Найти в Дзене
КиноБуква

«Происшествие, которого никто не заметил» с Жанной Прохоренко – лиричный артхаус 60-ых о красоте внешней и внутренней

Думаю, все знают культовый фильм 90-ых, трагикомедию Георгия Данелии «Настя», а первую экранизацию повести, по которой Данелия и снял свой фильм – далеко не все. И если «Настю» многие любят и пересматривают до сих пор, то «Происшествие, которого никто не заметил», единственный фильм Александра Володина, как режиссера, сейчас едва ли можно рекомендовать. Потому что современному зрителю он покажется вялотекущим, скучным, не понятным и не интересным. Хотя это такое же отражение эпохи, как «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Нежность» Эльёра Ишмухамедова или «Я шагаю по Москве» Данелия. И ценность этой работы не столько в сюжете или актерской игре (тут «Настя» опережает своего предшественника, несмотря на гротеск повествования), сколько именно в возможности окунуться в 60-ые. Посмотреть, как дворник из шланга поливает пустые улицы, подивиться ассортименту в магазинах, или необычной планировке квартиры главной героини. «Те» фильмы буквально пропитаны ностальгией и теплотой, и каждый кадр –
Оглавление

Думаю, все знают культовый фильм 90-ых, трагикомедию Георгия Данелии «Настя», а первую экранизацию повести, по которой Данелия и снял свой фильм – далеко не все. И если «Настю» многие любят и пересматривают до сих пор, то «Происшествие, которого никто не заметил», единственный фильм Александра Володина, как режиссера, сейчас едва ли можно рекомендовать. Потому что современному зрителю он покажется вялотекущим, скучным, не понятным и не интересным.

Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин
Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин

Хотя это такое же отражение эпохи, как «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Нежность» Эльёра Ишмухамедова или «Я шагаю по Москве» Данелия. И ценность этой работы не столько в сюжете или актерской игре (тут «Настя» опережает своего предшественника, несмотря на гротеск повествования), сколько именно в возможности окунуться в 60-ые. Посмотреть, как дворник из шланга поливает пустые улицы, подивиться ассортименту в магазинах, или необычной планировке квартиры главной героини. «Те» фильмы буквально пропитаны ностальгией и теплотой, и каждый кадр – как музейный экспонат, каждый кадр, как предчувствие весны.

🎬Происшествие, которого никто не заметил (1967)

Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин
Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин

В основе сюжета обоих фильмов – повесть самого Володина. Но решения исполнения разные. Данелия действительно меняет внешность Насти (на смену Полине Кутеповой приходит Ирина Маркова), тогда как Жанна Прохоренко остается Жанной Прохоренко. И это мне нравится больше. Потому что по смыслу Настя меняется не внешне, а внутренне, принимая себя, найдя, наконец, ту самую гармонию между быть и казаться.

«— Вот последняя рюмка была совсем лишняя!
— А знаешь, зачем человек пьёт всё ещё и ещё?
— Ну?
— Чтобы вернуть себе то состояние, которое у него появилось после самой первой рюмки, когда ему было так хорошо! Но уже никак не может, и никогда не сможет вернуть, уже никогда. Вот в чём наша беда».
Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин
Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин

Простая, скромная и безусловно симпатичная продавщица Настя Плотникова (Жанна Прохоренко) трудится в овощном магазине и мечтает о счастье. Об этом же мечтает и её больная мама-дворничиха, которую Настя подменяет на его дворничьем посту с шлангом. Мама ждет не дождется, когда же Настенька выйдет замуж и всячески подталкивает её к этому непростому шагу, ведь важно же не просто устроить жизнь дочери, но и пережить то, что люди скажут. А что они скажут о красивой, но незамужней Насте, мама знает наверняка.

«– Мама, я же просила, не надо об этом говорить… Есть такие, которые уже даже были замужем, разошлись и теперь ни за что не выйдут.
– Есть. А все равно скажут, что их никто не берет».
Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин
Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин

И Настя, чтобы успокоить материнское сердце, вынуждена отправиться на поиски кавалера. В буквальном смысле, потому как предъявлять ей некого. У такой милой, очаровательной девушки личная жизнь не клеится. Так бывает. Но Насте кажется, что все её проблемы от того, что она некрасива. Объективно это не так. Тут дело в том, какой Настя себя чувствует. А чувствует она себя замухрышкой, попросту - никакой. Дешевые платьица и туфли, скромная прическа. «Некрасивость» Насти, по её мнению, и есть причина одиночества. Комплексы такие комплексы. Ах, вот если бы стать красоткой! Тогда бы все принцы обратили на неё внимание!

Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин
Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин

Случается сказочное чудо, и Настя якобы становится красавицей, хотя на деле – это просто её фантазии на тему красоты. Насте кажется, что она неотразима, что вот теперь она на пороге новой и интересной жизни. И её нужны только «герои её романа», а не абы кто.

Вообще, конечно, довольно странно, что кто-то с внешностью Жанны Прохоренко считает себя никчемной. Но в этом и смысл - показать рост личности. Я лично знаю очень красивую девочку с тем же комплексом и вопросом самовосприятия в реальном мире.

Проблема Насти в том, что с красотой желанное замужество на голову не сваливается. И хорошо, что она в итоге понимает, что «не в пирогах счастье», и у «не принца» Толика (Виталий Соломин) появляется шанс. Ведь Толе Настя нравилась и до её внешних преобразований.

Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин
Кадр из фильма ««Происшествие, которого никто не заметил», 1967 год, режиссер Александр Володин

А вы смотрели это кино? Давайте обсудим!