрителя визуально и акустически. Кричащие цвета, пронизывающий звук, литры крови и страдающая плоть служат одной цели - показать жестокую правду. Женщины вынуждены существовать в системе, где ценность определяется молодостью и красотой, а после определённого возраста, как известно, "всё заканчивается".

Битлджус Битлджус

Кадр из фильма "Битлджус Битлджус"
Кадр из фильма "Битлджус Битлджус"

Ещё год назад многие скептически относились к этой затее, полагая, что Тим Бёртон безнадёжно ностальгирует по прошлым успехам. Однако режиссёру удалось невозможное — он не просто вернулся к своей культовой чёрной комедии 1988 года, но и создал сиквел, достойный оригинала. Собрав почти всех актёров из первого фильма и сделав ставку на практические эффекты вместо компьютерной графики, Бёртон воссоздал ту самую магию.

Мрачный, но удивительно обаятельный загробный мир по-прежнему населён мертвецами, полными жизни. Майкл Китон в роли демона-экзорциста (не произносите его имя трижды!) словно и не покидал этот образ — всё тот же харизматичный хулиган, поющий, пляшущий и устраивающий жуткие проказы. Вайнона Райдер и Кэтрин О’Хара прекрасно вписались в новый старый мир, а Дженна Ортега, новая муза Бёртона, сохранила в своём персонаже лучшие черты Уэнсдей Аддамс.

Получилась своеобразная "Семейка Аддамс" на максимальной скорости — смешная до слёз, но при этом по-настоящему жуткая, безумная, но удивительно душевная. Фильм, который доказывает: некоторые вещи с годами становятся только лучше.

Дюна: Часть вторая

Кадр из фильма "Дюна: Часть вторая"
Кадр из фильма "Дюна: Часть вторая"

Бескрайние пески Арракиса, исполинские песчаные черви, грохочущие добытчики спайса и стремительные орнитоптеры. В этом мире дом Харконненов безжалостно эксплуатирует планету, пока Пол Атрейдес проходит путь от изгнанника до легендарного вождя фрименов. На аренах Геди Прайма садист Фейд-Раута развлекает коварного барона кровавыми зрелищами. Начинается битва, которая решит судьбу целой галактики - масштабная сага, сравнимая с "Властелином колец", но в декорациях космической оперы.

Первая часть "Дюны" Вильнёва уже получала звание Фильма года. Эта экранизация, возможно, не самая буквальная, но точно самая зрелищная и популярная среди зрителей. Вторая часть должна была стать логичным завершением истории, однако режиссёр приготовил сюрприз - оказалось, это лишь середина трилогии. Изменив финальные аккорды книги, Вильнёв плавно подвёл сюжет к событиям второго романа цикла, "Мессии Дюны", который уже готовится к экранизации. Значит, нас ждёт ещё больше эпических путешествий по этому потрясающему миру.

Мастер и Маргарита

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Великие произведения искусства обладают удивительным свойством — они находят в нашей жизни особое место, становясь источником мыслей, цитат и даже моделей поведения. Роман Булгакова давно вошёл в культурный код нации, а его сюжет и фразы знакомы каждому. Экранизировать такую книгу — всё равно что идти по канату без страховки. Но режиссёру Михаилу Локшину и сценаристу Роману Кантору удалось невозможное — создать смелую авторскую версию классики.

Если в романе переплетались несколько эпох и мест действия, то фильм делает акцент на московской линии, превращая булгаковскую столицу в футуристический мегаполис. Для одних это утопия, для других — антиутопия. Мастер здесь становится alter ego самого писателя, пытающегося сохранить творческую свободу в системе. Спасаясь от профессионального кризиса и запретной любви к замужней Маргарите, он бежит в мир собственного романа, где создаёт своего спасителя — Воланда, любознательного и своеобразно справедливого.

Конечно, экранизация небезупречна: многое из книги пришлось опустить, многое переосмыслено через призму биографии Булгакова и современных реалий. Но, отступая от буквы, фильм бережно сохраняет дух оригинала. В сочетании с блестящим актёрским составом и уникальным визуальным языком это делает картину по-настоящему значимым событием — самым важным российским фильмом 2024 года.