Мы уже говорили о Белоомуте, как о необыкновенном месте, и о таких же необыкновенных его жителях. Они не занимались землепашеством, как все вокруг, свой хлеб не выращивали, а покупали его на стороне, но при этом не бедовали, если не считать тех времён, когда бедовала вся Россия. Свидетельством небедной жизни сельчан в начале XX века служили расположенные в Белоомуте 30 торговых и промышленных предприятий, 9 портновских мастерских, 2 хлебопекарни, 11 молочных лавок, 2 бакалейные лавки, трактир, чайная, что было совсем не характерно для обычного села того времени.
За свою долгую историю у белоомутцев были занятия, приносящие им неплохие доходы, но к концу XIX века основой дальнейшего процветания Белоомута становится портновское ремесло.
Историю развития портновского промысла в Белоомуте можно поделить на три основных этапа:
1 этап - с начала XIX века до 1883 года. Большая часть белоомутских портных работала далеко за пределами родного села, а в самом селе портные-ремесленники шили дома крестьянскую одежду на продажу.
К середине XIX века в Москве работали несколько сотен портных из Белоомута, и они решили создать здесь свое землячество. Центром объединения стал магазин готового платья на Моховой улице, открытый в 1873 году, и принадлежавший бывшему портному Егору Васильевичу Половинкину родом из Белоомута. Магазин принимал заказы на пошив одежды, а шили в небольшой мастерской несколько человек портных, но все уроженцы Белоомута. Вот в этой мастерской и собирались работавшие в столице белоомутские мастера, и к 1883 году в землячестве насчитывалось более 300 человек.
Такой подход к делу (пошив одежды для московских магазинов силами одних только земляков) неизбежно должен был подсказать идею развернуть подобное производство в своем родном селе. Что и решил в 1883 году сделать Иван Сергеевич Цыкин, сын верхне-белоомутского крестьянина, прошедший в Москве обучение портняжному ремеслу и в свои 25 лет работавший у торговца готовым платьем П.Е. Морского.
Так начался 2 этап портновского промысла в Белоомуте и он продолжался с 1883 по 1926 годы. Изготовлением одежды занимались пошивочные мастерские и связанные с ними портные-надомники в самом Белоомуте.
Прикольно: В мастерских уже тогда существовало разделение труда: отдельно шили рукава, отдельно воротники; особые работницы метали петли, пришивали пуговицы. Помните миниатюру Аркадия Райкина про качество швейных изделий в СССР? «Я, лично, пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?»
Это время бурного роста портняжного производства: открывались новые конторы и мастерские, шел приток рабочих в село, росли объёмы производства.
Работая сдельно, со штуки готового изделия, каждый мастер портной свободно зарабатывал от 5 до 10 рублей в неделю, в зависимости от сложности работы и её качества.
Такие заработки привлекали в Белоомут работников из окрестных сёл и деревень: из Ловцов, Слёмских Борков, из Селец. Но гордые своей профессией белоомутцы доверяли пришлым менее ответственную работу, как и тем, кто в соседних селах шил на дому.
На фотографии начала XX века белоомутские портные возле своей мастерской. Обратите внимание на их лица, одежду. Разве скажешь, что это крестьяне?
Посмотрите, как богато украшена изба. Вообще, внешний вид Белоомута резко отличался от облика окрестных сёл и деревень и привлекал внимание приезжих.
Правильные «порядки» красивых, частью двухэтажных домиков с балконами и мезонинами, украшенными наличниками, карнизами, перилами крылец с ажурной резьбой, палисадники перед домом, большие церкви (вы видели, какой красоты в статье "Белоомут трудолюбивый" https://dzen.ru/a/Z9VGmeEw3ghP31K1), два мужских и два женских училища - всё это делало Белоомут похожим на небольшой уездный город. Такое сравнение сделал в 1883 году в журнале «Новое время» автор, подписавшийся как Алексей Южный.
Для сведения: до революции 1917 года, да и практически до конца XX века в сёлах и деревнях этого района России принято было, что каждая сторона улицы, ряд домов, образует порядок (в Санкт-Петербурге порядок принято называть - линия).
Бурные политические и экономические события в Российской империи в начале XX века не обошли стороной Белоомут: падение спроса на швейную продукцию приводило к сокращению заработка, а отсутствие собственного земельного надела грозило портным и их семьям голодом.
Особенно тяжёлым для белоомутских портных оказалось время русско-японской войны и первой русской революции 1905 – 1907 годов. Понятно, когда происходят такие события, не до нарядов! Первая мировая война ещё больше ухудшила положение дел в Белоомуте. Чтобы выжить, белоомутские портные взялись за пошив военного обмундирования.
Революция 1917 года, а, главное, советская власть, своими радикальными административными и экономическими реформами перевернула жизнь белоомутских портных-надомников, как впрочем и жизнь всего народа Российской империи.
В 1918 году решением властей портных объединили в первую Белоомутскую артель с членским взносом 2 рубля в месяц, а артель включили в состав морского кооператива «Цуморком». Белоомутцы перешли к пошиву формы для моряков.
В июле 1923 года белоомутцы поменяли ассортимент швейных изделий: стали шить милицейское обмундирование, потому что Заготхозяйство милиции открыло в Нижнем Белоомуте крупную раздаточную контору. Что это значило? Портные-надомники получали в конторе скроенные вещи и шили шинели, гимнастерки, галифе.
Пояснение: Заготхозяйство милиции - Заготовительно-хозяйственное объединение органов милиции при Народном Комиссариате Внутренних Дел РСФСР, образовано в 1923 году. Деятельность Заготхозяйства заключалась в снабжении органов милиции, уголовного розыска и мест заключения обмундированием, обувью, вооружением и предметами специального технического ассортимента. Объединение прекратило деятельность в 1929 году и передало свои функции тресту «Мосшвея».
