Найти в Дзене
Просто о психологии

Институт брака обречен? Мнение молодого поколения

Формирование у современной молодежи приверженности традиционным семейным ценностям является одним из приоритетов государственной политики на протяжении последних лет. Но для того чтобы эффективно воздействовать на молодежь, формировать у нее соответсвующие ценностные ориентации и стремления, необходимо понимать, какие факторы влияют в целом на отношение молодых людей к институту семьи, в чем причины зачастую скептического восприятия ими нарратива, касающегося традиционной семьи. Об этом нам рассказала Николаева Алла Алексевна, кандидат социологических наук, заведующая кафедрой «Теория и практика управления» МГППУ. В различных научных публикациях мы можем встретить следующие тезисы: - молодежь подвержена влиянию современной глобальной культуры, которая продвигает ценности индивидуального успеха, свободного поиска идентичности, презрительного отношения к старшему поколению, поэтому она отвергает как традиционные представления о семье, так и сложившиеся стереотипы о ролях мужчины - добыт

Формирование у современной молодежи приверженности традиционным семейным ценностям является одним из приоритетов государственной политики на протяжении последних лет. Но для того чтобы эффективно воздействовать на молодежь, формировать у нее соответсвующие ценностные ориентации и стремления, необходимо понимать, какие факторы влияют в целом на отношение молодых людей к институту семьи, в чем причины зачастую скептического восприятия ими нарратива, касающегося традиционной семьи. Об этом нам рассказала Николаева Алла Алексевна, кандидат социологических наук, заведующая кафедрой «Теория и практика управления» МГППУ.

Мнение социума давно перестало быть ведущим при принятии основных решений - так что же влияет на их решение о браке? Фото: www.freepik.com
Мнение социума давно перестало быть ведущим при принятии основных решений - так что же влияет на их решение о браке? Фото: www.freepik.com

В различных научных публикациях мы можем встретить следующие тезисы:

- молодежь подвержена влиянию современной глобальной культуры, которая продвигает ценности индивидуального успеха, свободного поиска идентичности, презрительного отношения к старшему поколению, поэтому она отвергает как традиционные представления о семье, так и сложившиеся стереотипы о ролях мужчины - добытчика и защитника и женщины - матери и хранительницы семейного очага;

- проблема сохранения традиционной семьи имеет достаточно длинную историю и глубокие корни. Многие молодые люди уже выросли и сформировались как личнсти в семье с одним родителем, в окружении любого представителя молодого поколения есть те, кто пережил развод родителей, зачастую осложненный скандалами, судебными разбирательствами и иными весьма травмирующими детскую психику обстоятельствами. Получив в детском или подростковом возрасте негативный опыт семейной жизни, пусть и пока не собственной, молодежь оттягивает или вовсе отказывается от брака, а иногда и от любых сеьезных отношений, предполагающих рождение детей и возникающие в связи с этим обязанности;

- молодое поколение живет в совершенно иной информационной и коммуникативной среде по сравнению со своими родителями, не говоря уже бабушках и дедушках. Также уровень сервиса и различных «потребительских радостей», доступный современному жителю даже небольшого города, не говоря уже о мегаполисах, столь высок, что нет необходимости жить вместе и рожать детей, чтобы обеспечить себе заботу и комфортный быт.

Подобные рассуждения можно часто встретить и в публицистике, и в серьезных научных публикациях. Означает ли это, что институт семьи не имеет перспективы и через 100-200 лет мир будет населен одинокими стариками, забота о которых ляжет на государство?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, и специалисты в области демографии дают самые разные прогнозы трансформации семьи и брака, в том числе и весьма негативные. Однако социологи, изучающие общественные установки по отношению к семье, говорят о преемственности таких семейных ценностей, как любовь, уважение, доверие, взаимопомощь. Некоторый оптимизм внушает и отношение к традиционной семье представителей молодого поколения, для которых она продолжает оставаться одной из самых главных ценностей. Это означает, что традиционная семья - это не пережиток прошлого, а необходимый обществу институт, ценность которого не зависит от уровня развития технологий, науки и потребительских стандартов. И современная молодежь в большинстве склонна воспринимать традиционную семью, понимаемую как союз мужчины и женщины, находящихся в законном браке, в качестве необходимой части своей жизни. Однако в вопросах, касающихся распределения ролей в семье, совместного проживания со старшими родственниками, необходимости рождения детей, у молодых людей другое, отличное от традиционного мнение. Это говорит о том, что понимание традиционной семьи будет пересматриваться, корректироваться с учетом современных тенденций.

