Найти в Дзене
MOTOVIKINGS | МОТОВИКИНГИ

Карданный вал на мотоцикле: хроника непреклонности

Есть в мотоцикле одна деталь, о которой не кричат на байк-фестах, не наклеивают наклейки, не делают мемов. Она не блестит хромом, не рычит и не делает сальто в YouTube-роликах. Но именно она — символ настоящего путешественника. Молчаливая ось, на которой держится весь маршрут. Карданный вал. Сухой, почти философский термин. Но сколько в нём — упорства, надёжности и способности не требовать к себе внимания, пока ты летишь сквозь километры, города и дождевые фронты. Мы привыкли ассоциировать кардан с BMW — и не зря. Немцы вознесли эту технологию на уровень искусства, превратив кардан в знак качества, почти религию. Почти. Потому что всё началось далеко не в Баварии. Первые карданные мотоциклы появились не у прагматичных техноинженеров, а… у оружейников. В Бельгии. Да-да, компания FN, известная сегодня по военному «железу», в начале XX века решила оседлать не только конструкторскую, но и мотоциклетную волну. И в 1902 году мир увидел мотоцикл с карданным валом. А через три года — FN Four
Оглавление

Есть в мотоцикле одна деталь, о которой не кричат на байк-фестах, не наклеивают наклейки, не делают мемов. Она не блестит хромом, не рычит и не делает сальто в YouTube-роликах. Но именно она — символ настоящего путешественника. Молчаливая ось, на которой держится весь маршрут. Карданный вал.

Сухой, почти философский термин. Но сколько в нём — упорства, надёжности и способности не требовать к себе внимания, пока ты летишь сквозь километры, города и дождевые фронты.

История, написанная в металле

Мы привыкли ассоциировать кардан с BMW — и не зря. Немцы вознесли эту технологию на уровень искусства, превратив кардан в знак качества, почти религию. Почти. Потому что всё началось далеко не в Баварии.

Первые карданные мотоциклы появились не у прагматичных техноинженеров, а… у оружейников. В Бельгии. Да-да, компания FN, известная сегодня по военному «железу», в начале XX века решила оседлать не только конструкторскую, но и мотоциклетную волну.

-2

И в 1902 году мир увидел мотоцикл с карданным валом. А через три года — FN Four, четырёхцилиндровый красавец, на котором можно было улететь аж на 65 км/ч. По тем временам — как сейчас 300. И всё это — с карданом, без цепи, без хлопот. Прямо как в жизни: настоящий путь не в том, чтобы всё блестело, а в том, чтобы не развалилось посреди дороги.

Кардан: изобретение для терпеливых

У кардана своя философия.

Он не для тех, кто любит «позвонче» и «побыстрее натянуть цепь».

Он для тех, кто собирается ехать далеко, надолго и всерьёз.

-3

Кардан не надо чистить каждые 500 км. Не надо переживать за люфт, натяжение, износ звёздочек. Он не рвётся, когда ты один, где-то в степи, и до ближайшей деревни 80 км и два буревала. Он — как старый друг, который не звонит каждый день, но когда надо — приедет в дождь с термосом чая и пачкой инструментов.

BMW R32: когда инженерия становится судьбой

В 1923 году BMW выпускает модель R32. Оппозитник, мокрый картер — и кардан. В мире, где все ещё спорят «цепь или ремень», немцы делают выбор, который определяет их на десятилетия вперёд.

-4

С тех пор BMW остаётся главным апологетом карданной философии. Причём так упорно, что цепной привод появляется у них только в 1994 году — и то на F650, мотоцикле для «простых смертных», не для фанатиков железного маршрута.

Но не BMW единым

Кардан не стал монополией.

Moto Guzzi ставит его на свои ретро-крейсеры, превращая железо в поэзию.

Yamaha, Honda, Suzuki, даже Triumph — у всех были свои «карданные истории».

-5

И в каждом случае это был мотоцикл для пути, а не для города.

Кардан — это всегда:

— багажник с канистрами;

— кофр с запасной термухой;

— навигатор, который показывает только направление;

— и ты, неунывающий идиот, решивший проехать 1500 км за выходные, потому что «там красиво, а дождь — ерунда».

Кардан против цепи: спор тех, кто едет и тех, кто мечтает

Цепь легче, дешевле, бодрее на разгон. Но у неё короткая память. Она любит заботу, ласку и постоянное внимание. Кардан же — суров. Но верен.

Он может тяжёлый, сложный, дорогой в ремонте. Но он создан не для салонов, а для маршрутов.

-6

Ты не сдуваешь с него пыль. Ты просто едешь.

И в этом — весь смысл.

Эпилог: FN и судьба изобретателей

Компания FN, подарившая мотоциклам кардан, не дожила до XXI века как производитель байков. Но оставила след — технологический и идеологический.

Мотоциклы ушли, остались пулемёты. Но кардан — жив. И, возможно, если бы FN знали, что через сто лет их идею будут развивать BMW и Guzzi, они бы улыбнулись.

Такой вот кардан: неприметный, но вечный. Не ради гонки, а ради дороги. Не ради победы, а ради движения.

-7

А у тебя был кардан?

Или ты — по цепи, по классике?

Расскажи.

Ведь в этом — и есть весь мотоциклетный смысл: делиться маршрутом, даже если он весь в грязи.