Найти в Дзене
Я вправе

3 истории пассажиров, которым удалось выжить в поезде в адскую жару, и добиться в суде компенсации от РЖД за невыносимые условия поездки

Оглавление

Жительница Югры за свои же деньги приобрела себе билеты в ад. Точнее, она думала, что покупает билеты на поезд, в котором ей гарантировали комфортную поездку с кондиционером и прочими удобствами. Вместо этого ей с детьми пришлось ехать в невыносимой духоте с температурой +37 в вагоне.

Несмотря на то, что семье чудом удалось добраться до места назначения, женщина решила наказать перевозчика и подала на него в суд. В результате исковые требования были удовлетворены и теперь «дочке» РЖД придется выплатить ей компенсацию.

На примере этой и других историй рассказываем, на какую сумму компенсации морального вреда можно рассчитывать, если вам пришлось ехать в душном поезде. Практика показывает, что тема не теряет актуальности и россияне регулярно сталкиваются с невыносимыми условиями поездки: неработающими кондиционерами и температурой как в сауне.

источник: vecteezy.com
источник: vecteezy.com

История №1

Жительница ХМАО вместе со своими детьми отправилась летом к морю на поезде. И крупно пожалела: в вагоне не работал кондиционер, а температура превысила 37 градусов. Хотя женщина неоднократно жаловалась и проводнику, и начальнику поезда – результата это не принесло.

По возвращении домой женщина подала в суд на Федеральную пассажирскую компанию (дочку РЖД) и потребовала компенсировать вред, который причинили ей и детям невыносимыми условиями поездки.

▶️ В суде перевозчик пытался доказать, что тариф, по которому женщина приобрела билет, и не предусматривал работу кондиционера. Странно конечно, а для чего тогда был кондиционер в вагоне – для красоты или в качестве арт-объекта?

Но даже если пассажир приобрел себе билеты по тарифу «погорячее» это не значит, что перевозчик может допускать в вагоне температуру как в сауне. Вообще-то помимо тарифа билета есть еще и СанПин, по которому температура в пассажирских вагонах не должна быть ниже 22 и выше 26 градусов (согласно таблице 29 приложения 1 к СанПину).

❗К тому же в п.4.4.11 СанПина говорится, что температура воздуха не нормируется только для вагонов без кондиционера, а в вагоне он был, просто не работал.

Нижневартовский городской суд в итоге занял сторону женщины. Аргументами в ее пользу стали: наличие кондиционера в вагоне и то, что женщина неоднократно пыталась решить вопрос мирно и не доводить до суда.

▶️ Суд постановил выплатить ей компенсацию морального вреда в размере 7 000 рублей и по 10 000 рублей каждому ребенку. Помимо этого ФПК должна заплатить штраф 50% от присужденной суммы за отказ добровольно удовлетворить требования потребителей.

История №2

Семья из Коми (2 взрослых + 2 детей) ехала в Анапу с пересадкой в Москве на поезде № 563. Радость от предстоящей встречи с морем омрачали условия поездки. В плацкартном вагоне, забитом под завязку, не работал кондиционер. В результате температура воздуха варьировалась от 30 до 33 градусов (35 градусов (!) при посадке).

Пассажиры тщетно пытались решить проблему с помощью проводника, звонили на горячую линию, написали жалобу в книге жалоб поездной бригады, но кондиционер так никто и не починил и в другой вагон их не пересадили.

На железной дороге посчитали, что 2000 бонусов от РЖД – достаточная компенсация за причиненные семье неудобства. Но семья с ними не согласилась и вначале направила предложение о добровольной компенсации морального ущерба в ФПК, а затем – обратилась в суд.

▶️ Интинский городской суд Республики Коми изучил представленные доказательства и счел их достаточными для подтверждения некачественно оказанной услуги, в их числе:

✅ билеты, подтверждающие заключение договора перевозки;

✅ рапорт начальника поезда, из которого следовало поступление жалоб на неработающий кондиционер (вообще он оформлял его для начисления семье бонусов в виде компенсации, а получилось, что помог выиграть суд);

✅ коллективные жалобы, зафиксированные в Книге жалоб и предложений – то есть жаловалась на условия поездки не одна семья, а многие пассажиры вагона;

✅ документы осмотра вагона перед поездкой, которые не подтверждали проверку кондиционера.

Потребовалось 10 месяцев судебных разбирательств и дело дошло до Верховного суда Республики, чтобы пассажиры смогли одержать победу и с перевозчика за нарушение санитарных требований в их пользу взыскали:

➡️ по 10 000 рублей компенсации морального вреда взрослым + 5000 рублей штрафа за нарушение прав потребителей;

➡️ по 15000 рублей каждому ребенку + 7500 рублей штрафа.

Общая сумма компенсации – 75 000 рублей на семью из 4 человек (см. Апелляционное Определение СК по гражданским делам ВС Республики Коми).

История №3

В Удмуртии «Федеральную пассажирскую компанию» также обязали компенсировать пассажирам духоту и жару в вагоне.

Истец приобрела в туристической компании путевки на базу отдыха для 38 пассажиров (среди которых были дети) с проездом стоимостью 398 тыс.р.

