Приезжала киногруппа канала «Известия» брать интервью (и взяла!), слава Богу, не по мазутной Анапе, а вполне нейтральной теме климата.
Интервью, да ещё и на свежем воздухе, давалось исключительно хорошо. Про публику не знаю, но журналисты были довольны.
Климатические изменения системно наблюдаются последние 250 – 300 лет, обсуждаем мы их с точки зрения климатических изменений, не более 20-30 лет, а популярной эта тема стала последние 4 – 5 лет.
Напомню, что последнее, Валдайское оледенение, завершилось 10-12 тысяч лет тому назад, и мы находимся в так называемом Межледниковье, где теплые периоды могут достаточно резко сменятся Малыми Ледниковыми периодами, как правило тормозящими цивилизационное развитие. Гренландия, например, покрывается льдами, голландцы катаются на коньках, а Английские острова забывают о виноградарстве, как мы забываем великий путь в Сибирь через Белое море, на север от Архангельска, через Ледовитый океан.
Сейчас мы вновь приближаемся к тепловому оптимуму, как минимум для России.
Теперь о физике явлений.
Атмосфера, в обсуждаемом нами случае, может быть оценена, с позиции теплового двигателя: испарение и конденсация, то есть, как в паровозе или пароходе. Выше температура, выше теплообмен, выше мощность теплового двигателя.
Последствия такого рода работы «климатической машины» хорошо описаны многими авторами. Центр материков – зона постоянного высокого давления, окраины материка – зона постоянного низкого давления. Отсюда перенос вещества за счёт энергии ветра, то есть сильные ветра над прибрежной зоной материков. Для нас это Дальний Восток. Для Северной Америки, Калифорния, где сухой сильный ветер, так помогал и помогает огню.
К этому необходимо добавить ещё один, уже планетарный фактор, вращение Земли. Именно от него зависит, как именно распределяется влажность в ветровых потоках. Где-то из центра материка идёт поток горячего воздуха на окраины, а где-то переувлажнённый океанический воздух поступает на окраины материков. Дальний Восток России – это влажный воздух, то есть тайфуны и их интенсивность нарастает, а Западная Европа, может нами рассматриваться, как перешеек. С Атлантики заходят сильные влажные ветра, а с юга и востока зона высокого давления над Сахарой, гонит не только сухой горячий воздух, но, часто и песок.
Эти процессы влияют и на европейскую часть России. Влажные Атлантические ветра Западной Европы, блокируются не только потоком жаркого Североафриканского воздуха, но и Альпийской горной системой, как результат, через балтийское пространство влажный и ситуационно тёплый или холодный воздух Атлантики приходит к нам дождями или снегами, формируя элементы морского климата. Это заметно даже в Московской агломерации, но тут нам помогают и многочисленные рукотворные «моря» вдоль бывшей реки Волга, существенно изменившие климат, за счёт поверхностного испарения.
Исторически – это не аномалия нашего времени, а типичные локальной продолжительности колебания климата в период Межледниковья. Такого рода «погодные прыжки» хорошо описаны А.С. Пушкиным, отмечены и в Псковских, и в Московских, и в Новгородских летописях, в том числе времён Ивана Калиты.
Технологическое влияние на климат. Оно безусловно есть. Однако, оно локально, а не глобально, но приходится на наиболее населённые людьми территории, поэтому и воспринимается, как «катастрофа». Правильно, кстати, воспринимается.
Западная Европа. Практически все западноевропейские реки зарегулированы в течении многих десятков лет.
Например Дунай, одна из главных рек Центральной Европы, зарегулирована полностью, но из-за дороговизны земли не предусмотрена возможность планового сброса избыточных паводковых вод.
