«Весеннее обострение удивительная вещь: с ума сходят даже те, у кого и ума-то никогда не было». Народная интернет-мудрость.
Весной статистика правонарушений резко по параболе взлетает вверх. Всё почему? Потому что граждане с неустойчивой психикой «выходят на охоту». А все прочие, как ранее казалось, нормальные, тоже перестают таковыми быть. И «нездраво» реагируют на самые простые раздражители. Есть ли оно – это самое «весеннее обострение»? Является ли оно серьезной проблемой? А может вообще вымысел и совпадение, и ничего такого весной особенного не обостряется?
Цифры в мешке не утаишь
Криминальная активность весной меняется: по данным охранной компании «Delta Системы безопасности», количество правонарушений, совершаемых в пограничном психическом состоянии, увеличивается в 2–3 раза по сравнению с другими сезонами.
Как сие комментируют? Ну, считают, что основные причины – это обострение нервных расстройств и психической нестабильности у людей. В кафе, барах, ресторанах и магазинах в геометрической прогрессии вырастает число вызовов охраны. Да и сама структура правонарушений меняется. На первый план выходит хулиганство — 50–60% случаев. Серебро весной берут нарушители общественного порядка – 30%. Тут важно то, что в остальное время года чаще фиксируют кражи и проникновения, но весной на первый план выходят агрессивное поведение и конфликты.
Эксперты связывают эту тенденцию с сезонными психоэмоциональными колебаниями и рекомендуют бизнесу усиливать меры безопасности. А то мало ли кому в голову придет выйти на шоппинг с молотком и побить витрины. Или зеленкой плеснуть на платье от Диора или сумочки от Гуччи.
Сезонный бизнес
Обострение весной? Да, есть, считает практикующий психолог и преподаватель психологии Александра Копецкая. Врачи «не психиатры» говорят, что проблема с витамином D, да и общий авитаминоз в наличии. Зимой солнца действительно мало, а солнце не только витамином снабжает, а, в первую очередь, энергией.
«Как психолог могу сказать, что, когда мало солнца, мы получаем мало приятных эмоций, потому что мы боремся за выживание. И вот это напряжение в конце концов приводит нас к истощению. Совершенно естественно, что нам не хватает именно эмоциональной выносливости. Много солнца – хорошая погода, цветы и свежие фрукты поддерживали бы нас. И мы легко решали бы свои рабочие и житейские задачи», - говорит Копецкая.
По словам специалиста от психологии, она ведет многолетнюю статистику, которая показывает устойчивый ритм обращений. Психологический бизнес – он сезонный, утверждает Копецкая. И сезон этот только раз в году: с середины февраля по май. Так что можно смело утверждать о весеннем всплеске.
Инфошум в каждой голове
Надо понимать, что наступила и идет эпоха развития информации. И поэтому, когда человечество сталкивается с бурным информационным потоком, многие этого не выдерживают, рассказывает социолог психиатрии Лева Меир. Возникает определенная форма поведения, девиации.
«При этом что мы можем считать психическим заболеванием? Многие говорят, что психическое, душевное заболевание, пока оно не несет угрозы другому человеку, можно никак не ограничивать. В том числе и медикаментозным лечением», - говорит социолог.
Также эксперт уверен, что никакого весеннего обострения не существует. Это просто термин: «Весенняя резкая перемена погоды может влиять на настроение и состояние. И все. На психическое состояние душевно больных весна действует точно так же, как и на всех остальных. Иной статистики нет. И я не находил никаких подтверждений психическим весенним обострениям».
Кен Кизи как зеркало психиатрии
Один из главных литературных романов ХХ века – это произведение Кена Кизи «Над Кукушкиным гнездом». Не книгочеи должны знать этот роман по фильму в русском переводе «Пролетая над Гнездом Кукушки». Автор придумал идею книги, когда работал в госпитале для ветеранов.
Писатель и литературовед Богдан Костелецкий считает, что в этом романе уникальна идея общества отверженных, когда и государство, и общество отталкивают от себя ненужных людей, да еще и пытаются их изолировать.
«Главная концепция романа – изоляция, в рамках которой создается такое же тоталитарное общество, как и внешнее, только уже немножко по другим законам. Нормальный человек Рэндл Патрик Макмерфи, да, хулиган и девиант, но он играет роль психически больного. Просто потому, что не хочет садиться в кутузку. Попав в больницу, он встречает там совершенно нормальных людей. Здесь важна роль сестры Ретчед, которая заставляет людей ощущать себя психами. Ретчед – это система», - подчеркивает литературовед.
«Мама, мы все тяжело больны, мы все сошли с ума» (с) В. Цой, группа «Кино»
В 1937 году американский психолог Дэвид Розенхан поставил эксперимент, который в каком-то смысле переворачивает с ног на голову все общепринятые постулаты о нормальности и ненормальности. Ученый отправил в психбольницы здоровых людей, с целью изучить работу учреждений. И знали бы вы что из этого вышло…
12 псевдопациентов прибыли в 12 клиник. Через некоторое непродолжительное время 11-ти из них был поставлен диагноз шизофрения, а одному – биполярное расстройство. Примечательно, что настоящие пациенты клиники почти сразу распознавали среди них «притворщиков», в отличие от персонала.
Эксперимент продолжился вторым этапом, в ходе которого доктор Розенхан предупредил руководство клиник, что в течение 3 месяцев направит к ним несколько симулянтов. Врачи тщательно проверяли пациентов и выявили 41 «обманщика». Но главная сенсация: Розенхан не отправлял никого – все 41 человек были настоящими пациентами с психическими расстройствами.
Вывод, который напрашивается сам собой: нельзя однозначно декларировать, что есть норма и нормальность. Ну, и, возвращаясь к теме нашей статьи, все мы можем по весне в той или иной степени «обостриться». Давайте сглаживать углы и становиться терпимей друг к другу!