Этот год принес множество долгожданных сиквелов и неожиданных возвращений — от масштабных блокбастеров вроде «Дюны» до приятных сюрпризов. Если что-то из нашего списка вы не успели посмотреть в кино — возьмите это на заметку для вечернего просмотра.
Обычно фаворита нашего голосования можно предсказать заранее, но 2024-й оказался исключением. В борьбе за звание лучшего фильма года почти наравне сошлись целых четыре картины, а победитель определился с разницей всего в два голоса. Результат наверняка кого-то удивит, кого-то разочарует, а кого-то обрадует — но мы в редакции решили сохранить выбор наших авторов. И не зря.
Планета обезьян: Новое царство
Франшиза "Планета обезьян" всегда оставалась социальной фантастикой, где разумные приматы служили метафорой человеческих проблем. Однако "Новое царство" не дотягивает до уровня лучших частей серии — классического оригинала и трилогии о Цезаре. Режиссёр Уэс Болл (нет, это не тот Болл) создал скорее увлекательное фэнтези-приключение о кровавых завоевателях и мести героя, у которого уничтожили дом. Социальная составляющая здесь упрощена до банального тезиса о том, что под благими предлогами часто скрывается зло.
Зато визуальная сторона фильма безупречна — и дело не только в традиционно убедительной цифровой игре актёров, превращённых в обезьян. Болл мастерски изобразил постапокалиптический мир, где природа отвоёвывает пространство у цивилизации: руины небоскрёбов, оплетённые зеленью, ржавые остовы кораблей, линии электропередач, превратившиеся в подобие эльфийских лесов. "Новое царство" — самая живописная часть франшизы и, возможно, один из самых визуально впечатляющих фантастических фильмов года.
Дэдпул и Росомаха
В последние годы Marvel переживает не лучшие времена. Чтобы исправить ситуацию, студия решила объединить свою вселенную с остатками другой — "Людей Икс". На помощь вызвали самых ярких персонажей поглощённой франшизы: Дэдпула, который никогда не закрывает рот и ломает четвёртую стену, и Росомаху — брутального, как наждачная бумага (он как Цой: формально мёртв, но везде присутствует). В их путешествии через мультивселенную фан-сервиса зрителей ждёт встреча с десятком других персонажей — от действительно крутого Блэйда до Гамбита, чьё сольное кино так и не появилось.
Создатели фильма безжалостно эксплуатируют наследие своих героев, но при этом первыми смеются над этим. Бесконечные камео (и шутки про них!), пародия на трагичный финал "Логана", подколы над собственной франшизой и её фанатами — пожалуй, только с такой самоиронией можно противостоять всепоглощающей корпоративной машине Marvel. Самый жалкий вариант Росомахи и самый глупый Дэдпул в итоге стали самой весёлой супергеройской парой года.
Фуриоса: Хроники Безумного Макса
Прошло почти десять лет с момента выхода "Дороги ярости" — возможно, лучшего боевика своего десятилетия, возродившего вселенную "Безумного Макса". Однако снятый тем же Джорджем Миллером приквел о молодости воительницы Фуриосы не повторил этот успех. Картина получилась более медленной, мрачной и беспощадной, проникнутой почти что ненавистью к человечеству. Да и сама Фуриоса здесь уступает по харизме своей версии из "Дороги ярости", проводя большую часть экранного времени в тени колоритного злодея Дементуса.
Тем не менее "Фуриоса" — это подлинное возвращение в постапокалиптический мир Пустоши, где кровь и бензин льются рекой, рёв моторов оглушает, а человеческая жизнь ценится меньше глотка чистой воды. Изобретательные схватки, безумные погони, причудливые ржавые автомобили, эксцентричные злодеи и молчаливые противоречивые герои — здесь есть всё, что любят поклонники "Безумного Макса". Кроме, разве что, самого Макса.
Падение империи
Алекс Гарленд, известный по фантастическим работам вроде "Из машины", "Аннигиляции" и "28 дней спустя", на этот раз обратился к суровой реальности. В его новом фильме всего одно условное допущение: в США ближайшего будущего вспыхивает гражданская война между удерживающим власть президентом и мятежными штатами. Но вместо "правды сторон" зритель видит двойную ложь — обе стороны безжалостно убивают мирных жителей, пытают пленных и не считают потери. В эпицентре этого хаоса группа военных журналистов пытается прорваться в осаждённый Вашингтон, чтобы взять последнее интервью у президента. Их первая задача — просто остаться в живых под перекрёстным огнём.
Хотя многие воспринимают фильм как критику Трампа или американской системы, "Падение империи" рассказывает универсальную историю. Это кино о человеческой жестокости, о хрупкости кажущихся незыблемыми устоев, о том, как быстро рушится привычный мир. И ещё — о журналистах-адреналинщиках, которые сознательно идут под пули, чтобы показать ужасы войны. Уже почти не веря, что их репортажи смогут предотвратить новые кровопролития.
Чужой: Ромул
Многие поклонники, включая нас, уже начали считать франшизу "Чужой" безнадёжно потерянной — в одном ряду с "Терминатором" и "Матрицей". Однако Феде Альваресу неожиданно удалось сделать то, во что уже мало кто верил: снять классического, без лишних экспериментов, "Чужого". Это история очередной группы невезучих людей, на этот раз шахтёров, которые в поисках лучшей жизни проникают на заброшенную космическую станцию. Вместо спасения они находят там ксеноморфов и куда более страшное чудовище — корпорацию "Вейланд-Ютани".
