Предыдущая часть:
29.03.
Продолжаем наш квест.
Кстати, название "Чкаловская лестница" - народное. Её так прозвали в народе, так как рядом с ней памятник Чкалову.
И вот классная фотка от Тани.
Около памятника его же мини-макет с информацией.
Особняк Каменской
1913 год
1-й корпус НГТУ
Первый корпус – объект культурного наследия регионального значения. Совместный проект нижегородского архитектора Ивана Неймана и москвича Дмитрия Чечулина, введенный в 1935 году. Чечулин – известнейший зодчий советского периода, впоследствии ставший главным архитектором Москвы. Строительство началось под руководством Чечулина в 1928 году. Потом Чечулин вернулся в столицу. В итоге достраивал здание нижегородец Нейман. Специалисты отмечают здание в качестве шикарного образца архитектуры конструктивизма: простые геометрические формы, широкие «лежачие» окна. Поскольку первый корпус строился долгие семь лет, первоначальный замысел, похоже, был изменен. Господствовавший в стране конструктивизм стали заменять на здания классического типа – с портиками, колоннами и скульптурами. Например, главный фасад сегодня украшают элементы классического стиля – колонны-пилястры и скульптуры студентов с книгами и чертежами в руках. Это уже не классический конструктивизм, а так называемый обогащенный конструктивизм, или постконструктивизм.
https://dengoroda-nn.ru/znanie-sila/nizhegorodskij-politekh-ustremlennyj-v-budushchee/
Это здание было одним из КП в "Горький. Конструктивно" 2023 года
https://akostra.livejournal.com/1707459.html
Оттуда ещё фото
А около него интересная вещь.
Экраноплан "Волга-2" у Политеха (НГТУ)
Ростислав Алексеев (создатель экранопланов) окончил этот институт (тогда ещё). Он и похоронен в Горьком, то бишь Нижнем Новгороде.
О Ростиславе Алексеева я целый фильм смотрела, когда прошлым летом ездила по Дагестану. И там на побережье застыл, ржавея, другой экраноплан "Лунь"
Собственно, опытный завод «Волга» располагается в Нижнем Новгороде. У нас на следуюшщий день игра в Сормово. Именно оттуда родом этот красавчик, нашедший свой последний приют на дагестанском пляже.https://akostra.livejournal.com/1691310.html
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» (заводской номер С-31, по кодификации НАТО: Utka) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся.Экраноплан предназначен для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке вне противодействия авиации (в том числе ДРЛО) противника. Экраноплан «Лунь» благодаря относительно высокой (для надводных и низковысотных носителей) скорости движения и незаметности для корабельных радаров может подходить к целям на расстояние пуска ракет.
А сейчас он служит зонтиком для коров
Возвращаемся на набережную центра Нижнего Новгорода.
Канатка. Но в этот раз мы на неё не пойдём.
Классная инсталляция.
В Нижнем же сходятся две реки - Ока впадает в Волгу. И это место называют "Стрелка".
И вот я на стрелке между "Окой" и "Волгой"!!
Очень люблю и Владислава, и Евгения Дворжецких.
Братья сводные по отцу. Один 1939 года рождения, второй - 1960. Но оба доживут только до 39 лет.
Евгений Дворжецкий - обожаемый Генрих III
Владислав Дворжецкий в "Солярисе"
Здание Федеральной налоговой службы
Историческая справка
Нижегородская архитектурная школа 1990-х годов - архитектурный феномен сформировавшийся, когда жилищное строительство переместилось в исторический центр. Его связывают с именем главного архитектора города в середине 90-х Александра Харитонова, который по мнению многих исследователей был не формальным, а признанным лидером нижегородских зодчих. Харитонову удалось законодательно запретить в исторической зоне строительство по типовым проектам. Большой коллектив архитекторов он сумел объединить концепцией, связавшей местные традиции и обострённое внимание к своеобразным контекстам Нижнего Новгорода с глобализацией культуры рубежа тысячелетий. В центре профессионального сознания нижегородцев оказался образ города как интегрирующее и дисциплинирующее начало, как точка отсчёта для любых образных структур, создаваемых в пределах городского пространства.
Яркий пример архитектурного подхода того времени - здание Федеральной налоговой службы, расположенное на периферии исторического центра Нижнего Новгорода. Постройка восстановила утраченную после сноса ветхих зданий историческую красную линию границ квартала. Четыре объема здания выглядят как обычные дома в стиле Ар-Нуво, однако это именно четыре разных дома. Угловая башня кажется гигантским устройством вроде репродуктора, из которого один за другим выталкиваются: круглая башня с вертикальными окнами-тягами, дом в стиле венского Сецессиона и разбитый мелкими окошками дом провинциального модерна.
В книжечке с историческими справками от оганизаторов есть ещё кадр из фильма "Жмурки", который снимался в начале 2000-х.
Примерно такой.
Здание Налоговой службы тут бело-зеленое на дальнем плане. За ним тот большой красный дом. А до него старые здания.
Из текста в брошюре:
На кадре из фильма "Жмурки", который снимался в первой половине 200-х годов в Нижнем Новгороде вид на здание ещё не закрывает комплекс Mont Blanc. Это сооружение представляли из себя пример постмодернизма с элементами деконструкции и намеренно контрастирует по отношению к окружению своими внушительными размерами и отсутствием декоративных деталей. Здание состоит из двух основных совершенно различных объёмов, прорезающих друг друга. Один - малоэтажный, белый, с тёплой штукатурной текстурой, другой - высокий, холодный металлический и стеклянный, серый с зелёным. Высота здания повышается вглубь квартала, образуя живописные террасы с видом на центр города и Волгу.