3 этап развития портновского промысла в Белоомуте, а, вернее, уже советской швейной промышленности, начинается с 1926 года, когда контора Заготхозяйства милиции организовала в Белоомуте собственный закройный цех и склад готовой продукции. А в 1927 году начал работать пошивочный цех, причём работал он по принципу поточного производства. Таким образом, артель портных-надомников становится Белоомутской швейной фабрикой, занявшей под свои цеха бывшее купеческое здание площадью 960 кв.м.
В ноябре 1927 года, к 10-й годовщине пролетарской революции, Белоомутская швейная фабрика получила гордое название «Красный милиционер» (а рабочих-то было всего 42 человека!).
Но за 2 года фабрика увеличила объёмы выпускаемой продукции, ведь в цехах установили новое немецкое оборудование, увеличилось число рабочих и специалистов, открылся цех пошива головных уборов для милиционеров.
Мы знаем такое понятие, как "градообразующее предприятие". А Белоомутская швейная фабрика стала "посёлкообразующим предприятием" - она изменила статус Белоомута: 7 июля 1939 года Президиум Московского облисполкома принял решение объединить Верхний и Нижний Белоомут в единое административное образование и отнести его к категории рабочих посёлков. Тем более, что в 1938 году в Белоомуте заработала ещё и кожгалантерейная фабрика.
А на швейной фабрике работали по-прежнему, в старом здании. Стал вопрос о строительстве нового здания на 2000 рабочих мест. И к началу 1938 года было построено два этажа нового здания. К сожалению, фотографию двухэтажного здания не нашла.
На фото здание фабрики с надстроенным после войны третьим этажом.
В Советском государстве думали не только об увеличении объёмов выпускаемой продукции. Для фабричных рабочих построили общежитие, правда, барачного типа, баню, работал детский сад.
Посёлок превращался в крупный промышленный центр. И неизвестно, как бы дальше сложилась судьба Белоомута, но... Вмешалась война...
В годы Великой Отечественной войны фабрика перешла на военный режим, Шили шинели для солдат и офицеров. Коллектив фабрики трудился по 11 часов в сутки. Пошитые изделия прямо из цехов фабрики отправляли на фронт.
Осенью 1941 года, когда враг был на подступах к Москве, фабрику решили эвакуировать в Сибирь. Всё оборудование было снято и отправлено во Фруктовую. Всех рабочих рассчитали. Многие собирались поехать на работу в Сибирь. Но враг был отброшен от Москвы и фабрика снова заработала.
В 1944 году при фабрике организовали профессионально-техническую школу и учёба и работа в Белоомуте стали голубой мечтой девушек-старшеклассниц из окрестных колхозов. Моя мама, окончив во время войны Федякинскую школу-семилетку, мечтала уехать в Белоомут "учиться на швею".
С 1951 года фабрика перешла на пошив детской одежды: пальто школьное зимнее; дошкольное зимнее; школьное демисезонное; дошкольное демисезонное; полупальто школьное зимнее.
В годы расцвета деятельности фабрики 7 пошивочных цехов, закройный, подготовительный, экспериментальный цеха выпускали в год более 600 тысяч единиц изделий, в том числе шили полупальто школьные из искусственной кожи и из ткани "болонья".
Пояснение для читателей моложе 70 лет: ткань «болонья» с конца 60-х годов XX века покорила сердца и умы практически всех жителей в СССР. Куртки и плащи из «болоньи» были суперпопулярны, ведь ткань эта была очень прочной, легкой и абсолютно не пропускала воду. Правда, воздух не пропускала тоже. Но что это за недостаток для советского человека с нашей непредсказуемой погодой? Подумаешь! Расстегнулся, вот тебе и воздух! А плащ практически невесомый. Занимал мало места в свёрнутом виде, положил в сумку и всё, ты непромокаемый. Женщинам в комплект к плащам продавались косынки, а мужчинам – береты!
Название ткани произошло от названия итальянского города Болонья, где придумали эту ткань.
Помню, как умирали со смеху зрители Ленинградского театра им. Ленсовета на спектакле по пьесе Шекспира «Укрощение строптивой» с Алисой Фрейндлих и Дмитрием Барковым в 70-х годах прошлого века. Петруччо приходит в церковь венчаться с Катариной, одетый в какие-то лохмотья и в ответ на возмущения говорит с апломбом: «В чём дело? На мне плащ из Болоньи!».
Одежда была высокого качества и поступала в Центральный Детский мир в Москве, экспортировалась за рубеж: в Монголию, в Польшу.
В 1980-е годы был построен административно-бытовой корпус, в нём разместились раздевалка, столовая, душевые, медпункт. Строилось благоустроенное жильё.
Но изменилась страна, изменились жизненные приоритеты, изменился Белоомут, изменились жители его.
Здание Белоомутской шейной фабрики сохранилось, но влияние фабрики на жизни жителей посёлка было навсегда утеряно...
Сейчас посёлку Белоомут более полувека.
Он по прежнему уютен, чист и красив. Посмотрите на скрины с "Яндекс Карты. Панорамы".
Но по-прежнему добраться до Белоомута с федеральной трассы "Урал" можно либо на пароме, либо сделав крюк почти 100 км. Правда, Ока благоволит к людям, живущим на её заливных землях: больших разливов реки нет уже несколько лет подряд.
Что ждёт посёлок городского типа Белоомут в будущем?
В настоящее время существует Концепция развития посёлка Белоомут. Есть люди, готовые воплотить эту Концепцию в жизнь, которые верят, что Белоомут - идеальное место для того, чтобы возродить частицу настоящей России.
Белоомут, процветай!