Но что мы вообще на данный момент знаем о том, каковы основные функции семьи? И, главное, что думают представители молодого поколения о необходимости семьи? Нашу публикацию дополнил опрос Савченко Ирины Алексеевны, кандидата политических наук и доцента кафедры «Теория и практика управления» МГППУ.

Если рассматривать семью с точки зрения социологической науки, то можно выделить два главных направления ее определения и изучения.

Первое рассматривает семью как социальный институт. Такое рассмотрение предполагает изучение в первую очередь норм и правил, которые регулируют отношения в семье, а также места и роли семьи в обществе. Если, исходя из такого понимания семьи, попытаться ответить на вопрос, поставленный в названии, то можно сказать, что семья нужна прежде всего для социализации человека, то есть его приобщения к правилам и нормам того общества, в котором он живет.

Другой достаточно распространенной трактовкой семьи является ее рассмотрение как малой социальной группы, и внимание акцентируется на отношениях между ее членами, мотивации тех или иных поступков. В данной трактовке семья нужна для близости, поддержки, взаимопонимания.

Нынешние поколения не строят семьи из желания упростить быт или решение экономических вопросов. Но какие мотивы становятся ведущими? Фото: www.freepik.com
Нынешние поколения не строят семьи из желания упростить быт или решение экономических вопросов. Но какие мотивы становятся ведущими? Фото: www.freepik.com

Если говорить в целом о функциях семьи, то в научной литературе, посвященной данной тематике, принято выделять следующие:

- воспроизводственную, поскольку именно в семье человек воспроизводится как в физическом, так и в культурном, социальном и морально-нравственном смысле;

- воспитательную, включающую не только воспитание детей, но и самовоспитание родителей;

- хозяйственно-бытовую, означающую совместное ведение хозяйства, распределение бытовых обязанностей;

- экономическую, то есть обеспечение необходимых материальных условий для жизни;

- эмоциональную и психотерапевтическую, отвечающие за удовлетворение таких важнейших человеческих потребностей как забота и любовь.

Эти функции являются общими, характерными для любой семьи, независимо от культурно-исторического контекста. Они важны для понимания того, что такое семья в абстрактном смысле. Но каждый конкретный человек рано или поздно формулирует свое собственное понимание семьи, связывая с ней свои личные ожидания, надежды и представления. И это понимание формируется у него под влиянием как собственного жизненного опыта, включая опыт близких друзей и родственников, так и под воздействием неких распространенных в обществе на определенном этапе его развития представлений и культурных образцов, на которые ориентируется большинство людей, воспринимая их в качестве поведенческой модели.

Для того, чтобы обнаружить эти модели, выявить важные для современной молодежи характеристики семьи как института, проводятся разнообразные исследования, социологические опросы, изучение общественного мнения. Опираясь на данные и результаты этих исследований, можно высказать несколько соображений, которые конечно же не являются исчерпывающей характеристикой представлений современной молодежи о семье.

Во-первых, для современных молодых людей наиболее значимой является эмоциональная и психотерапевтическая функции семьи, а экономическая и хозяйственно-бытовая отходят на второй план.

Во-вторых, представления о благополучной семье у молодежи формируются в основном под влиянием личного опыта, роль СМИ, школы, иных институтов важна, но второстепенна.

В-третьих, у значительного количества молодых людей существуют значительные расхождения между представлениями об идеальной семье, как «местом, где любят, понимают и принимают» и реальным опытом семейной жизни, который не учит ни любви, ни пониманию.

В первую очередь решается вопрос самоактуализации, а уже позже - создания семьи. Фото: www.freepik.com
В первую очередь решается вопрос самоактуализации, а уже позже - создания семьи. Фото: www.freepik.com

Какая же модель семейного поведения становится преобладающей для современной молодежи? Ее можно описать следующим образом: сначала нужно получить образование, найти хорошую работу, которая обеспечит приемлемый уровень материального благосостояния, а потом уже создавать семью. Семья нужна прежде всего для любви и поддержки, поэтому если она начинает тяготить, перестает быть местом психологического комфорта, то лучше развестись и попробовать создать семью с другим человеком. Конечно, такая семья не предполагает много детей, достаточно одного-двух.

Разумеется, описанная модель не является ни исчерпывающей, ни единственно возможной, но она вкратце характеризует весьма распространенные представления о семье, которые практикуются современными молодыми людьми.

В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на радикальные экономические, политические и социальные перемены, которые претерпело наше общество в последние 30 лет, семья продолжает оставаться одной из главных ценностей для человека, а представление о счастье немыслимо без любящей семьи. Это дает основания надеяться, что институт семьи и в будущем будет играть роль основной ячейки общества, и традиционные семейные ценности будут занимать центральное место в системе ценностей человека.