Найти в Дзене
Scale attack

Самый массовый "американец". Танк "Шерман" M4A2 (75) (Звезда №5063, масштаб 1/72)

Доброго времени суток, коллеги и интересующиеся историей! Об этом танке можно говорить бесконечно долго, модификаций и подвидов было столько что почти о каждом можно отдельную книгу писать, поскольку выпускался танк с американским автомобильным размахом. Да-да, я опять о "Шермане". Сегодня герой этой статьи модификация M4A2 (75). Предысторию создания этого отличного среднего танка можно прочитать здесь. Сегодня же постараюсь осветить только одну модификацию. А в планах собрать всю линейку. Но планы планами, а как выйдет сами знаете кому известно... Как я уже упоминал ранее, параллельно производились танки как с литыми корпусами, так и со сварными. В качестве первого сварного варианта "Шермана" была модификация M4. Корпуса правда у некоторых корпуса были смешанными. То есть литой лоб совмещали со сварной кормой. Изначально, планируемая к установке пушка 76 мм к моменту начала производства не успевала, поэтому на танк ставили хорошо освоенное 75 мм M3. То самое, которое шло сначала на

Доброго времени суток, коллеги и интересующиеся историей! Об этом танке можно говорить бесконечно долго, модификаций и подвидов было столько что почти о каждом можно отдельную книгу писать, поскольку выпускался танк с американским автомобильным размахом. Да-да, я опять о "Шермане". Сегодня герой этой статьи модификация M4A2 (75). Предысторию создания этого отличного среднего танка можно прочитать здесь. Сегодня же постараюсь осветить только одну модификацию. А в планах собрать всю линейку. Но планы планами, а как выйдет сами знаете кому известно...

-2

Как я уже упоминал ранее, параллельно производились танки как с литыми корпусами, так и со сварными. В качестве первого сварного варианта "Шермана" была модификация M4. Корпуса правда у некоторых корпуса были смешанными. То есть литой лоб совмещали со сварной кормой. Изначально, планируемая к установке пушка 76 мм к моменту начала производства не успевала, поэтому на танк ставили хорошо освоенное 75 мм M3. То самое, которое шло сначала на Гранты и Lee. M4A2 начали выпускаться с весны 1942 года. Выпуск развернули масштабно. Были привлечены 5 заводов: Fisher Tank Arsenal, Pullman-Standard Car Company, American Locomotive, Baldwin Locomotive Works, Federal Machine and Welder. Наделали танков в варианте M4A2 аж 8053 штуки. То есть именно M4A2 стал самым массовым "Шерманом".

Танк был защищен лобовой броней толщиной 51 мм, броня по бортам (как и на корме) была толщиной 38 мм, а днище и крыша бронировались листами толщиной до 25 мм. Кстати, изначально танк не имел дополнительных бронированных накладок по бортам. Башня была всегда литой и была забронирована ожидаемо лучше корпуса - 76 мм в лобовой проекции и 51 мм по бортам и сзади. Вооружался он как 75 мм орудием M3,так и 76 мм орудием M1. Именно калибр орудия и указывается в скобках. Помимо пушки, танк имел на вооружении 2 пулемета Browning M1919A4 калибра 7,62 мм из которых один был спарен с орудием, второй ставился в лобовом листе и был курсовым. Еще один пулемет, был крупнокалиберный Browning M2HBВ с калибром ствола 12,7 мм. По идее он был нужен для стрельбы по воздушным целям, но в СССР в основном применялся по пехоте. Экипаж 5 человек. В качестве двигателя применили спарку дизелей General Motors 6046. Это было сделано с учетом того, что танк планировался к активным поставкам по ленд-лизу в СССР, а у нас, как известно бензиновые двигатели не жаловали. Как и с нашими "тридцатьчетверками" даже в пределах этой модификации были разные варианты исполнения. Менялся как корпус так и башня.

                              Ранняя версия M4A2 (75) (иногда ее назвают просто M4)
Ранняя версия M4A2 (75) (иногда ее назвают просто M4)

Очень интересно конечно искать информацию по американским танкам, однако дело весьма непростое и требует определенного времени. Возможно я смогу помочь немного разобраться в этой модели "Шермана". Для этого воспользуюсь, наверное, самым полным сайтом по этой боевой машине. Как и у нас, есть множество мелких отличий одного завода-производителя от другого. Но в общих чертах можно проследить некую эволюцию танка. Итак, изначально танк имел выступы в местах посадки механика-водителя и его помощника (пулеметчика), наклон верхнего лобового листа составлял 57 мм (в некоторых источниках называется "глассис") и он соединялся с литой деталью низа корпуса посредством планки с болтами. Позже убрали выступы и уменьшили лист наклона до 47 градусов что положительно повлияло на снарядоустойчивость. Это произошло примерно летом 1943 года. Примерно в это же время появилась дополнительная броневая защита, так называемой, "мокрой" боеукладки в виде дополнительных плит толщиной 25 мм. Не буду останавливаться на объяснении что такое "мокрая боеукладка" потому что если вы дочитали до этого места, то это понятие вам знакомо и так)))

  "Шерман" выпуска примерно начала лета 1943 г так как защиты боеукладки еще нет, а корпус уже спрямленный.
"Шерман" выпуска примерно начала лета 1943 г так как защиты боеукладки еще нет, а корпус уже спрямленный.
                          M4A2 (75) позднего выпуска (башня самого последнего варианта)
M4A2 (75) позднего выпуска (башня самого последнего варианта)
                                                Схема-чертеж M4A2 75 поздего варианта
Схема-чертеж M4A2 75 поздего варианта

Башня за время производства менялась трижды. На приведенном ниже фото, как раз их основные отличия. Взял я этот разъясняющий рисунок с инструкции от декалей "Colibri" что есть у меня. Выпуск M4A2 продолжался до мая 1945 года.

