С церковными службами Страстной седмицы, когда вспоминаются последние дни земной жизни Иисуса Христа, соотносятся пять икон из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, которые оказались в собрании Музея имени Андрея Рублева. Первоначально все иконы имели серебряные басменные оклады.
Огромный по тем временам трехъярусный иконостас собора Кирилло-Белозерского монастыря состоял из двадцати пяти икон. Работы велись в монастыре около 1497 года тремя художниками, безусловно, с помощниками. В их произведениях обнаруживается заметная разница в манере живописи, за которой опознается происхождение иконописцев. Один из них был москвичом, два других скорее всего прошли выучку в Новгороде и Ростове.
Первоначально цикл «Страстей» в кирилловском иконостасе состоял из девяти икон. Именно ростовскому художнику приписывается создание тех пяти икон, что находятся в Музее имени Андрея Рублева: "Приведение к Пилату» ("Христос перед Пилатом"), «Шествие на Голгофу», «Утверждение креста», «Снятие со креста», «Положение во гроб». В свое время при ремонте монастырского Успенского собора они были изъяты из иконостаса и хранились отдельно.
В композиционной организации названных икон можно заметить интересную особенность: наиболее наглядно и полно их достоинства выявляются при их
демонстрации в сомкнутом виде. Эффект этот, насколько можно судить, учитывался при создании икон именно для тяблового иконостаса, где иконы
стояли сомкнуто, одна к одной.
Содержание икон соответствует тексту всех четырех канонических
Евангелий, только сюжет «Утверждение креста» восходит к апокрифическому Евангелию от Никодима. Образ «Приведение к Пилату» ("Христос перед Пилатом") соединяет рассказы из Евангелий от Матфея и от Луки. Его редкой особенностью является изображение прокуратора Иудеи, сидящего на своем судейском кресле вместе с первосвященниками Анной и Каиафой, что не согласуется с римской судебной практикой. Согласно Евангелию от Иоанна, иудеи не вошли в преторию, чтобы не оскверниться от язычников перед праздником Пасхи. Данный иконографический извод показывает, что средневековые художники обладали известной степенью творческой свободы, в том числе при изображении евангельских сцен.
На иконе объединены разновременные части рассказа. Главное событие здесь – омовение Понтием Пилатом рук перед народом в знак отстранения от неправедного суда над Иисусом. Связанный Христос стоит слева у подножия лестницы. Ступени, изображенные в ракурсе под наклоном, придают неустойчивость стоящему на вершине судейскому креслу, ножка которого оказывается висящей без опоры. Христос изображен со связанными руками в лиловом с голубыми пробелами хитоне. В одеяниях остальных персонажей преобладают голубовато-зеленые тона. В проработке доспехов воинов мастер добился эффекта сияния металла.
Следующая икона, «Шествие на Голгофу», изображает двух разбойников
и Симона Киринеянина, несущих кресты, воинов, ведущих связанного Христа, и шествующих за ними жен, включая Марию. Как и на иконе «Приведение к Пилату», на воинах античные доспехи, у одного из них щит с рельефом
головы Медузы Горгоны. Художник обыгрывает сопоставление
киноварных копий охраны и ажурных крестов в руках шествующих на Голгофу.
В образе «Утверждение креста» главный из крестов приобретает вид
грозного орудия, он нависает над сценой, подчеркивая неотвратимость
трагедии. Голгофа представлена на фоне иерусалимской стены с пещерой
и головой Адама в глубине. К кресту поднимаются небольшие уступы. Два
работника укрепляют крест. Справа иудеи, включая священников, жестикулируя, обсуждают происходящее. Живопись иконы исполнена аналогично двум предшествующим произведениям и принадлежит тому же художнику.
Образ «Снятие со креста» наиболее сложный по композиции. Ступив на лестницу, Иосиф из Аримафеи бережно снимает тело распятого Иисуса. Тело поддерживает, как бы принимая на себя всю его тяжесть, Богоматерь; за ней три другие Марии: «...Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Мф. 27. 56). У подножия креста некто, возможно, из слуг Иосифа Аримафейского вынимает последний гвоздь из левой ступни Христа. За ним, воздев руки в скорби, стоит молодой апостол Иоанн Богослов. С небес слетают два ангела. Произведение принадлежит автору остальных икон Страстного цикла, но отличается от них большим цветовым богатством и усложненностью нюансировки. К сожалению, стена Иерусалима на втором плане подверглась переработке; в отличие от остальных икон цикла она имеет голубовато-зеленый цвет.
Композиция иконы «Положение во гроб» обладает предельной четкостью. Пейзаж меняется, хотя действие разворачивается на фоне Голгофского креста. Тело Христа, обвитое Иосифом Аримафейским «чистою плащаницею», было положено в «новом своем гробе», который, однако, не высечен в скале, как о том повествует Евангелие (Мф. 27. 59–60), а стоит на открытом пространстве на фоне гор. К телу припадают Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, за ними – три Марии и муж средних лет. Над ними разлетаются с трагической вестью два ангела. Основную часть иконной плоскости занимает гористый пейзаж. Предполагается, что глаза молящегося смотрят на горы со стороны врат Иерусалима.
Автор икон Страстного цикла обладал высоким уровнем мастерства, в его интерпретации смягчен трагизм событий евангельского повествования. Природа его образов соответствует стилистике иконописи позднего XV века с отчетливым московским влиянием.
Образ «Приведение к Пилату» («Христос перед Пилатом») представлен на выставке «Иконопись Ростова. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний», которая проходит в Музее имени Андрея Рублева до 25 мая 2025 года. Остальные иконы вы можете увидеть в постоянной экспозиции музея.
В публикации использованы материалы монографии Г.В. Попова «Иконы XIII–XV веков из собрания Музея имени Андрея Рублева»
Адрес Музея имени Андрея Рублева: Москва, Андроньевская пл., 10 (м. Римская, Площадь Ильича). Часы работы - на сайте музея.
___
Спасибо за лайки, репосты и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!