Выдернула примерно этот же ракурс из Яндекс-карты.
Тут уже бело-зелёное-серое здание и есть Монблан. Он полностью загораживает здание Налоговой службы. А от того красного дальнего видна лишь тонкая полосочка слева.
Дом Ключарёва
Современный дом, построенный по проекту архитектора Е. Л. Кармазиной в 1998 году. В основу здания лёг неосуществлённый проект 1839 года на постройку дома Ключарёва городового архитектора Г. И. Кизеветтера
Жилой дом общества политкаторжан,
построенный по инициативе Сергея Александровича Акимова
До революции на данном участке стояли дома известных пароходчиков Торсуевых. В 1921 году по инициативе Феликса Дзержинского и Яна Рудзутака была основана общественная организация «Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев». В конце 1920-х годов общество организовало по всей стране строительство жилых домов для своих членов. Здания представляли собой нечто среднее между общежитием и клубом, выступая аналогом домов-коммун. Деятельность организации продлилась до 1935 года, когда общество было ликвидировано, а многие из его участников репрессирован
Историческая справка
Дом Павла Климова — представитель «археологического» направления антиакадемической эклектики был построен в начале 1870-х годов. В архитектурно-художественном отношении здание совмещает в себе приёмы, характерные для архитектуры эклектики и мотивы народного деревянного зодчества, в частности Нижегородскую глухую домовою резьбу. При этом декор дома не был стилизован под старину, а являлся творческой переработкой русских народных традиций. Здание является одной из первых построек, в которой глухую рельефную резьбу использовал профессиональный архитектор.
Арестный дом при Земской управе
Арестный дом начали возводить в конце 1850-х, а завершили уже после 1904 года. Оба дома спроектированы архитектором Николаем Ивановичем Ужумедским–Грицевичем (1822–1877). Он участвовал в создании нижегородского телеграфа, застраивал Малую Покровскую, проектировал дома знатных горожан (купцу Н. Нестерову, купцу 1-й гильдии А. Шушляеву, Е. Гребенщиковой и другим).
Здание выполнено в кирпичном стиле (разновидность эклектики), который вошёл в обиход в конце XIX века как наиболее экономичный, качественный и долговечный. Его часто использовали при строительстве казенных учреждений, промышленных и транспортных объектов, а также военных сооружений. Особенностью стиля было отсутствие наружной штукатурки с декором из фигурного кирпича.
Источник: https://novation-nn.ru/arestnyi-dom-v-nizhnem-novgorode
Симпатишно...
Усадьба Башкирова. Флигель
1902-1903 год
Очень люблю модерн
Конюшенный корпус той же усадьбы
Там и въезд скрасивый.
Фото из инета:
Дом-музей Горького
Игорный дом А. И. Троицкого
Здание построено в начале XX века как жилой флигель. В 1905 году его выкупил Александр Иванович Троицкий. Через три года после реконструкции (предположительно автором её стал архитектор С. А. Левков) Троицкий открыл здесь игорный дом, в котором играли на деньги в карты, бильярд и шахматы.
По одной из легенд, однажды соперником владельца дома по игре в шахматы стал Михаил Иванович Чигорин. Он занимал только первые места на всероссийских турнирах, блестяще выступал в Лондоне, Будапеште, Вене, Монте-Карло и других городах. После победы Чигорин оставил свой выигрыш Троицкому с условием, что тот больше не будет проводить подобные партии, чтобы не порочить игру. В память об этом событии Троицкий украсил дом в шахматных мотивах, а именно – разместил над входом две склоненные за шахматной партией головы, которые издали можно принять за львиные, или головы египетских сфинсков, или авгуров (римских предсказателей).
Шахматисты за партией. Хех...
Дом Георгиевского братства с часовней
Построен в 1902—1903 годах
Крестьянский поземельный банк — архитектурный ансамбль в историческом центре Нижнего Новгорода. Построен в 1913—1916 годах. Автор проекта — российский архитектор, инженер и дизайнер Ф. О. Ливчак.
Внутренние интерьеры главного здания частично изменены в 1936 году по проекту архитектора А. А. Яковлева. Наибольший интерес представляет помещение зимнего сада на втором этаже, с мраморным фонтаном, росписью и мозаичным полом.
Интерьеры
Взято вот отсюда: https://nn.mk.ru/social/2024/02/09/nizhegorodcam-pokazali-dvorec-detskogo-tvorchestva-posle-remonta.html
Дом пароходного общества «Дружина» — памятник градостроительства и архитектуры в историческом центре Нижнего Новгорода. Построен в 1854—1855 годах в кирпичном стиле, по проекту архитектора Ивана Кострюкова.
Ой! Рыбка!
Горький повсюду!
Памятная доска фотолетописцам!
Макси́м Петро́вич Дми́триев (21 августа 1858 — 21 октября 1948) — нижегородский фотограф XIX — XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества.
Андре́й О́сипович Каре́лин (16 июля 1837, Тамбовский уезд, Российская империя — 31 июля [13 августа] 1906, Нижний Новгород) — русский фотограф, работавший в Нижнем Новгороде, один из основоположников русской школы художественной фотографии, живописец. Член Русского фотографического общества.
Фотография Дмитриева
Фотография Карелина
Китайские ярмарочные ряды. Акварель по фотоотпечатку. А. О. Карелин, И. И. Шишкин
Прервусь. Продолжение следует