"Ромул" не стремится переосмыслить вселенную, как это делали "Прометей" и "Завет". Фильм аккуратно дополняет её деталями — объясняет мотивы корпоративного зла, раскрывает принципы работы андроидов. Главный недостаток — предсказуемость сюжета, во многом повторяющего первый фильм серии, особенно в финале. Но в остальном это качественный атмосферный хоррор с впечатляющими сценами вроде гибрида человека и ксеноморфа или схватки в невесомости. Именно таким и должно быть возвращение легендарной франшизы.
Субстанция
Многие мечтают стать лучшей версией себя - этот знакомый мотив лег в основу фильма Корали Фаржа. Картина стала одним из самых кассовых проектов года в России, завоевала мировое признание и удостоилась "Золотой пальмовой ветви" за сценарий. История рассказывает о бывшей голливудской звезде Элизабет (Деми Мур), которая решается на радикальную процедуру, порождающую её утрированно сексуальную молодую версию - Сью (Маргарет Куолли).
Фильм смело можно причислить к боди-хоррору: он продолжает традиции Дэвида Кроненберга, шокируя зрителя визуально и акустически. Кричащие цвета, пронизывающий звук, литры крови и страдающая плоть служат одной цели - показать жестокую правду. Женщины вынуждены существовать в системе, где ценность определяется молодостью и красотой, а после определённого возраста, как известно, "всё заканчивается".
Битлджус Битлджус
Ещё год назад многие скептически относились к этой затее, полагая, что Тим Бёртон безнадёжно ностальгирует по прошлым успехам. Однако режиссёру удалось невозможное — он не просто вернулся к своей культовой чёрной комедии 1988 года, но и создал сиквел, достойный оригинала. Собрав почти всех актёров из первого фильма и сделав ставку на практические эффекты вместо компьютерной графики, Бёртон воссоздал ту самую магию.
Мрачный, но удивительно обаятельный загробный мир по-прежнему населён мертвецами, полными жизни. Майкл Китон в роли демона-экзорциста (не произносите его имя трижды!) словно и не покидал этот образ — всё тот же харизматичный хулиган, поющий, пляшущий и устраивающий жуткие проказы. Вайнона Райдер и Кэтрин О’Хара прекрасно вписались в новый старый мир, а Дженна Ортега, новая муза Бёртона, сохранила в своём персонаже лучшие черты Уэнсдей Аддамс.
Получилась своеобразная "Семейка Аддамс" на максимальной скорости — смешная до слёз, но при этом по-настоящему жуткая, безумная, но удивительно душевная. Фильм, который доказывает: некоторые вещи с годами становятся только лучше.
Дюна: Часть вторая
Бескрайние пески Арракиса, исполинские песчаные черви, грохочущие добытчики спайса и стремительные орнитоптеры. В этом мире дом Харконненов безжалостно эксплуатирует планету, пока Пол Атрейдес проходит путь от изгнанника до легендарного вождя фрименов. На аренах Геди Прайма садист Фейд-Раута развлекает коварного барона кровавыми зрелищами. Начинается битва, которая решит судьбу целой галактики - масштабная сага, сравнимая с "Властелином колец", но в декорациях космической оперы.
Первая часть "Дюны" Вильнёва уже получала звание Фильма года. Эта экранизация, возможно, не самая буквальная, но точно самая зрелищная и популярная среди зрителей. Вторая часть должна была стать логичным завершением истории, однако режиссёр приготовил сюрприз - оказалось, это лишь середина трилогии. Изменив финальные аккорды книги, Вильнёв плавно подвёл сюжет к событиям второго романа цикла, "Мессии Дюны", который уже готовится к экранизации. Значит, нас ждёт ещё больше эпических путешествий по этому потрясающему миру.
Мастер и Маргарита
Великие произведения искусства обладают удивительным свойством — они находят в нашей жизни особое место, становясь источником мыслей, цитат и даже моделей поведения. Роман Булгакова давно вошёл в культурный код нации, а его сюжет и фразы знакомы каждому. Экранизировать такую книгу — всё равно что идти по канату без страховки. Но режиссёру Михаилу Локшину и сценаристу Роману Кантору удалось невозможное — создать смелую авторскую версию классики.
Если в романе переплетались несколько эпох и мест действия, то фильм делает акцент на московской линии, превращая булгаковскую столицу в футуристический мегаполис. Для одних это утопия, для других — антиутопия. Мастер здесь становится alter ego самого писателя, пытающегося сохранить творческую свободу в системе. Спасаясь от профессионального кризиса и запретной любви к замужней Маргарите, он бежит в мир собственного романа, где создаёт своего спасителя — Воланда, любознательного и своеобразно справедливого.
Конечно, экранизация небезупречна: многое из книги пришлось опустить, многое переосмыслено через призму биографии Булгакова и современных реалий. Но, отступая от буквы, фильм бережно сохраняет дух оригинала. В сочетании с блестящим актёрским составом и уникальным визуальным языком это делает картину по-настоящему значимым событием — самым важным российским фильмом 2024 года.