Найти в Дзене
Стихинариум

«Сурский перекрёсток: как трактир купца Кожемякина стал символом пензенской истории»

На улице Злобина (бывшей Городищенской), где сегодня молодежь собирается у парапета отдохнуть в вечерних сумерках, а по утрам собираются рыбаки, чтобы закинуть удочки в тихую Суру, в 1840-х годах кипела жизнь трактира «Сурский перекрёсток», принадлежавшего купцу Фёдору Васильевичу Кожемякину. Это было не просто заведение — здесь решались судьбы грузов, маршрутов пароходов и сделок, которые влияли на экономику всего региона. Фёдор Васильевич Кожемякин, потомственный речник и племянник владельца судоходной конторы Кожемякина, вернулся в Пензу после плавания по Волге. В кармане — чертежи пароходов из Франции, в голове — идея, которая изменит берег Суры. Он выкупил участок на улице Городищенской, где швартовались суда с хлебом, и решил построить трактир. Но не простой, а из остатков списанного судна «Ошибка», которое когда-то перевозило зерно в Нижний Новгород.
По архивным данным, в трактире заключались договоры между владельцами судоходных компаний — Попова, Булычева и «Братьев Таланце
Оглавление

На улице Злобина (бывшей Городищенской), где сегодня молодежь собирается у парапета отдохнуть в вечерних сумерках, а по утрам собираются рыбаки, чтобы закинуть удочки в тихую Суру, в 1840-х годах кипела жизнь трактира «Сурский перекрёсток», принадлежавшего купцу Фёдору Васильевичу Кожемякину. Это было не просто заведение — здесь решались судьбы грузов, маршрутов пароходов и сделок, которые влияли на экономику всего региона.

История заведения. Год 1839: У истоков легенды.

Фёдор Васильевич Кожемякин, потомственный речник и племянник владельца судоходной конторы Кожемякина, вернулся в Пензу после плавания по Волге. В кармане — чертежи пароходов из Франции, в голове — идея, которая изменит берег Суры. Он выкупил участок на улице Городищенской, где швартовались суда с хлебом, и решил построить трактир. Но не простой, а из остатков списанного судна «Ошибка», которое когда-то перевозило зерно в Нижний Новгород.

Трактир как «речная биржа»

-2

По архивным данным, в трактире заключались договоры между владельцами судоходных компаний — Попова, Булычева и «Братьев Таланцевых», чьи пароходы «Чайка» и «Перекат» ежегодно перевозили тысячи тонн хлеба и спирта. На стенах висели карты Суры с отметками мелей и пристаней, а в меню подавали уху «по-бурлацки» и сбитень на травах. Особой легендой стал «корабельный ром» Кожемякина — напиток, настоянный на дубовой стружке от старых судов.

Конец эпохи и новая жизнь места

-3

В 1919 году трактир снесли как «символ буржуазного прошлого». Дерево от его стен, согласно городским преданиям, использовали для ремонта мостовых и строительства складов — в те годы Пенза активно развивала инфраструктуру, связанную с железной дорогой (ветка Моршанск–Сызрань, открытая в 1874 году, оставалась ключевой артерией).

В 2025 году недалеко от того места, где располагался трактир, была установлена памятная табличка, рассказывающая о нём.

Информация взята из Пензенского государственного архива.