                                     Четко расписано когда какая башня производилась
Четко расписано когда какая башня производилась

В СССР было поставлено 2007 танков вооруженных 75 мм орудием. По своей баллистике и бронепробиваемости орудие M3 соответствовало нашему Ф-34. Однако удобство управления как танком так и его вооружением, качество сборки, надежность были выше нашей "тридцатьчетверки". Чего стоил один только стабилизатор орудия! Обзорность "эмчи" как машину называли в СССР была на голову выше отечественных танков. Да, многие наши танкисты поначалу не ценили "американца", считали его капризным. Но грамотный экипаж мог ощутить все преимущества этой "иномарки". Я прекрасно понимаю что у нас Т-34 собирали деды и пацаны, а в США этим занимались профессионалы с опытом конвейерного производства автомобилей. Но если ставить на весы боевые возможности Т-34-76 (именно с 76 мм орудием, а не с 85 мм!),как по мне, объективно американский танк лучше. Американцы гораздо больше продумали и удобство работы экипажа. Один из наиболее известных наших танкистов, воевавший на "Шермане" - Дмитрий Федорович Лоза. Вот как он отзывался о комфорте танка "Для нас тогда это было нечто. Как сейчас говорят - евроремонт! Это была какая-то евро-квартира! Во-первых, прекрасно покрашено. Во-вторых, сидения удобные, обтянуты были каким-то замечательным особым кожзаменителем. Если танк твой повредило, то стоило буквально на несколько минут оставить танк без присмотра, как пехота весь кожзаменитель обрезала. А всё потому, что из него шили замечательные сапоги! Просто загляденье!". Вот еще из его воспоминаний; "Уже после войны, я долгое время искал ответ на один вопрос. Если загорался Т-34, то мы старались от него отбежать подальше, хотя это запрещалось. Боекомплект взрывался. Некоторое время, с полтора месяца, я воевал на Т-34, под Смоленском. Подбили командира одной из рот нашего батальона. Экипаж выскочил из танка и немцы зажали их пулеметным огнем. Они залегли там, в гречиху и в это время танк взорвался. К вечеру, когда бой затих, мы подошли к ним. Смотрю, командир лежит, а кусок брони размозжил ему голову. А вот когда Шерман сгорал, то снаряды не взрывались. Почему так?"

Хотя, конечно не может танк обладать одними только плюсами. Одним из минусов были обрезиненные гусеницы, которые при гололеде не давали нормального сцепления а при жаре плавились, высокий цент тяжести снижающий остойчивость машины. Тот же Лоза отмечал и этот минус: "Высокое расположение центра тяжести было серьезным недостатком Шермана. Танк часто опрокидывался на бок, как матрешка. Вот благодаря этому недостатку я, возможно, и остался жив. Воевали мы в Венгрии, в декабре 1944 года. Веду я батальон, и ,на повороте, мой механик-водитель ударяет машину о пешеходный бордюр. Да так, что танк перевернулся. Конечно, мы покалечились, но остались живы. А остальные четыре мои танка прошли вперед и там их сожгли."

                                Д.Ф. Лоза (1922 - 2001)
Д.Ф. Лоза (1922 - 2001)

Подводя итоги, могу сказать, что в те времена, когда американцы действительно хотели и были нашими союзниками, они помогли нам одолеть фашизм, в том числе и поставками "эмчи". Потому как поставки свыше 2000 только этой модификации, это серьезное подспорье на фронте. Так что мы не всегда были противниками.

Касаемо модели от "Звезды", могу сказать что модель очень неплоха в сборке, качественное литье. Главный минус, как мне кажется, это крепление пластиковых гусениц и материал из которого они сделаны. В остальном только похвала ребятам из Лобни. Здесь я давал обзор на этот набор. Какие же альтернативы есть у моделиста? Танк настолько популярен, что проще отметить кто его не делает. Поэтому сегодня немного освещу именно 1/72 масштаб. Итак ранний M4A2 можно собрать, ну например из "Драгона" или не самого древнего Heller ну или помучить себя UMом

В более поздней модификации Шерман предлагает собрать тот же "Dragon" но почему-то в варианте....трофея, ну и вот "Звезда". Кажется никого не обошел вниманием. Есть еще каки-то быстросборки от Italeri, но полноценными моделями их не назвать.

                                                       Поздний "Шерман"
Поздний "Шерман"

Весь процесс сборки и окраски был освещен тут и тут. Но поскольку у меня остались декали от Колибри, чувствую что к теме M4A2 (75) в Советской армии я еще вернусь. Ну а вот что у меня получилось из набора "Звезды". Пытался обрезать фото одинаково, однако в галерее все равно получились разнокалиберными.... Спасибо за внимание!