По словам истца в вагоне стояла невыносимая жара, в кипятильнике и туалете была ржавая вода из-за чего дети начали испытывать недомогание: слабость и тошноту. В связи с этим она потребовала уменьшить стоимость билетов и компенсировать моральный вред.

▶️ Рассмотрение дела дошло до Верховного суда Удмуртии. Суд установил, что при посадке температура воздуха в вагоне во время стоянок составляла 29 градусов, а при движении – понижалась до 26. Это не соответствовало требованиям СанПин, поэтому судом были удовлетворены требования истицы:

➡️ Стоимость проездных билетов для пассажиров уменьшили на 46 000 р. (в общем).

➡️ Кроме того, в пользу каждого пассажира взыскана компенсация морального вреда в 10 000 р., а также штраф за отказ добровольно удовлетворить исковые требования потребителя - 5 000 р.

⛔ А вот связь между температурой в вагоне и ухудшением состояния здоровья пассажиров суд счел недоказанной (по сообщению объединенной пресс-службы судов республики).

История №4

Специально приведем одну историю «неуспеха», в которой истице не удалось добиться выплаты компенсации морального вреда.

▶️ Россиянка ехала в поезде «Новокузнецк — Анапа» с кондиционером и биотуалетом. Но в дороге кондиционер сломался и в вагоне стало невыносимо жарко: температура воздуха приближалась к отметке +32 градуса, что превысило допустимые нормы.

К тому же в вагоне приостановили подачу горячей и холодной воды, и закрыли туалеты, из-за чего женщине приходилось ходить в соседние вагоны (правда, в пути эта проблема была решена).

Пассажирка жаловалась начальнику поезда и просила ее пересадить, но свободных мест не нашлось. Они сама составила акт о неудовлетворительных условиях поездки, но начальник поезда отказался его подписывать и составлять свой.

По возвращении она обратилась в суд с требованием о взыскании с ФПК 40 000 рублей компенсации морального вреда и выплаты штрафа за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований.

🚫 Но суд посчитал, что перевозчик исполнил свои обязанности перед пассажиркой и сделал все зависящее от него для устранения недостатков:

✅ доставил ее в Анапу до места назначения;

✅ устранил проблему с водой;

✅ пересадил женщину в другой вагон при первой возможности.

При этом факт причинения вреда жизни и здоровью женщины установлен не был. Поэтому в выплате компенсации морального вреда женщине отказали (см. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда по делу № 33-20048/23(2-744/23)).

❗Можно сделать вывод, что судами при рассмотрении данной категории дел важное значение уделяется тому, предпринимали ли какие-то действия сотрудники поезда, чтобы помочь пассажирам: пытались ли отремонтировать кондиционер, предлагали ли пересесть на свободные места и пр. Если да – то в выплате компенсации могут отказать.

Что нужно знать: как получить компенсацию за поездку в душном вагоне

Пассажиры, которые столкнулись с невыносимыми условиями поездки, могут получить компенсацию вреда в досудебном (что – редкость) или судебном порядке (что встречается чаще). В своих требованиях пассажиры могут опираться на положения:

1. Устава железнодорожного транспорта (18-ФЗ от 2003 года).

2. Приказа «Минтранспорта России №352 от 5 сентября 2022 года «Об утверждении Правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».

3. Федерального закона № 2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей».

4. Санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», которые регулируют допустимую температуру в вагонах.

Порядок действий должен быть примерно следующим:

1. Если в вагоне невыносимо находиться, нужно пожаловаться начальнику поезда. Возможно, он сможет решить вопрос с кондиционером, пересадить пассажиров или (если ничего предпринять не получится) – составить акт, в котором будет описана сложившаяся ситуация. Этот важный документ в дальнейшем поможет пассажирам взыскать компенсацию. Не лишним будет оставить свою претензию к условиям поездки в Книге жалоб.

2. Составить претензию в адрес перевозчика и потребовать у него компенсацию вреда в добровольном порядке. Обычно сами железнодорожники не торопятся с выплатой компенсации за «незабываемую поездку». Если повезет – начислят бонусы РЖД, но для многих пассажиров такая форма компенсации не представляет интереса.

3. Если ответ на письменную претензию пассажиру не понравился, он имеет право обратиться в суд для получения компенсации морального и материального вреда (например, взыскать стоимость лечения и медикаментов) со ссылкой на Закон о защите прав потребителей. Суды обычно занимают сторону пассажиров, но размер компенсации обычно небольшой – в пределах 10 тыс.р.

▶️ Наконец, стоит порекомендовать пассажирам еще на этапе покупки билетов уточнять условия поездки (конечно, это не 100% гарантия того, что проблем не возникнет, но по крайней мере у перевозчика не будет шанса сослаться на то, что «ваш тариф не включал кондиционер»). Так при выборе билета рядом должна быть указана «снежинка» — это значит, что в вагоне есть установка кондиционирования воздуха,

Еще одной подсказкой станет буквенно-цифровое указание класса и характеристик вагона в билете: например, 1Т, 2Э, 3Э (оно может отличаться в зависимости от перевозчика). О том, как расшифровывается класс билета и входящие в него услуги у ФПК можно узнать здесь.