Причины последнего наиболее катастрофического наводнения 2013 года, с точки зрения природных и техногенных процессов, очевидны. Массовые и мощные осадки в сочетании с переувлажнением водосборных бассейнов из-за исключительно большого количества осадков в предшествующие наводнению месяцы. Май 2013 года стал вторым самым дождливым месяцем с 1881 года. Выпало 180% среднемесячной нормы осадков. Проливные дожди затопили обширные районы Германии, Австрии и Чехии, обеспечив колоссальное половодье. Высокогорные склоны Северных Альп накопили, а в июне и сбросили накопленную влагу в зарегулированный водный бассейн Дуная, а это каскад ГЭС в Австрии, Германии и знаменитые Железные Ворота, между Сербией и Румынией на Дунае. Общий совокупный экономический ущерб, вызванный этими наводнениями, до 16 млрд евро, то есть 320 т золота в банковских слитках, весь российский экспорт золота за 2021 г.
Страховые убытки оцениваются в 3,8 млрд евро. Это огромные деньги, реально выраженные в уничтоженных материальных ценностях. Наводнение 2013 года с возросшей амплитудой, но технически достоверно, повторило историю крупных наводнений 2002 и 2005 годов в бассейне Верхнего Дуная.
С 2002 – 2005 годов, кроме увеличения страховых взносов, никаких реальных технических мер позволяющих обеспечить экстренный сброс паводковых вод с верховьев Дуная в бассейн Чёрного моря принято не было.
Будучи «оптимистами» по отношению к Западной Европе, фиксируем нарастающий ряд бассейновых наводнений: - Дунай; - Эльба и Дунай, ждём - Рейн-Дунай-Эльба. Это будет по-настоящему интересно.
Не могу не сказать о «тающих» ледниках Альп. Снегопад на больших высотах, выше 1600 м над уровнем моря, существенно уменьшил объем стока 2013 года, восполнив снежные и ледниковые запасы Альп и уменьшил количество паводковых вод. Важно напомнить – дамбы обеспечивают чувство безопасности для тех, кто живет за ними, но это чувство – ложное!
Отличный пример - шторм Борис. Шторм Борис – это непрерывная серия наводнений в результате рекордно сильных осадков, прошедших в сентябре-октябре 2024 г. по наиболее населённой части Западной и Центральной Европы: Германии, Австрии, Польше, Чехии, Словакии, Румынии, а затем и по северу Италии, особенно по региону Эмилия-Романья. Мощнейший потоп, как и положено, шёл по линиям основных рек, не считаясь с плотинами, дамбами, застроенными поймами и так далее.
Там, где подготовились, помня предыдущие наводнения, например 2002 года, ущерб был минимален. Так в Праге, на р. Влатве, была сделана специальная система барьеров и водоотводящих каналов «размазывающих» силу наводнения. В Эмилия-Романья, не смотря на печальный опыт прошлого года, как и в Польше, не сделали практически ничего. При сопоставимом масштабе водности, физический и материальный ущерб, в одном случае минимален, а в другом, максимален.
Природа «шторма Борис» объясняется тем, что воздушные потоки, насыщенные теплым и влажным воздухом над Средиземным морем, оказались отрезанными от основного потока движения разницей атмосферного давления и вынуждены были сбросить избыток накопленной влаги на районы Центральной и Восточной Европы. Начался шторм 12 сентября, а затем продолжился по первую декаду октября, переместившись в Северную Италию. Шторм обеспечил Альпам почти 1 метр снега, где снег и остался, не сойдя в долины селевыми потоками, что было возможно в это время года.
Отмечу, глобально климат не меняется, но чрезвычайные ситуации, которые воспринимаются публикой, как Всемирный потоп, выходят за рамки памяти нынешнего поколения. Такого рода события хорошо известны и детально описаны и 75, и 100, и 200 лет назад. Что касается нашей страны, то события на севере Италии, куда ушёл и где затих шторм Борис, бесконечно далеки от России. У нас своих приключений достаточно.
Дальше прошёлся по дефициту воды, в общем по всему, о чём спрашивали.