В недавней публикации на канале был разбор интересного явления, которое появилось, как можно понять из публикации, далеко не в наши дни. Речь в ней идёт о том, насколько оправданы «далеко идущие выводы» одних применительно к другим. Там описывается, например, как актёр Этуш послал актёра Яковлева идти работать вместо театра на завод. Кому интересно, вот ссылка на статью:
Так вот. Ещё более интересным явлением представляется то, когда, казалось бы, очевидные бездарности вдруг добиваются большого успеха. Что это? Неужели снова зависть или просто талант проглядели?
Явление Бузовой
Возьмём, к примеру, Ольгу Бузову. Она вот уже 20 лет не слезает с телеэфиров, поёт, пляшет, играет главные роли в кино, её книги можно встретить в книжных магазинах Москвы и Петербурга, а её имя пишут на афишах МХАТ им. Горького, где Бузова играет в спектакле. Не говоря уже про интернет.
При этом Бузову ругают все, кому не лень:
То есть вроде бы все всё понимают, а что толку?
Несмотря на это, у Бузовой миллионы подписчиков и полный ажиотаж на её концертах. Даже Лариса Долина столько поклонников не имеет. Как такое может быть? Где логика?
А логика проста. Ларчик просто открывался. Это, как говорится, есть вещи, заметные и очевидные всем, а есть вещи не всем заметные и очевидные.
О Стравинском и Рахманинове
Один искусствовед-биограф, который изучал творчество русских композиторов ХХ века, описывал в своей книге историю жизни композитора Игоря Стравинского и композитора Сергея Рахманинов. Очень интересно.
В своё время оба композитора (и Стравинский, и Рахманинов) эмигрировали из России в США. Однако прижиться и разжиться там деньгами удалось не каждому, замечает автор.
Так, например, Рахманинов, всю оставшуюся жизнь страдал вдали от родины, не принимал американский менталитет, вёл закрытый образ жизни и так и не смог научиться продавать свои произведения за рубежом. Можно поэтому предположить, что родись Рахманинов не в России, а в США, он бы никогда не стал великим композитором, потому что не смог бы в США продать себя из-за своей закрытости.
В то же время Стравинский прекрасно себя чувствовал в США, раздавал интервью направо и налево всем западным СМИ, перезнакомился со всеми нужными людьми и его произведения раскупали в США, как горячие пирожки. Стравинский стал бы великим композитором в любом случае, что в России, что в США, потому что, следуя этой логике, был очень смелым и общительным человеком, как в музыке, так и по жизни.
В чём причина таких разных подходов к одной и той же реальности у двух великих русских композиторов?
В том, утверждает исследователь, что писать музыку — это один талант, а продавать её — это совсем другой талант.
Таким образом, Рахманинов обладал музыкальным талантом, но совершенно не обладал талантом коммерческим. А Стравинский обладал обеими талантами сразу.
Неочевидный для всех талант
Ведь коммерческий талант это не хуры-мухры. Взять, к примеру, реальность простых обывателей: один человек всю жизнь бьётся головой о стену, чтобы заработать много денег, да так и помирает в нищете, а другой человек ничего особенного, казалось бы, не делает, и всю жизнь при этом купается в деньгах. Коммерческий талант, умение зарабатывать деньги — это тоже талант, данный не каждому. Для этого, кстати, и нужен коммунизм. Но это уже другая тема.
Так вот и Бузова примерно то же самое. Нет у человека музыкального таланта, нет достойных вокальных данных, ну не Людмила Зыкина она и не Алла Пугачёва, и писательским талантом она, можно сказать, тоже не обладает, не Агата Кристи и не Надежда Тэффи, и как актриса явно не Раневская с Дорониной. Это мягко говоря.
Но есть у человека коммерческий талант. Умеет человек продавать себя. Вот она умеет, а другие нет. В этом и секрет успеха Бузовой. Человек умеет зарабатывать деньги. Подобные мнения о Бузовой уже также высказывались некоторыми публичными людьми.
Некоторые люди, особенно успевшие пожить в другой советской реальности, никак не могут уяснить, что при капитализме таланты не нужны. Точнее, нужен только один талант — коммерческий. Всё остальное, кто бы что ни говорил по-старинке, уже давно не суть важно.
Вы можете трижды или четырежды быть прекрасным вокалистом, художником, поэтом, дизайнером или фотографом, да кем угодно, но если вы не обладаете умением себя продавать, своё дело, вы в современном мире обречены на фиаско, никакого успеха не будет.
Увы, таких примеров сегодня миллионы. Такова реальность капитализма. Ну, а Бузова — типичное его порождение. И ещё далеко не самое худшее.