Одним из значений перевернутого Туза Мечей, вполне себе рабочим и по сей день, является беременность. И очень интересно мне было обнаружить, откуда это значение предположительно взялось. Казалось бы, какое нам может быть сейчас дело до Столетней войны во Франции, которая, по сути, являлась внутренней семейной разборкой за обладание королевским престолом? И тем более как это связано со значением этого Туза? Вот такие вещи прям поражают, когда натыкаешься на них.
Откуда вообще мы сегодня знаем какие-то значения карт? Как известно, одним из зачинателей оккультной "картономантии" (именно "картоно-", а не "карто-", т.е. гадания по бумаге, cartonomancie, ну или гадания по кускам картона, если угодно, чтобы не было иллюзий, чем мы тут занимаемся) был Жан-Батист Альетт, более известный как Эттейла, и именно он, как пишет Андрей Костенко в своей книге "Введение в Таро Эттейлы", "первым дал себе труд составить и опубликовать список прорицательных значений карт", которые позднее у него были позаимствованы Уэйтом. Сам Эттейла утверждал, что "научился примитивному методу чтения карт, вытягиваемых из колоды одна за одной, еще в 1753 году у неких трех пожилых людей". Что это были за люди, черт его теперь знает, но можно утверждать, что в народе, естественно, какие-то гадательные значения ходили и карты для гадания применялись.
У Эттейлы используются французские масти - привычные нам червы, пики, крести и бубны, которым соответствуют итальянские масти - кубки, мечи, жезлы/скипетры и монеты (денарии, пентакли). Прямой пиковый Туз у него означает Крайность, со Страстью, и безумную любовь ("чтобы ее унять, надо заставить работать по восемнадцать часов в день на пахоте; средство египетское"). А вот перевернутый пиковый Туз - это как раз беременность, которая "ни в коем случае не связана с фигурой, но может принимать значение изобилия или плодородия; поскольку беременность является порождением человеческого вида (?? животных он не видел никогда что ли ??), она не может быть меньше, чем произрастание пшеницы, которое затем становится изобилием".
И тут в книге Робера Амбелена "Драмы и секреты истории" я натыкаюсь на такой факт, что на Тузе Мечей Марсельского Таро на самом деле изображен герб Жанны так называемой д'Арк. "Так называемой", потому что никогда она так не именовалась во Франции. Ее называли Орлеанской девой, Девственницей Франции, Дамой дез Армуаз, но не д'Арк. А меч этот не просто какой-то там обычный, а, предположительно, меч Карла Мартелла, освободителя Европы от арабов, и этот меч Жанна сломала о спины шлюх, когда гоняла их по своему военному лагерю, браня своих солдат за то, что накануне сражения те после исповеди не предпочли преисполняться благодати, а позвали девочек.
Амбелен личность примечательная: мартинист, оккультист, специалист по магии, теургии и астрологии, великий иерофант и прочая, прочая... В "Драмах..." он продвигает какую-то свою линию партии, поэтому к его тезисам, его интерпретациям явлений и фактов следует относиться крайне осторожно и не принимать за чистую безапелляционную монету, а подает он именно в такой манере, тем не менее очень интересно. Во-первых, никакой простой пастушкой Жанна не была, а была она незаконнорожденной дочерью королевы Франции Изабо Баварской и Луи Орлеанского, брата мужа Изабо Карла VI Безумного. Отсюда и возможность появления герба у "пастушки". Во-вторых, никто ее не сжигал, она после всех событий вышла замуж, получила фамилию дез Армуаз и отправилась в какие-то новые военные походы. В общем, мать ее Изабо "была большая шлюха", как позднее выразился один из внуков Изабо, король Людовик XI, сетовавший, что он даже не знает, потомком какого мужчины является. Поскольку незаконнорожденность была нормой, на гербах таких детей использовалась некая темная полоса, которая указывала на сей факт происхождения.
Амбелен пишет, что "в обычных колодах... пиковый туз... означает "забава", то есть сексуальное приключение, прелюбодеяние, блуд и т.д.", ну а беременность - перевернутый пиковый туз, видимо, как результат и некоторое препятствие дальнейшим приключениям.
Таким образом, когда Карл VII наделил Жанну ее личным гербом, в нем "вместо классической полосы, чересчур недвусмысленно говорящей о незаконорожденности как следствии прелюбодеяния, что не могло не вызывать вопросов, гербовые судьи Карла VII использовали символическую композицию".
Остается открытым вопрос, что появилось раньше - гадательные значения пикового туза или герб Жанны на этом тузе.