Снова возвращаемся к теме концентрационных лагерей. Попались архивные документы по концлагерю Марибор, Словения, шталаг XVIII D. Как оказалось тоже почти неизвестный концлагерь.
Википедия о данном лагере приводит следующую информацию.
Первоначально, он был предназначен для содержания военнослужащих западной союзнической коалиции, преимущественно французов, британцев, греков, австралийцев, новозеландцев и югославов.[5][6][7] Они подпадали под действие Женевской конвенции об обращении с военнопленными (1929) и, таким образом, были зарегистрированы Красным Крестом как военнопленные.[3][8] После начала операции Барбаросса, существующий лагерный комплекс был расширен путём создания полностью отдельного и изолированного «Russenlager» («Русского лагеря» или русской секции Шталаг XVIII D), оборудованного для содержания исключительно захваченных в плен солдат Красной Армии.[5]
Лагерный комплекс был рассчитан на 15.000 военнопленных, эта цифра была даже превышена к январю 1942 года.[5][11] Согласно данным словенского исследователя и историка Даниэля Ситера, к началу декабря 1941 года в лагере находилось около 1.400 пленных советских солдат (первые имеющиеся количественные данные по советским военнопленным), максимальное количество достигло к январю 1942 года (более 5.000 советских военнопленных).
Первые советские военнопленные поступили в лагерь в середине сентября. К апрелю 1942 года многие советские пленные умерли в «Русском лагере», главным образом, из-за эпидемии тифа, голода и психофизического истощения. Последнее подтверждается разницей в данных за февраль-апрель 1942 года, когда количество советских пленных сократилось на 4.301 человека, и, согласно данным за анализируемый период, количество пленных, используемых в качестве рабочей силы, практически не изменилось.[4] К июлю 1941 года в Шталаге XVIII D содержалось около 4.500 британских заключенных и заключенных Содружества, захваченных в Греции и на Крите. Изначально, пока строились бараки, условия были плачевные: свыше 1.000 человек размещалось в палатках. В начале 1942 года вспыхнула эпидемия тифа. Однако, по мере того, как война продолжалась, ситуация улучшилась.[15]
Самый высокий уровень смертности среди пленных красноармейцев пришелся на период с осени 1941 по весну 1942 года, когда было уничтожено несколько тысяч советских военнопленных. Источники подтверждают, что около 5.000 умерших советских солдат,[1][2][11] похоронены на ближайшем францисканском кладбище в районе Побрежье.[16]
В Мариборе – районе Мелье, в помещении бывшего «Русского лагеря», как части общего лагерного комплекса, действуют Международный исследовательский центр Второй мировой войны (МИЦ Марибор) и Музей Шталага XVIII D[1][2][20].
В сентябре 2011 года президент Республики Словении д-р Данило Тюрк посетил бывший лагерь и открыл установленную перед зданием мемориальную доску, символично заложив камень в основание будущего МИЦ Марибор[25].
Он был учреждён в декабре 2017 года на месте заброшенного старого склада как некоммерческая организация на основании меморандума, который Республика Словения и Российская Федерация подписали в феврале 2018 года, основной целью и предназначением которой являются научно-исследовательская, академическая, публицистическая, образовательная и мемориальная деятельности в помещениях бывшего лагеря для советских военнопленных с целью сохранения исторической памяти, правды и уроков о нацистско-фашистских ужасах и причинённых ими страданиях[26]. 30 сентября 2021 года, по случаю 80-летия прибытия первого поезда с советскими военнопленными на территорию оккупированной Словении, МИЦ, в помещении бывшего лагеря, торжественно открыл проект «Поезд памяти».
В архивах ЦАМО тоже приведены ряд документов по данному лагерю.
При этом данные по погибшим воинам очень разнятся.
Возьмем для исследования первый и последний лист документа 1946 года со списком погибших воинов и попробуем установить данные на погибших.
Взяв 26 фамилий воинов для исследования, результат получился следующий.
На 20 воинов удалось установить полные данные. Были исправлены ошибки у пяти воинов в фамилиях (выделены жирным шрифтом), у всех удалось установить отчество и место рождения. Наличие лагерного номера у каждого их них дает возможность утверждать, что все приведенные данные правильные.
На 6 воинов данных не удалось найти, возможно допущена ошибка и при более длительном изучении вариантов можно будет найти и на этих воинов данные. По крайней мере по воинам, имеющим лагерный номер эта вероятность очень высока. Нужно просто составить список всех советских воинов погибших в данном концлагере.
Если учесть, что на основании меморандума, который Республика Словения и Российская Федерация подписали в феврале 2018 года, основной целью и предназначением которой являются научно-исследовательская, академическая, публицистическая, образовательная и мемориальная деятельности в помещениях бывшего лагеря для советских военнопленных с целью сохранения исторической памяти, хочется просто спросить: А что сделано за 7 лет для восстановления данных на погибших в концлагере воинов? И где об этом можно почитать?
Как видите пример довольно наглядный, можно сделать все, если делать, а не толкать лозунги.
В свободном доступе нашел фото, если это мемориал на месте захоронения воинов погибших в концлагере Марибор, то не подскажите: где 206 могил, указанных в документе 1946 года.
Будет, наверное, правильно привести несколько данных по конкретным братским могилам для наглядности.
Для начала приведем списки с архивного документа 1947 года и с паспорта захоронения 2010 года, а потом те данные которые получатся в результате исследования.
Возьмем три конкретные братские могилы № 159, 160 и 161.
Братская могила № 159
В списке архивного документа указано, что захоронен 21 воин.
В результате удалось установить данные на 20 воинов. У 6 воинов были допущены ошибки в фамилии и имени. К сожалению, на одного воина не удалось найти данных, можно только предположить, что допущена ошибка в написании данных. Думается, что не у кого не вызывает сомнение, что по таким данным родные найдут своего солдата гораздо быстрее.
Братская могила № 160
В списке архивного документа указано, что захоронен 15 воинов.
В результате удалось установить данные на всех 15 воинов. У 3 воинов были допущены ошибки в фамилии.
Братская могила № 161
В списке архивного документа указано, что захоронен 27 воинов.
В результате удалось установить данные на 26 воинов. У 10 воинов были допущены ошибки в фамилии и имени. К сожалению, на одного воина не удалось найти данных, можно только предположить, что допущена ошибка в написании данных.
Как видите на фото общие плиты и, наверное, список от А до Я, а как же быть с могилами воинов. Вот и получается по Черномырдину «Хотели, как лучше, получилось, как всегда.
Помним, Гордимся, Чтим